Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.

Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источни­ке, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако не­редко у них возникают трудности в различении цифр, похо­жих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, срав­нить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отли­чаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное на­правление движения руки при написании разных чисел. Эф­фективным для этого является обведение контура цифры:

 


Заключение

 

В раннем детстве происходит первое элементарное поз­нание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребе­нок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и зву­ков, движений. У малыша формируются хаотические, не­упорядоченные представления о количестве. Взрослые по­могают систематизировать эти впечатления, учат детей раз­личным действиям с отдельными предметами и с группа­ми предметов, обогащают их речь специфическими слова­ми, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности вос­приятия совокупностей.

При правильном обучении детей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называются разные числа.

Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогово­го числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному опре­делению.

Вот почему очень важно начинать подготовительную работу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групп предметов разной формы, цвета, разме­ров, по-разному расположенных.

К шести годам дети начинают понимать: каждое после­дующее число больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее меньше последующего на единицу. Дошколь­ники, усвоившие счет дискретных совокупностей, овладе­вают умением считать и группы предметов (1, 2, 3 пары).

В процессе развития счетной деятельности у детей пос­тепенно формируется способность абстрактно понимать числа, происходит подготовка к вычислительной деятель­ности. В дальнейшем дошкольников знакомят с арифме­тическими действиями сложения и вычитания.

Умственное воспитание ребенка связано с его чувствен­ным опытом, с развитием сенсорных процессов ощуще­ния, восприятия, представления.

Чтобы восприятие было более полным, в нем должно участвовать одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок должен не только видеть и слышать, но и действо­вать с предметами — ощупывать, производить различные движения. При формировании представлений о количест­ве особое значение следует придавать самостоятельным действиям ребенка, главное внимание обращать на разви­тие его сенсорики через организацию определенных пред­метных действий. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Эти действия способ­ствуют накоплению сенсорного опыта о количествах раз­личных предметов.

Организуя обучение детей, следует:

приучать дошкольников наблюдать за действиями взрос­лых с предметами, слушать, как словами характеризуются эти действия;

учить их действовать и сопровождать действия словами;

побуждать детей повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.

Необходимый уровень знаний детей шестого года жизни:

Знать о числе и цифрах первого десятка. Понимать и уметь объяснять разницу между количественным и порядковым счетом. Отсчитывать определенное количество предметов по образцу. Понимать, что количество не зависит от размеров предметов и расстояния между ними. Знать количественный состав чисел 2 и 3 из единиц.Считать на ощупь и вслух в пределах пяти.

 


Список литературы

 

1. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, М.: Просвещение 1987

2. Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников. М.: Просвещение 1992г.

3. Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г.

4. Лерушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, М.: Наука и жизнь. 1974. стр.194.

5. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. : 1990г.

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду, М.: Просвещение 1984.

7. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.,1990г. стр.24-37.

8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982г.

9. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием .- М.: Новиздат, 1996г. стр.

10. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М.: Просвещение 1980г.

 


Приложение 1

дошкольник математический представление цифра

Конспекты занятий, для ознакомления дошкольников старшей группы с цифрами

Занятие 1

Программное содержание: закрепить пред­ставление детей об образовании чисел 4 и 5 и упражнять в счете предметов в пределах 5; показать образование чи­сел 5 и 6 и как вести счет в пределах 6; закрепить при­емы счета; учить детей различать и называть цифры до 6;

упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко.

Материал: игрушки, у каждого ребенка по 6 кар­точек, на которых нарисовано от 1 до 6 предметов, кон­верт с цифрами в пределах 6.

Ход занятия. I часть. Дети сидят за столами. Воспитатель привлекает внимание детей к счетной доске, где на верхней полке в ряд расставлено 4 матрешки, на второй 5 елочек, и предлагает детям сосчитать предметы на первой и второй полках.

Ребята устанавливают неравенство предметов (где больше, где меньше), обозначают количество игрушек циф­рами 4 и 5. Затем воспитатель добавляет 1 матрешку на верхнюю полку. Сравнивая теперь эти две группы пред­метов (матрешки и елочки), ребята убеждаются, что их поровну, одинаковое количество, сколько матрешек, сколь­ко елочек, по пять. Воспитатель предлагает детям пере­считать игрушки на верхней и нижней полосках, назвать количество, обозначив итог числа цифрой 5. Потом во­спитатель добавляет 1 матрешку и спрашивает: «Сколько теперь стало матрешек?» Считает сам, выделяя интона­цией слово шесть и задает вопросы: «Сколько стало мат­решек? Как получилось 6 матрешек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких игрушек полу­чилось больше? Каких меньше?» Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число шесть, оно больше пяти; число шесть получилось, когда к числу пять добавили число один. Педагог предлагает число шесть обозначить цифрой шесть. (Показывает цифру шесть и ставит ее на верхнюю полку рядом с матрешками). За­тем выясняет, как сделать, чтобы матрешек и елочек ста­ло поровну (по 6). Далее воспитатель добавляет 1 елоч­ку и выясняет у детей, сколько их стало, как получилось 6 елочек, спрашивает, какой цифрой надо обозначить 6 елочек.

