Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Явля­ясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.

Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с харак­терными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китай­ском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Ки­тае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о заро­ждении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура — эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; по­гребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

Древнейшая цивилизация Шан (Инь) существовала во второй половине II тысяче­летия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Ху­нани и Цзянси. Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. При недавних раскопках обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи была обнаружена уникальная пластика - заупокойные нефри­товые фигурки. Они изображает людей разного общественного положения и этнической принадлежности.

В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Пред­меты материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуаль­ные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь. Среди находок выделяется котел Сымуудин, достигающий веса 875 кг. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические ор­наментальные мотивы и сюжетные композиции. Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об это свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и дру­гая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан — это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представ­ляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках, украшенные с четырех сторон (челове­ческими) личинами. Например, знаменитый сосуд "Тигр, пожирающий чело­века" как формально-смысловая модель древнекитайского ритуала. Среди этих предме­тов присутствуют и образцы древней скульптуры из камня (яшма, нефрит, мрамор).

Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (при­ток Хуанхэ). Период с 1122 по 770 г. до н.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то начиная с эпохи Западного Чжоу, бронза начинает применяться все шире. Даже сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ри­туальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакраль­ный смысл. Надписи на бронзе являются и эпиграфическими памятниками эпохи Запад­ного Чжоу.

К этому периоду относят появление новых мотивов в орнаменте бронзовых сосудов — стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древне­китайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая пе­риода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая.

Период Восточного Чжоу — это 770-256 гг. до н.э. К этому времени, согласно тради­ционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств. Среди них одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской госу­дарственностью. Это нашло отражение в искусстве и в том числе и скульптуре. Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется произ­водство бронзовых изделий.

Кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные госу­дарства, обладавшие высокой оригинальной культурой. Например, чжуншаньские изде­лия относятся к лучшим художественным образцам бронзолитейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до н.э. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами, происходят ожесточенные войны ме­жду царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до н.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью ты­сячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Эти процессы отражаются в скульптуре, особенно ритуальной, в образах символизирующих могучую силу.

Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской ар­хитектуре и скульптуре. Характерна "космическая" структура китайского города (Чанъ­ань, Лоян) — в основном башнеобразные постройки, и сочетание наземной и подземной структур в погребальных комплексах. В найденных там ритуальных предметах тоже при­сутствует космогоническая символика. Среди ханьский погребального инвентаря най­дены: светильники, курильницы, бронзовые зеркала, керамические сосуды. Погребаль­ный обряд и "нефритовые одежды" ханьского времени, древнекитайский обычай муми­фикации тела покойного оказали влияние на развитие вотивной скульптуры. Погребаль­ный рельеф - ведущий вид скульптуры эпохи Хань. Ханьский рельеф также богат космо­гонической символикой. В нем отражена мифология древнего Китая. Например, образ "Большого изгнания", который реконструирован по изображениям в гробницах. Стили­стические особенности ханьского рельефа: мотив божественного полета. Провин­ции Шаньдун и Сычуань были основными художественными центрами изготовления рельефа.

В середине I тысячелетия до н.э. карта Древнего Китая кардинальным образом ме­няется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяю­щим фактором истории древнего Китая в последующий период.

Образование империй и жестокая борьба за могущество империй отражалось и в ис­кусстве Древнего Китая. Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господ­ством принципов имперского искусства. Что не могли не наложить отпечаток на развитие скульптуры. Об имперской государственной политике свидетельствуют великие памят­ники прошлого. Это — Великая китайская стена как акт космогонического порядка. В та­ком же духе выстроен некрополь императора Цинь Шихуана — центральный памятник эпохи и уникальный для мирового искусства образец погребального комплекса. Образ­цом погребальной скульптуры эпохи Цинь является "Подземная армия" (или Глиняная армия) Цинь Шихуана. Феномен Глиняной армии освещен в исторических источниках (Сыма Цянь "Исторические записки"). Символика Глиняной армии — величие империи и ее непобедимость.

Но в период династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) происходит и развитие реалисти­ческих черт в скульптуре. В каменных рельефах погребений проглядывают конкретные образы людей. Эти мифологические сцены, исполненные в технике плоского рельефа, от­личаются острой выразительностью силуэтов и динамичностью. Высокого подъема дос­тигла уже в то время монументальная скульптура. Образцом является каменная статуя лошади на могиле 117 г. до н.э. Реалистичные черты проявлялись и в глиняных погре­бальных фигурках людей и животных, обнаруженных в могилах. Для этих изображений характерно стремление к передаче типичных черт в образах слуг, рабов и танцовщиц.

