Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Правовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Российской Федерации брачные отношения с иностранным элементом регулируются рядом нормативно-правовых актов.

Ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства.

 

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регулирует статус иностранного гражданина в России.

В Семейном кодексе Российской Федерации раздел VII регулирует применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Глава 45 Гражданского процессуального кодекса устанавливает правила признания и исполнения решений иностранных судов, что важно при регулировании расторжения брака и признания его недействительным.

Помимо законодательства Российской Федерации, данные отношения регулируются также нормами международного права. 10 декабря 1994 года Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая была заключена в 1993 году в Минске в рамках СНГ. Данная Конвенция определяет, законодательство какого государства будет применяться для регулирования отношений граждан из разных стран-участников данной Конвенции. Кроме этого, Минская Конвенция содержит нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами. Заключение данной Конвенции стало необходимым, поскольку распад СССР привел к тому, что множество семей было разделено и их члены оказалась проживающими на территории различных государств. Право выбора гражданства, которое в ряде случаев было предоставлено жителям этих стран, также повлекло за собой появление семей, члены которых имеют различное гражданство. В результате возникло большое количество дел о расторжении брака, разделе имущества супругов, взыскании алиментов, установлении отцовства, в которых стороны являются гражданами различных государств, а иногда и проживают на территории разных стран.

Семейные отношения с участием иностранного элемента регулируют также двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные еще СССР и действующие до сих пор, или Российской Федерацией с рядом государств. Такие договоры, например, заключены с Азербайджаном (1992г.), Албанией (1958 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г.), Египтом (1997 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Румынией (1978 г.), Финляндией( 1978 г.), Эстонией (1993 г.). Цель всех этих договоров состоит в том, чтобы обеспечить взаимное признание и соблюдение имущественных и личных прав граждан одного государства на территории другого. Договоры строго исходят из принципов равенства и уважения суверенитета каждой страны. В них регулируются отношения по вопросам сотрудничества между органами юстиции, правовой защиты, определения и разграничения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о правовой помощи, признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам.


Заключение брака на территории Российской Федерации

 

Заключение брака в органах записи актов гражданского состояния Российской Федерации

В теории права брак определяется, как добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.[5]

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории Российской Федерации в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами Российской Федерации. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории Российской Федерации по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при этом следует учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак. Так, например, некоторые правовые системы не исключают возможность многоженства (полигамии). С 1994 г. в ряде стран (Швеция, Дания, Норвегия и др.) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. В этой связи для защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации существенное значение имеют положения ст. 156 Семейного Кодекса об условиях, форме и порядке заключения браков с иностранными гражданами на территории Российской Федерации.

Условия заключения брака определяются:

а) для иностранца - законодательством страны его гражданства, а если он имеет несколько гражданств - по его выбору.

б) для человека с двойным гражданством, одно из которых российское, - законодательством Российской Федерации;

в) для лица без гражданства - законодательством страны, где оно имеет постоянное место жительства.[6]

В соответствии с п. 1 ст. 156 Семейного Кодекса форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам, а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий. Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак.

Ранее действовавшим законодательством к заключению браков иностранных граждан между собой или с гражданами РСФСР на территории Российской Федерации предусматривалось применение только отечественного семейного права[7], т.е. действовал так называемый «территориальный» подход. Принятым в 1995 году Семейным Кодексом установлены принципиально иные требования к условиям заключения таких браков.

Согласно п. 2 ст. 156 Семейного Кодекса условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Например, при заключении брака российского гражданина с гражданкой Франции в отношении российского гражданина должны соблюдаться требования ст. 12—15 Семейного Кодекса, а в отношении гражданки Франции должны соблюдаться требования французского Гражданского кодекса о брачном возрасте, о согласии на вступление в брак, о препятствиях к заключению брака. Следовательно, при заключении брака на территории Российской Федерации иностранные граждане не связаны необходимостью достижения брачного возраста в восемнадцать лет, предусмотренного ст. 12 Семейного Кодекса, если по закону их государства допускается заключение брака в более раннем возрасте, чем в Российской Федерации (например, пятнадцатилетняя француженка и шестнадцатилетняя англичанка или австралийка может вступить в брак с гражданином Российской Федерации без получения какого-либо специального разрешения на вступление в брак)[8]. С другой стороны, для них может существовать обязанность соблюдения условий заключения брака, не предусмотренных Семейным Кодексом Российской Федерации, но закрепленных национальным законодательством (например, получение разрешения на брак соответствующего компетентного органа своего государства).

В том случае, когда на территории Российской Федерации заключается брак между иностранными гражданами, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.