Физкультминутка

II часть. Дети выполняют самостоятельную работу. Воспитатель раздает детям карточки (по 6 каждому), на которых нарисовано от 1 до 6 игрушек и предлагает со­считать рисунки игрушек на карточке и разложить карточки в ряд по порядку (вверху карточка с одной игруш­кой, вторая — с двумя и т. д.). Проверяет правильность выполнения задания, проводит индивидуальную работу с теми детьми, которые затрудняются в образовании числа 6. Затем ставит на полку несколько игрушек. Дети выби­рают и показывают карточку, на которой нарисовано столь­ко же предметов, сколько игрушек на полке, выясняют, какой цифрой можно обозначить количество игрушек на полке. Педагог каждый раз вызывает 2—3 детей, предла­гает объяснить, почему они подняли данную карточку или цифру. Для того чтобы ребята лучше запомнили циф­ры, воспитатель предлагает обвести их пальцами.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь».

Занятие 2

Программное содержание: закрепить пра­вила измерения длины и ширины стола при помощи ус­ловной мерки; упражнять в сравнении чисел; закрепить навыки счета и отсчета; закрепить цифры в пределах 10.

Материал: цветные полоски для измерения величины стола, палочки, разные игрушки, комплект цифр для каждого ребенка, карточки с разным числом пред­метов.

Ход занятия. I часть. Дети сидят за столом. Воспитатель предлагает им вспомнить правила измерения величин предметов при помощи условной мерки. Затем предлагает измерить длину и ширину своего стола при помощи мерок (цветные полоски бумаги одинаковой дли­ны). Одни ребята измеряют ширину стола, другие — дли­ну. Дети выполняют задание. После этого воспитатель вызывает 7—8 человек, уточняют длину и ширину стола, число мерок, которые уложились в длину и ширину.

Физкультминутка

II часть. Воспитатель ставит на стол 7 больших ку­бов и 8 маленьких, затем обращается к детям: «Каких кубов больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? На сколько 8 больше 7? На сколько 7 меньше 8? Как до­казать, что 8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1?». Вы­зывает ребенка и предлагает ему маленькие кубики по­ставить на большие, просит рассказать, какое из чисел больше, меньше, почему так получилось? Уточняет ответ детей: «Правильно, маленьких кубов 8, больших — 7, 1 маленький куб остался без пары, а больших кубов 7, од­ного не хватило, значит 8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1. Какими цифрами можно обозначить число 7 и 8, пока­жите их, сравните их, какое число больше, какое меньше, на сколько больше и меньше?». Аналогично рассматрива­ется способ получения и сравнения чисел 8 и 9, 9 и 10.

III часть. Дидактическая игра «Назови соседей».

IV часть. Игра «Неделька». Воспитатель вызывает 7 детей к столу и раздает по одной цифре. Раздавая циф­ры, называет день недели, соотнося с цифрой. Затем дает задание ребятам построиться, начиная с первого дня не­дели (с третьего, с пятого). Ребенок с названной цифрой становится первым, а за ним выстраиваются остальные дети и называют по порядку дни недели. Игра повторя­ется 3—4 раза.

Занятие 3

Программное содержание: закрепить у детей измерение длины предмета путем последовательного накладывания нескольких равных мерок; упражнять в со­ставлении множества из разных предметов по указанному числу; закрепить количественный состав числа из единиц в пределах 5 и порядrовый счет в игре.

Материал: у каждого ребенка по 5 полосок (раз­мером от 3 до 15 см), прямоугольные мерки длиной 3 см, разнообразный счетный материал. Карточки с наклеенны­ми нитками (разными по длине).

Ход занятия. I часть. Дети сидят за столами. Воспитатель предлагает им разложить полоски в ряд сверху вниз от самой короткой до самой длинной. Вы­полнив задание, 4—5 детей дают устное описание, в каком порядке они разложили полоски. В ходе занятия педагог задает ребятам вопросы: «Равны ли между со­бой полоски?», «Почему полоски равны между собой?» и т. д. Затем предлагает детям измерить каждую по­лоску.

— Мерками вам будут служить маленькие прямо­угольники, — говорит он. — На каждую полоску поло­жите столько мерок, сколько поместится, раскладывайте их слева направо, точно друг под другом, вплотную (по­казывает).

После того как дети разложат мерки, воспитатель за­дает вопросы:

— Чему равна длина первой (второй и т. д.) полоски?

— Какая полоска самая короткая и почему?

— Какая полоска длиннее, короче?

— На которой полоске поместилось большемерок?