 

3. Музей "Подземной армии" как ярчайший образец
скульптурного искусства Древнего Китая

 

"Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в истории археологии. Здесь, неподалеку от города Сиань, местные крестьяне, проводя земляные работы, слу­чайно наткнулись на "подземную армию". Она состояла из терракотовых фигур древних воинов, их слуг, лошадей, запряженных в боевые колесницы, вылепленных неизвест­ными мастерами в натуральную величину. Часть изваяний в казавшихся бесконечными подземных туннелях распалась, но другие лишь слегка наклонились.

Весть о находке облетела весь мир. Она привлекла внимание одной поразительной особенностью. Свет карманных фонариков, попадая на фигуры, выхватывал из темноты подземелья множество непохожих друг не друга, почти живых - с такой тщательностью они были вылеплены - лиц. Значительный "возраст" и явная портретная индивидуаль­ность скульптур натолкнули некоторых исследователей на сравнение их с произведе­ниями искусства других цивилизаций прошлого, и прежде всего с амарнским портретом, появившимся в один из самых интересных периодов в истории Древнего Египта - эпоху фараона Эхнатона.

Дальнейшие исследования добавили оснований для подобных аналогий. Оказа­лось, что, как и многие древнеегипетские изваяния, устанавливаемые в гробницах фарао­нов и знатных вельмож, фигуры китайских воинов предназначались для иного мира, и представлял собой грандиозный, состоящий из семи тысяч скульптур погребаль­ный эскорт первого императора Китая Цинь Ши Хуанди. Это означало, что "подземной армии" - около 2000 лет. Для Цинь Ши Хуанди жизнь после смерти была продолжением жизни.

Но прежде, чем обратиться к более подробному рассмотрению погребального ком­плекса Цинь Ши Хуанди, стоит рассказать о самой его личности и о том времени, в кото­рое он жил. Ко времени вступления на престол юному наследнику циньского царства ис­полнилось лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия (до 21 года) государством управлял его первый советник. Ин Чжен был сыном Сян Вана - царя Гуаньчжуна (назва­ние территории бывшего циньского царства). Придя к власти, он смог положить конец междоусобным войнам, которые вели между собой китайские царства, и в 221 году до н.э. провозгласил себя первым императором Поднебесной - Цинь Ши Хуанди. При Цинь Ши Хуанди началось осуществление грандиозных даже по нынешним масштабам проектов, таких, например, как создание Великой стены. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди захватил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, зани­мающий площадь в 8 кв. км внутри 225 кв. км похоронного участка. В разработке и по­стройке мавзолея был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадо­биться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань.

Могила Цинь Ши Хуанди содержала в себе полную версию его домена - весь Китай с ртутными морями и реками и драгоценные камни в качестве звезд и планет на покры­вавшем гробницу небесном своде. Его 7000 армия из терракоты располагается в кило­метре на восток от его гробницы, имеющей пирамидальную форму. Там есть три основ­ные зоны: основная часть его войска (раскоп № 1), его конница (раскоп № 2) и армейский штаб (раскоп № 3).

Каждый солдат был выполнен с учетом индивидуального сходства с гвардией, дей­ствительно охранявшей Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бо­роды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специа­листами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди. Раскоп № 2 все еще находится в процессе раскопок. 6000 сол­дат раскопа №1 выглядели, конечно, лучше 2 тысячи лет назад, до того, как время разру­шило их на части, а затем они были вновь очень усердно собраны. Реставрация каждого из них заняла примерно месяц.

Эти терракотовые фигуры во многом изменили представления об искусстве Китая, и прежде всего о скульптуре. Ранее считалось, что скульптура Древнего Китая в высокой степени соответствовала канонам и догмам религиозного мировоззрения. "Похоже, что в скульптурах воинов подземной армии гораздо больше реализма, чем это бывает в на­стоящей жизни, больше холодного рассудка, чем эмоций, есть почти научная точность в изображении характеров" - так описал свои впечатления известный китайский искусство­вед Лю Сяо Чунь.

Отмечая большое эмоциональное воздействие "подземной армии" на современного зрителя, китайские специалисты выделяют ряд приемов, за счет которых древние скульп­торы достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением величественно­сти и грациозности общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяю­щимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний.

Фигуры лошадей, как и людей, выполнены почти в натуральную величину. Их вы­сота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой точностью судить об уровне развития техники в Древнем Китае.

