Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области



2019-12-29 293 Обсуждений (0)
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Методическое письмо

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г., к 2008 году завершен переход 8 - 11 классов общеобразовательных школ Ярославской области на БУП-2004 и федеральный компонент государственного образовательного стандарта по химии. 

В методическом письме ГОУ ЯО ИРО «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» были подробно рассмотрены следующие вопросы:

- основные нормативные документы для организации учебного процесса при изучении химии (Приложение № 1);

- специфика целей изучения химии на базовом и профильном уровнях в соответствии с содержанием федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии;

- особенности содержания курса химии для профильных классов;

- организация учебного процесса при изучении химии;

- реализация содержания по предмету «Химия»;

- учебники и УМК по химии;

- оснащение учебного процесса.

В 2008-2009 учебном году по-прежнему актуальным останется вопрос о количестве часов, отводимых на изучение химии в 8-11 классах

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение химии в средней (полной) школе на базовом уровне выделяется 70 часов (по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах); на профильном уровне – 210 часов (по 3 ч в неделю в 10 и 11 классах).

В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей на элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность отводится от 8 до 12 учебных часов на два года обучения, например, для агротехнологического профиля (как примера одного из возможных вариантов реализации технологического профиля) - 10 ч.; для биолого-географического, химико-биологического, физико-химического профилей – 12 ч.

Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных учебных предметов по химии.

При большом числе учащихся, желающих изучать химию более глубоко, школа имеет право добавлять на изучение химии к 3 недельным часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 1- 2 часа в неделю за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные учебные предметы. («Вестник образования» №13-14, 2005г., с. 63). Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей химии могут служить:

- авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением химии, например, Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. Органическая химия. 10 кл. - М.: Просвещение, 2002; Шелинский Г.И., Юрова Н.М. Химия. 11 класс. - М.: Книжный мир, 2003.

- программы элективных предметов, например, Программы элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение /авт.-сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2005; программы элективных предметов, печатающиеся в журнале «Химия в школе».

Преподавание курса химии базового уровня обучения в универсальных классах может осуществляться в объеме 2 часов в неделю. В этом случае дополнительный 1 час в неделю может быть предоставлен из числа часов, отводимых на элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по химии для базового уровня.

При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц, из заменяющих), может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по химии.

Таким образом, образовательные учреждения могут при необходимости (при наличии образовательного запроса обучающихся) увеличить число часов на изучение химии на базовом уровне до 2-х; на профильном уровне до 4-5. Дополнительные 1-2 часа в неделю можно добавить из компонента общеобразовательного учреждения учебного плана.

Реализации целей химического образования способствует пропедевтическая подготовка учащихся, которая обеспечивает непрерывность и преемственность школьного химического образования и развитие учащихся средствами химии. В связи с этим образовательные учреждения вправе ввести пропедевтический курс химии в объеме 1 час в неделю по любому из существующих учебников:

· Габриелян, О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.  – М.: Дрофа, 2006.

Данное учебное пособие готовит учащихся к восприятию нового предмета «Химия» в 8 классе, базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений реакций и расчетных задач.

К учебнику издано Методическое пособие, которое содержит авторскую программу курса, примерное поурочное планирование на 1 и 2 часа в неделю, методические рекомендации к проведению каждого урока: Габриелян, О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие /О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2007.

·     Введение в химию вещества. 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Сиринъ према, 2006.

Учебное пособие содержит весь необходимый теоретический и практический материал для успешного изучения химии на первом этапе знакомства с учебной дисциплиной, то есть химией в статике, таким образом «разгружает» программу 8 класса.

К учебнику издано Методическое пособие, которое содержит авторскую программу курса, примерное поурочное планирование на 1 и 2 часа в неделю, руководство к проведению практических работ: И.Г. Остроумов, И.В. Аксенова, Т.В. Сажнева: Методическое пособие к учебнику И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна, «Введение в химию вещества . (7 класс). Пособие для учителя и учащихся. – М.: Сиринъ према, 2006.

 

В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Проектирование рабочей программы позволяет педагогу выйти на уровень системной организации учебного процесса и выстроить собственный проект по реализации содержания школьного химического образования.

При составлении рабочих учебных программ курса химии следует руководствоваться Письмом Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006 года № 23/01-10 «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов», а также Методическими рекомендациями по разработке рабочих учебных программ (Румянцева Н.Ю. Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ /авт.-сост. Румянцева Н.Ю. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2007. – 29 с)

В 2008-2009 учебном году в большинстве образовательных учреждений Ярославской области преподавание химии будет продолжаться по УМК О.С. Габриеляна.