— Ровная ли у вас получилась лесенка? Как вы это докажете?

Для ответа вызывает 4—5 детей. В заключение воспи­татель обобщает ответы детей и говорит:

— Каждая полоска на 1 мерку длиннее полоски, ко­торая идет за ней. Все ступеньки у наших лесенок рав­ные. Поэтому лесенка ровная. Давайте это проверим.

Еще раз проверяют равенство ступенек лесенки.

Физкультминутка

II часть. Дети сидят за столами. Воспитатель гово­рит о том, что сегодня ребята будут составлять назван­ные им числа из разных игрушек. Ставит на стол мат­решку, рыбку и пирамидку. Предлагает детям считать игрушки, обращает внимание на то, что они разные. Одна да еще одна, и еще одна. Всего три игрушки. Затем ре­бята выполняют задание: ставят столько игрушек, сколь­ко поставил ведущий. Задание проверяется (опрашивает­ся 4—5 детей).

Далее педагог предлагает детям задания — составить числа 4 и 5. После выполнения каждого задания воспита­тель опрашивает 3—4 ребят, проводит с ними индивидуальную работу по закреплению составления множества и количественного состава числа из единиц.

III часть. Дидактическая игра «Угадай, в каком по­рядке». Каждому ребенку вручили по 2 карточки из кар­тона. К карточкам прикреплены нитки разной длины. На одной из карточек они постепенно увеличиваются по дли­не. Детям предлагают рассмотреть, ощупать нитки и ска­зать, в каком порядке они прикреплены к каждой из карточек, если считать слева направо. Ребята называют по порядку, какой длины нитки прикреплены к карточкам;

говорят, на котором месте самая длинная, короткая нит­ка. Игра повторяется 3—4 раза.

IV часть. Дидактическая игра «Живое слово».

Занятие 4

Программное содержание: закрепить у де­тей название плоскостных и объемных геометрических фи­гур, умение выкладывать разные геометрические фигуры из палочек (квадрат, треугольник, прямоугольник, четы­рехугольник), видеть геометрическую форму в предметах (количественный счет в пределах 10, цифры в пределах 10); упражнять детей в анализе и обследовании геомет­рических фигур осязательно-двигательным измерительным путем.

Материал: счетные палочки длиной 5 см (15—20 штук на каждого ребенка), конверт с цифрами, карточки, на которых нарисованы разные геометрические фигуры и похожие на них предметы.

Ход занятия. I часть. Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать известные им геометрические фигуры. Затем говорит: «Сегодня будем составлять раз­ные фигуры на столе из палочек, рассказывать о них». Дает задание: «Составьте квадрат и треугольник малень­кого размера». Дети самостоятельно выполняют задание, затем воспитатель проверяет, как дети справились с за­данием, задает вопросы: «Сколько палочек надо, чтобы составить квадрат? треугольник? Почему столько? Пока­жи стороны, углы их; равны ли они между собой?» Вы­зывает 4—5 детей. После этого дает второе задание: «Со­ставьте маленький и большой квадраты». Вопросы для анализа: «Из скольких палочек составлена каждая сто­рона большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя, нижняя стороны квадрата составлены из одного количества палочек?» Проверяет задание у 4—5 детей.

Следующее задание: составить прямоугольник (верх­няя и нижняя стороны, которого равны 3 палочкам, а ле­вая и правая — 2). Анализ выполнения задания проводит­ся аналогично. Затем предлагается составить любой четы­рехугольник и доказать правильность его названия. При анализе фигур обязательно учить детей сравнивать их и рассказывать, чем они отличаются, чем похожи, учить до­казывать, что фигура составлена правильно, здесь же за­креплять счет в пределах 10.

Физкультминутка

II часть. Дидактическая игра «Что изменилось». Игра проводится с плоскостными и объемными фигурами. Дети сооружают на столе какую-нибудь постройку из объ­емных геометрических фигур или узор из плоскостных. Один из играющих отходит от стола, а в это время произ­водят какие-либо изменения. По сигналу ребенок возвра­щается. Он должен определить, что изменилось: назвать точно геометрические фигуры, число их и расположение.

III часть. Дидактическая игра «Назови соседей». Воспитатель предлагает детям достать цифры и разло­жить их по порядку до 10. Показывает одну цифру и предлагает найти ее «соседей» справа и слева. Проверяет, как дети выполнили задание, спрашивает 3—4 детей пос­ле каждого задания.

Игра повторяется 4—5 раз.

IV часть. На столе много карточек, на которых на­рисованы разные геометрические фигуры и похожие на них предметы. Воспитатель дает детям задание (каждому ряду разное): подобрать круги, квадраты, прямоугольни­ки и похожие на них предметы разной величины и цвета. После того как дети выполнили задание, вызывает 5—6 детей и уточняет ход работы, проверяет, правильно ли выполнено задание.


Приложение 2



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)