Не менее важную роль играет и композиция всего ансамбля, которая отличает его от обычных скульптурных групп, устанавливаемых на площадях или в нишах храмов. Скорее всего, ее можно сравнить с городской застройкой китайских кварталов времен средневековья или со сказочным китайским драконом, показывающим сначала только голову и скрывающим хвост. Чтобы по-настоящему рассмотреть и оценить произведения древних мастеров, надо самому пройтись среди фигур воинов, каждая из которых чуть выше человеческого роста, стать как бы частичкой "подземной армии". Поражают дина­мизм и мощь. Отчасти такой эффект достигается за счет чередования в композиции вер­тикальных линий, создаваемых строем пехотинцев, с горизонтальными, которые образо­ваны фигурами лошадей и боевых колесниц.

Но главное, что усиливает общее впечатление, - уже упомянутая индивидуальность скульптурного портрета, передающая распространенный во времена Цинь Ши Хуанди тип человеческой натуры. Неизвестные художники изобразили людей, не просто обле­ченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - ха­рактеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храб­рость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, сарка­стическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древно­сти.

1 октября 1997 года был открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Ши Хуанди. Подземная армия первого китайского императора предстала перед миром во всей своей славе и великолепии. Открытый музейный комплекс стал самым большим ис­торическим музеем на планете. В нем постоянно действуют шесть основных экспозиций: три раскопа (раскоп № 1, раскоп № 2, раскоп № 3), выставка бронзовых колесниц с ло­шадьми, выставки культурных реликвий и драгоценностей из мавзолея Цинь Ши Хуанди. В течение 20 лет, прошедших со времени открытия, музей посетили 30 млн. человек. Терракотовые фигуры и лошади были показаны во многих странах мира (Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Да­ния, Швеция, Швейцария, Италия, Ирландия, Южная Корея и Норвегия), где они были горячо приняты местной публикой.

 

Раскоп № 1

Раскоп № 1 имеет прямоугольную форму (230 метров в длину и 62 метра в ши­рину). В нем пять дверей и длинный проход в каждую сторону. Между двумя проходами находятся девять коридоров, идущих с севера на юг, разделенных глинобитными сте­нами.

Прямоугольное образование, состоящее из колесниц и пехоты, составляет основное тело войска. С каждой стороны раскопа проходит ряд воинов, обращенных лицом во внешнюю сторону. Они призваны защищать армию по бокам и с тыла. Войны трех рядов с восточной стороны составляют авангард. В девяти коридорах колесницы и пехота рас­положены чередующимися рядами, образуя основное тело огромного боевого образова­ния. В каждом коридоре находится по четыре ряда воинов (некоторые в военной одежде, другие - в доспехах). Колесницы помещены между войнами, каждая сопровождается воз­ничим и двумя солдатами.

Передние пять коридоров занимают площадь в 2000 кв. м, включают 1087 терра­котовых фигур, 8 боевых колесниц и 32 лошади. Все эти объекты в данное время экспо­нируются. Но подсчитано, что примерно 6 тысяч терракотовых фигур и более180 запряженных колесниц еще будут найдены, когда завершатся раскопки.

 

Раскоп № 2

Раскоп № 2 имеет форму латинской буквы "L" и занимает территорию в 6000 кв. м. Он разделен на четыре отсека. Раскоп № 2 включает в себя 1300 воинов разных видов, 89 боевых коней, 356 запряженных колесниц и 100 оседланных лошадей.

Первый отсек - это восточный конец, в котором находятся 172 стрелка в положении стрельбы с колена вдоль среднего коридора.

Второй отсек занимает южную часть шахты. Он образован восемью проходами, следующими по два за четырьмя колесницами. Пехоты здесь найдено не было.

В третьем, центральном отсеке, три ряда колесниц расположены в трех проходах (по шесть колесниц в каждом ряду), в каждом из которых содержатся также отряды кава­лерии и пехоты, помещенные за колесницами в боевом порядке.

Четвертый отсек расположен в северном конце "L"-образного раскопа. В трех его коридорах находятся две боевые колесницы, сопровождаемые восемью отрядами кавале­рии, каждый из которых выстроен в четыре ряда.

Эти четыре части независимы, хотя и расположены тесно друг к другу. Соединение разных видов войск составляет единое боевое построение армии, но при этом может также рассматриваться как независимое образование, состоящее из трех маленьких ар­мий.

 

Раскоп № 3

 

Раскоп № 3 занимает территорию в 520 кв. м. Из земли были извлечены одна бое­вая колесница, 4 запряженных лошади и 68 фигур воинов. Войны в этом раскопе распо­ложена лицом друг к другу, такое положение наводит на мысль о том, что это штаб терра­котовой армии

“Подземная армия” Цинь Ши Хуанди среди наследия скульптуры Древнего Китая - несомненно, самая интересная и значимая находка.

 



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)