Законом предусмотрено, что при заключении брака на территории Российской Федерации наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 Семейного Кодекса. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации не допускается заключение брака между:

а) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

б) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

в) усыновителями и усыновленными;

г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Перечень документов, которые необходимо представить иностранному гражданину при заключении брака на территории Российской Федерации Семейным кодексом не регламентируется. Как правило, требуются документы, удостоверяющие:

а) личность вступающего в брак (паспорт или документ, его заменяющий);

б) отсутствие препятствий к вступлению в брак;

Наряду с предъявлением паспорта (документа, удостоверяющего личность) необходимо представить в орган ЗАГС перевод его текста на русский язык. Верность перевода свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо, министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом, в том числе Российской Федерации.

Выполнение требований ст. 14 Семейного Кодекса для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федерации в орган загса заявления о вступлении в брак должен представить доказательства, подтверждающие, что он в браке не состоит. Одним из доказательств того, что лицо, вступающее в брак, не состоит в другом браке, является отсутствие в его паспорте штампа о регистрации брака. При регистрации браков иностранцев, в документах которых нет сведений о семейном положении, они должны по требованию учреждения, регистрирующего брак, представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров. Лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Как правило, такая справка составляется на русском языке или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Что касается лиц, состоявших ранее в зарегистрированном браке, то они должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Таким документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Любой из вышеуказанных документов должен быть выдан компетентным органом и соответствующим образом легализован (консульская легализация или проставление апостиля), если иное не предусмотрено договорами со страной гражданина, вступающего в брак. С рядом стран Российская Федерация имеет договоры о взаимном признании документов без их легализации. Так, Минская Конвенция устанавливает, что документы, которые на территории одной страны-участницы Конвенции изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения.[9]

В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.

Требования о препятствиях к заключению брака, содержащиеся в ст. 14 Семейного Кодекса, всегда — минимальные условия заключения брака. Если условия, установленные национальным законодательством лиц, вступающих в брак, менее строги, выполнение требований российского законодательства все равно обязательно. Например, если законодательство страны, гражданами которой являются жених и невеста, допускает заключение браков недееспособными в период так называемого светлого промежутка при наличии согласия опекуна, заключение такого брака на территории России невозможно, поскольку это противоречит ст. 14 СК.

То же самое касается заключения полигамных браков. Оно не допускается даже в тех случаях, когда вступающие в брак являются гражданами государства, признающего полигамные браки.

Если иностранное законодательство устанавливает более жесткие требования по сравнению с российским, эти требования должны быть выполнены. Например, в ряде стран не допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами, разрешенные в России. Это означает, что на территории России брак между лицами, национальное законодательство одного из которых запрещает такие браки, заключен быть не может.[10]

Условия заключения брака на территории Российской Федерации лицом без гражданстваопределяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (п. 4 ст. 156 СК). Таким образом, если лицо без гражданства постоянно проживает в Российской Федерации, то условия вступления в брак будут для него определяться по российскому законодательству.

Статья 8 Закона о гражданстве Российской Федерации не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец (иностранка) — гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.

 

Заключение брака лицом, имеющим несколько гражданств

Важное значение имеет вопрос о том, законодательство какого государства должно применяться к условиям заключения брака лицом, имеющим несколько гражданств (двойное, тройное и т. д.). При наличии двух (нескольких) гражданств, ни одно из которых не является российским, возможные затруднения при определении подлежащего применению законодательства преодолеваются указанием в п. 3 ст. 156 Семейного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств по выбору данного лица применяется законодательство одного из этих государств. В данном случае не требуется устанавливать, с каким государством лицо более тесно связано, - выбор законодательства принадлежит исключительно самому вступающему в брак лицу. При этом оно не должно обосновывать свой выбор, однако выбор ограничен законодательством тех государств, гражданином которых лицо является.[11]

Однако в том случае, когда лицо, вступающее в брак, наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, то к условиям заключения брака в отношении данного гражданина применяется законодательство Российской Федерации. Ссылки российского гражданина на имеющееся у него, кроме того, гражданство иностранного государства, подтвержденное соответствующими документами, в этом случае не должны приниматься во внимание и не должны влечь за собой применение иностранного законодательства.

Заключение браков иностранных граждан в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

На территории Российской Федерации допускается заключение браков между иностранными гражданами не в российских органах загса, а в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию (п. 2 ст. 157 СК). Такие браки признаются действительными в Российской Федерации только на условиях взаимности. Это означает, что если по законодательству государства, граждане которого заключили на территории Российской Федерации «консульский брак», не признаются действительными браки между российскими гражданами, заключенные в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве, то и в Российской Федерации не будут признаваться действительными браки, заключенные гражданами данного государства в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях в Российской Федерации.

