Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовая политика и ее влияние на экономику



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Финансовая политика и ее влияние на экономику 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная финансовая политика есть часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня качества жизни и уровня населения [33].

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика (рис. 1.5).

Рис. 1.2 Финансовая политика государства. Источник: разработано автором по [30, 33]

Бюджетная политика основывается на законодательных актах страны, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Под понятием налоговая политика понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения [34, с. 13].

В мировой практике выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы:

1) горизонтальное и вертикальное равенство (горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги; вертикальное – что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные);

2) нейтральность налогов;

3) удобство взимания налогов для правительства;

4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;

5) трудность уклонения от уплаты налога [30, с. 25].

Кроме того, мировой практикой доказано, что: налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, у росту недоимок и штрафов; основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество); превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.; высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Она реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан страны, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между самими хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм [9, с. 83].

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой  государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Влияние финансовой политики на экономику страны, и в частности, влияние изменения государственных расходов и налогов, можно наглядно рассмотреть, введя понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве ВВП [1, с. 120].

Существует два типа фискальной политики: стимулирующая фискальная политика, имеющая своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагающая увеличение государственных расходов G, снижение налогов Tили комбинирование этих мер, и сдерживающая фискальная политика, имеющая своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагающая снижение G, увеличение T или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе стимулирующая фискальная политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Меры же сдерживающей фискальной политики в краткосрочном периоде позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и роста производства. В более долгом периоде она может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции [1, с. 121].

В краткосрочном периоде меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов госрасходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если госрасходы увеличиваются на DG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (рис. 1.3), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину DY = DGЧmg, где mgмультипликатор госрасходов, равный αg =  , где с – предельная склонность к потреблению.

В
А
В
А
с ´ D G
E = C + I + G + XN
Y = E
D Y
D Y
D Y
Y
Доход, выпуск
Доход, выпуск
E2 = Y2
E1 = Y1
E
D Y
Y = E
E = C + I + G + Xn
Y
E1 = Y1
E2 = Y2
E1 = Y1
E2 = Y2
E

Рис. 1.3 Изменение объема производства при увеличении госрасходов. Источник: [1, с. 122].

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и снижение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются на DT, то располагаемый доход Yd = Y– T возрастает на величину DТ (рис. 1.4). Потребительские доходы соответственно увеличиваются, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства на величину DY = -DT×  , где αTмультипликатор налогов.

с ´ D Т
E1 = Y1
E2 = Y2

Рис. 1.4 Изменение объема производства при снижении налогов. Источник: [1, с. 124].

Если говорить о модели товарно-денежного равновесия IS - LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги), то стимулирующая фискальная политика следующим образом отражается на смещении модели IS-LM: рост госрасходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей финансовой политики (рис. 1.5).

А
IS ¢
Ms = const
LM
Масса денег
Доход
MD
IS
Y2
Y
Y0
R
MS
MD ¢
M/P
R
R1
R0
В
Y

Рис. 1.5 Эффект вытеснения при стимулирующей фискальной политике. Источник: [1, с. 198].

 

G­ (Т¯) Þ Y­ Þ C­ Þ Y­ Þ MD­ Þ R­ Þ I¯, XN¯ Þ Y¯, где I ¯ , XN ¯ – эффект вытеснения.

Если госрасходы G увеличиваются, то совокупный доход возрастает, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Это, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги MD, что вызывает рост процентной ставки R. Повышение ставки снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта ХN. Вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет лишь YY0, а не YY2.

Стимулирующая фискальная политика при изменении уровня цен продемонстрирована на рис. 1.6:

А
А
В
R 0
R1
R 2
Р0
Р1
Р2
В
Y 1
Y * 0
C
C
AS
AS¢
AD¢
AD
Р
LM¢¢
LM¢
LM
IS¢
IS
IS
Y 2
Р
Y 1
Y * 0
Y
R
Y
Y 1
Y * 0

Рис. 1.6 Стимулирующая фискальная политика при изменении уровня цен. Источник: [1, с. 208].

 

Экономика стартует в точке С.

При росте госрасходов G (или снижении налогов Т) кривая IS смещается в положение IS¢, что отражает рост совокупного спроса до AD¢. Сдвиг AD вызывает инфляцию спроса – уровень цен возрастает до Р1. Под влиянием роста цен относительно сокращается реальное положение денег и кривая LM уходит влево. В точке А устанавливается краткосрочное равновесие.

В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно повышают ставки номинальной заработной платы, что сокращает прибыль фирм. Постепенно выпуск снижается, и кривая AS смещается влево. Сокращение AS вызывает дальнейший рост цен до Р2, что смещает LM¢ еще дальше влево. Так как предложение денег все время относительно снижается, то ставка процента возрастает (от R0 до R2). В точке В устанавливается долгосрочное равновесие при более высоком уровне цен и процентных ставок, чем в точке С, и уровень производства равен потенциальному.

В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как госрасходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.

В классической модели фискальной политике отводится не главная роль, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции. К тому же подобное повышение госрасходов и снижение налогов в финансовой системе государства вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска [1, с. 264].

 

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Таким образом, под определением финансы понимают объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства.

Необходимо отметить многообразие финансовых отношений, которые тесно связаны с разнообразными денежными отношениями.

Суть финансов проявляется в функциях, которые они выполняют. К функциям финансов относятся: распределительная, контрольная и регулирующая функции.

Понятие финансовой системы подразумевает совокупность финансовых отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения. В общей совокупности финансовых отношений выделяются три крупные сферы со своими звеньями: финансы предприятий, учреждений и организаций, страхование и государственные финансы.

Ни одно из ответвлений финансовой системы нельзя считать второстепенным. Наилучшего результата функционирования общей государственной системы можно достичь лишь при взаимодействии всех ее звеньев.

Государственная финансовая политика есть часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня качества жизни и уровня населения.

Звеньями финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Влияние на экономику может производиться посредством осуществления бюджетно-налоговой политики, в ходе которой повышаются (понижаются) госрасходы и налоги.




2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Финансовая политика и ее влияние на экономику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовая политика и ее влияние на экономику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)