Тем не менее, учителя вправе выбирать учебники других авторов из числа учебников, указанных в Федеральных перечнях учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-2009 учебный год. (Приказ МО и науки РФ от 13.12.2007 № 349). (Приложение № 2; сайт Минобразования и науки РФ http://www.mon.gov.ru)

Выбор учителями и образовательными учреждениями прочих учебных изданий: учебных пособий, дополняющих и расширяющих учебники, тетрадей, атласов, хрестоматий, задачников, а также справочной и энциклопедической литературы не ограничивается какими-либо нормативными актами и является вопросом профессиональной ответственности педагогов. Такие издания используются без рекомендации федерального органа управления образованием.

 

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.

Наличие комплекса учебного оборудования, необходимого для реализации программы по химии, умение учителя рационально и эффективно его использовать, отобрать необходимые средства для урока, владение на высоком уровне техникой лабораторных работ – составляют важнейшие условия организации в школе химического эксперимента. А для успешного осуществления последнего необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности.

Некоторые наиболее важные  требования к кабинету химии, рекомендации по удалению излишков химических реактивов в кабинете химии приведены в Приложении № 3; Перечень нормативных документов применительно к учебно-материальной базе кабинета химии – в Приложении № 4.

Химический эксперимент – источник знания о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, формирования диалектико-материалистического мировоззрения, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Исходя из возможностей школьного кабинета химии учитель может изменить структуру представленного в примерной или в авторской программе практикума, например, увеличить число лабораторных опы­тов в сельских школах за счет сокращения демонстраций – это позволяет сделать небольшая наполняемость классов, особенно в малокомплектных школах.

При изучении химических свойств соединений некоторые демонстрационные и лабораторные опыты, заложенные в примерной или авторской программе, допускается не выполнять при отсут­ствии в кабинете химии необходимых реактивов; в этом случае необходимо предусмотреть их демонстрацию с видеоролика.

Сокращение числа демонстраций и лабораторных опытов не должно помешать учащимся выйти на уровень требований стандарта в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.

 

В 2008 году для выпускников общеобразовательных учреждений Ярославской области в качестве формы итоговой аттестации по химии определен единый государственный экзамен. Эксперимент же по введению единого государственного экзамена по химии в качестве экзамена по выбору выпускников был начат в 2001 году.  В ходе эксперимента по введению ЕГЭ накоплен большой опыт практического использования его результатов, обобщенный в ежегодных методических письмах Федерального института педагогических измерений «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании химии в средней школы» Официальный сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru).

Из результатов единого государственного экзамена по химии следует, что времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса химии, не хватает для их эффективного усвоения. Методическое обеспечение и методическая проработка процесса подготовки школьников к ЕГЭ явно недостаточны. Пособия, посвященные подготовке к ЕГЭ по химии, содержат лишь экзаменационные задания с ответами. Методических рекомендаций для учителей, которые помогли бы им разбирать со школьниками вопросы ЕГЭ с наименьшими временными затратами пока еще нет. С методическими особенностями и некоторыми приемами выполнения заданий с развернутым ответам по наиболее трудным темам курса химии, таким как «Электролиз», «Химическая кинетика», «Химическое равновесие» и др. можно познакомиться на страницах научно-методического журнала «Химия в школе» (Приложение № 5).

В Ярославской области основное общее образование по всем предметам, в том числе и по химии, завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, в ходе которой проверяется соответствие их знаний требованиям Государственного образовательного стандарта.

Проведение итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений может быть различным по форме: устный экзамен по билетам, письменная итоговая работа, итоговое тестирование, защита рефератов.

В Федеральном государственном научном учреждении «Федеральный институт педагогических измерений» в настоящее время идет разработка контрольно-измерительных материалов экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме по химии, аналогичной ЕГЭ для выпускников 11 класса общеобразовательных учреждений

Поэтому для подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы учителям химии желательно на разных стадиях учебного процесса для выявления результатов обучения использовать тесты и тестовые задания.

Процесс разработки тестов и их стандартизация – чрезвычайно сложная, трудоемкая, длительная и ответственная коллективная работа ведущих специалистов РАО и тестологов, учителей и психологов, преподавателей ВУЗов и программистов.

Для подбора тестовых заданий для текущего, тематического, итогового контроля можно использовать материалы ФИПИ, ФГУ «Федеральный центр тестирования», РАО, например:

- Тесты. Химия 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006.

- Иванова, Р.Г. Химия: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. /Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко; [под ред. Г.С. Ковалевой]. – М.: Просвещение, 2006. – 80 с.: ил.

Документы по ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации выпускников  IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года представлены на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://www.ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru, на сайте издательства Эксмо htpp://www.edacation.ecmo.ru. По данным адресам размещены следующие документы: «Кодификатор элементов содержания», «Спецификация экзаменационной работы для выпускников IX; X (XI) классов общеобразовательных учреждений», «Демонстрационный материал», новый полный комплект материалов ЕГЭ -2008.

 

 

Приложение № 1



2019-12-29 293 Обсуждений (0)
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)