То есть взаимность предполагает ответное признание иностранным государством браков, заключенных российскими гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве. Для признания Российской Федерацией действительности брака, заключенного на ее территории иностранными гражданами в дипломатическом представительстве или консульском учреждении необходимо также, чтобы лица, вступающие в брак, являлись гражданами одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации. Подобный подход находит закрепление в консульских конвенциях, заключаемых Российской Федерацией с другими государствами. Так, в Консульской конвенции 22 декабря 2004 года между Российской Федерацией и Королевством Бельгия предусмотрено, что консульское должностное лицо вправе в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что это не противоречит законодательству государства пребывания, осуществлять действия по регистрации заключения и расторжения брака при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства[12].

При заключении брака иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации, как следует из смысла п. 2 ст. 157 СК, применяется законодательство государства, гражданами которого являются вступающие в брак лица, а не законодательство Российской Федерации. Иными словами форма, порядок, условия заключения брака, препятствия к вступлению в брак определяются брачно-семейным законодательством государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.

Заключение брака за пределами Российской Федерации

 

Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации

В п. 1 ст. 157 СК предусмотрена норма, согласно которой браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами Российской Федерации, могут заключаться в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.Данное положение позволяет гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом, специально не приезжать на родину для заключения брака. Браки российских граждан регистрируются при их заключении в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. к порядку, форме и условиям заключения брака применяются ст. 10—15 Семейного Кодекса. Последующей государственной регистрации браков, заключенных российскими гражданами, проживающими за границей, в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, в органах загса уже не требуется.

Эти браки приравниваются к бракам, заключенным на территории Российской Федерации в органах загса с соблюдением установленного законом порядка.

Согласно статье 2 Консульского устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. "Об утверждении Консульского устава СССР", консульскими учреждениями, выполняющими государственную функцию, к которой относится регистрация заключения брака, являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

Государственная регистрация заключения брака производится по истечении месяца со дня представления в загранучреждение всех надлежащим образом оформленных документов. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, этот срок может быть изменен руководителем загранучреждения при наличии уважительных причин. Срок может быть уменьшен, а также увеличен, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.[13]

 

Заключение браков в компетентных органах иностранного государства

Российские граждане, находящиеся на территории иностранного государства, могут заключать браки между собой не только в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации, но также и в компетентных органах этого государства. В компетентном органе иностранного государства может быть заключен также брак между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства. При этом форма, порядок, условия заключения такого брака будут определяться законодательством иностранного государства. Не исключено, что в таком случае форма заключения брака может отличаться от предусмотренной Семейным Кодексом и быть, например, религиозной формой. Поэтому брак, заключенный в религиозной форме гражданином Российской Федерации в государстве, где за таким браком признается юридическая сила (Англия, Кипр, Лихтенштейн и др.), будет действительным и на территории Российской Федерации. Условия заключения брака также устанавливаются законодательством иностранного государства. Вполне возможно, что требования законодательства иностранного государства к условиям заключения брака при наличии иностранного элемента будут такими же, как и в Семейном Кодексе, т.е. условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого является будущий супруг в момент заключения брака. Тогда соответственно к будущему супругу — российскому гражданину в этом государстве будут применяться положения Семейного Кодекса об условиях заключения брака.

Для признания в Российской Федерации действительными браков российских граждан, заключенных в компетентных органах иностранных государств, необходимо не только соблюдение законодательства государства места заключения брака, но и требований ст. 14 Семейного Кодекса, предусматривающей препятствия к вступлению в брак. При заключении брака российскими гражданами за пределами территории Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства с нарушением требований ст. 14 Семейного Кодекса он не будет признаваться действительным в Российской Федерации. Других обстоятельств, препятствующих признанию действительными браков, закон не предусматривает. Признание действительным брака, заключенного за пределами территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации между собой или с иностранными гражданами или с лицами без гражданства, означает, что он имеет такую же юридическую силу (создает права и обязанности супругов), как и брак, заключенный в органах загса на территории Российской Федерации.

Таким образом, заключенные российскими гражданами в компетентных органах иностранных государств браки признаются действительными в Российской Федерации при условии соблюдения законодательства государства места заключения брака и отсутствии предусмотренных обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, согласно п. 2 ст. 158 Семейного Кодекса признаются действительными в Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок. Отсюда следует, что в Российской Федерации признаются действительными даже такие браки между иностранными гражданами, заключение которых в Российской Федерации было бы невозможным. Это связано с тем, что главенствующим здесь признаны не положения Семейного Кодекса, а соответствующие правовые нормы государства, на территории которого заключен брак между иностранцами.



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Правовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)