Содержательная характеристика определения межличностных отношений
Существует определенная трудность, с которой мы сталкиваемся, изучая взаимоотношения между человеческими группами. Межгрупповые отношения всегда реализуются конкретными личностями. Общество получает возможность организовать себя через личностей. Индивид способен принять социальные отношения, связанные с другим человеком, в том случае, если для этого есть общая основа, то есть если индивид считает другого индивида своим, принадлежащим той же социальной группе. Если этого не происходит, то у личности формируется отрицательное отношение к воздействиям другого. Личность – это индивид, приобретший свойства элемента социальной системы (социальной группы). По словам И.Сушкова(8), понимание личности сводится к тому, что личностью он называет способ, которым социальная группа производит другую социальную группу. Для нас не является секретом тот факт, что на стремления и цели индивида оказывают существенное влияние социальные группы. Это подметили такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Георг Зиммель, Курт Левин, Гордон Олпорт и др. Так как личность является продуктом межгрупповых отношений, а также одновременно является и их носителем. Социальная система должна быть исследована не только снаружи, но и изнутри, с помощью тех психологических механизмов, которые реализуют отношения между социальными группами на уровне конкретного человека. На основе вербальных ответов получают свои эмпирические данные о групповых феноменах большинство исследований по межгрупповым отношениям. Исследования показали, что человеческая культура накопила довольно таки точную базу понятий, с помощью которых личность может удовлетворительно дифференцировать персональное и групповое поведение личности и людей. Несомненно, межгрупповые отношения не только принципиально важны и являются условием существования социальных групп как психологического феномена, но и также влияют на эффективность социальной системы. Межличностные отношения, по мнению многих психологов, являются одной из важнейших и наиболее подробно изученных проблем, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Психолог Л.Я.Гозман(26) в своей книге «Психология эмоциональных отношений» выделяет, к примеру, два аспекта отношений между людьми: это субъективный и объективный.
Таблица 1.2
Л.Я.Гозман(26) считает межличностные отношения принципиально отличными от межгрупповых и, тем более, общественных отношений. Хотя последние, по словам автора, могут в какой – то степени осуществляться в процессе межличностного общения. Другой отечественный психолог Н.Н.Обозов(2) в своей книге «Межличностные отношения» рассматривает психологические отношения в одном ряду с другими формами общественных отношений, такими как производственными, политическими, правовыми и прочими отношениями. Он выделяет структуру психологических отношений.
Рис.1.
«В реальной жизнедеятельности людей все виды взаимодействий пронизаны личными отношениями (симпатиями – антипатиями)» (с.4). Здесь, по сравнению с предыдущей позицией разница во взглядах существенна. Так как психологические отношения это довольно таки самостоятельная форма общественных отношений, то деловые отношения уже не рассматриваются, как пример межличностных отношений и с его позиции они дифференцированы от них. Здесь, в этом случае межличностные отношения рассматриваются не только с точки зрения оценочного компонента, но также и предусматривается действенный компонент, что дает нам возможность определять состояние готовности субъектов к взаимодействию. Если рассматривать общие положения в этих двух доктринах, то мы можем уловить в них одно – это то, что межличностные отношения в них рассматриваются с позиций отношений отдельных индивидов друг к другу, и они могут быть противопоставлены отношениям между социальными группами. Позиция Г.М.Андреевой(17) показывает нам более отчетливую картину, где выделяет отношения общественные, межличностные, а также отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые отношения. Ее взгляд на отношения межличностные и общественные определяется тем, что «…необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности» (с.80). Она утверждает о том, что человек одновременно способен реализовать два рода отношений: и безличных, и личностных.
Таблица 1.3
«Деятельность в группе задает еще один ряд отношений (кроме межличностных): отношений, опосредованных совместной деятельностью (с.87). Отношения между личностями в группе становятся взаимоотношениями, так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений участников взаимодействия друг с другом. Общество и человек становятся наиболее чувствительными к групповым взаимоотношениям, и наибольшее своё внимание концентрируют именно на них. Критерии выделения самостоятельных уровней организации человеческих взаимоотношений достаточно неопределенны и во многом зависят от проницательности исследователя, а также и от предмета его изучения. На сегодняшний день очевидными выделяются три формы существования межличностных отношений: 1) физические объединения; 2) биологические объединения; 3) социологические объединения. Попробуем графически представить это на рисунке.
Цели взаимодействия:
объект воздействия Физический
? Биологический
?
Группа как субъект Социологический воздействия Рис.2
Такие уровни организации взаимодействия групп как физический, биологический и социологический должны быть выделены до первоначального их разбора. Наличие знаков вопроса говорит о возможности выделения и других уровней. Существует предположение, что отношения проходят эволюционный путь развития, который характеризуется сменой одного уровня на другой. Каждый новый уровень не просто надстраивается и подчиняет себе все предыдущие, но и становится новой сущностью этой вещи. Наша задача – оценить то, какую роль играет каждая из трёх сторон в изучении закономерностей развития отношений в группе. Эмпирические исследования. Физический уровень анализа наиболее привычен человеческому познанию. Отношения между людьми легче всего склоняют исследователя к анализу с использованием физических понятий. Практика показывает, что физическое всегда присутствует в нашем социальном поведении. К ним следует отнести предсказания астрологии, хронобиологии, которые всегда ориентировались на сочетание физических и биологических закономерностей. Также поведение спасающейся толпы, которая одержима паническим страхом хорошо может быть выражена с помощью законов, близких к физическим. В одних случаях физический уровень будет играть решающую роль для развития межличностных отношений, в других – его влияние его будет ничтожно. Рассматривая биологический уровень. Мы должны учесть тот факт, что по сравнению с физическим и социологическим уровнем развития отношений, он остается наименее освоенным. Этот уровень представляет собой новый, по сравнению с физическим, и предусматривает собой скачок в развитии и организации отношений. Необходимое условие самосохранения – появление приспособительных механизмов. Простое уравновешивание как это происходит в физической среде, становятся невозможным, т.к. слишком коротка была бы жизнь в резко меняющихся условиях окружающей среды. Поэтому глубинная цель любого живого организма в акте межгруппового взаимодействия – приспособления себя и/или подчинение других к факторам окружающей среды. Материальной основой достижения такой цели – появление нервной системы, и способности к психическому отражению. При анализе социологической стороны нам необходимо найти принцип, который биологическое действие превращает в действие социальное, то есть принцип, при котором психологическое отношение, регулирующее активность субъекта, превращается в социально – психологическое отношение, за которым стоит опыт групповой жизни человека. В зарубежной социальной психологии сложилось более десятка крупных направлений, которые занимаются изучением взаимодействия групп.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |