Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка региональной инвестиционной стратегии



2019-12-29 152 Обсуждений (0)
Разработка региональной инвестиционной стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование рыночных отношений обусловило необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты, затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах.

Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор.

Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования.

Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес - климата на своей территории.

Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития.

Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

В отличие от развитых стран не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления.

Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).

2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес - климата.

3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

Данный подход имеет следующие преимущества:

· Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона.

· Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием

· Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС.

· Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.

· Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров.

· Создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.

· Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов:

· конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС),

· привлекательный бизнес-климат;

· эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес – климата и эффективность администрации.

Каждый российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор которых производится на основе следующих критериев:

· существующий или потенциальный объем продаж;

· количество и потенциал создания рабочих мест;

· потребление ресурсов региона;

· влияние на вспомогательные или связанные отрасли;

· поддержка социальной инфраструктуры.

В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает:

· Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).

· Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.

· Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.

· Анализ состояния и качества спроса.

· Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

По результатам анализа бизнес - климата определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи:

1. Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).

2. Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.

3. Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.

4. Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.

 




2019-12-29 152 Обсуждений (0)
Разработка региональной инвестиционной стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка региональной инвестиционной стратегии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)