Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа социологического исследования.



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Программа социологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа социологического исследования - это система­тизированное изложение теоретико-методологических предпосы­лок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методи­ческих и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.

Методологический раздел программы заключается в формулировке проблемы, определение целей и задач исследования, объекта и предмета исследования, а также формулировка рабочих гипотез.

Исходным пунктом всякого иссле­дования, в том числе и социологи­ческого, является проблемная ситу­ация, складывающаяся в реальной жизни. Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы -первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выра­жающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, пробле­ма - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при иссле­довании экономического поведения различных групп населения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким обра­зом, какими путями и средствами можно повысить активность этого поведения, учитывая, что оно формируется и развивается в совре­менных условиях становления рыночных отношений.

При выделении и осмыслении проблемы исследования необ­ходимо принимать во внимание несколько различных, хотя и тесно связанных друг с другом аспектов. Первый из таких аспектов - гно­сеологический (познавательный), заключающийся в том, что суще­ствует осознание общественной потребности (как активизировать экономическое поведение), при незнании способов и путей ее реше­ния. Второй аспект проблемы- предметный. Его суть состоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено. Третий аспект проблемы - определение ее по носителю, т.е. пo тому социальному субъекту, который в своей деятельности (или в '" силу отсутствия таковой) создает требующую своего решения про­блему (предприниматели, трудящиеся, государст­во, общественное мнение).

Четвертый аспект проблемы - определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная). В рассматриваемом примере проблема активизации экономического поведения является межстрановой, ибо она существует во всех стра­нах.

В процессе выяснения проблемы исследования социологу приходится осуществить две основные процедуры: 1)осмысление проблемной ситуации и 2)формулировку проблемы.

Проблемная ситуация может стать не только уже, но и ши­ре социальной проблемы. Например, современное общество сталки­вается с чрезвычайно серьезной проблемной ситуацией - нарастаю­щие масштабы правонарушений и преступности среди молодежи. Эта проблемная ситуация порождает целый ряд проблем, требую­щих своего решения методами различных наук - психологии, со­циологии, криминалистики др., каждая из которых при вычленении свойственной только ей стороны проблемы определяет для себя объект исследования в рамках данной проблемы. Скажем, проблема трудностей и противоречий в социализации подростков и юношества условиях социально-экономического кризиса - это проблема прикладного социологического исследования. Проблема роста мас­штабов и разнообразия правонарушений и преступлений, совершае­мых подростками и молодыми людьми, - это проблема криминоло­гии. Проблема социально-психологических механизмов (влияния старших, подражание и др.) - это проблема психологического ис­следования правонарушений и преступлений, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте.

Распространено мнение, что  проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между обще­ственной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому о проблемной ситуации можно говорить тогда, когда не известны методы достижения определенных при формировании проблемы целей. При разработке программы прикладного со­циологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне опре­деленных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблем­ной ситуации.

Первым этапом решения любой проблемы – это ее формулирование, что позволит определить  решение проблемы и выбора способов и методов достижения целей. Это достигается за счет:

- выделения объекта и предмета;

- определения целей и задач исследования;

-формулировки гипотез (предположений) и вариантов реше­ния исследуемой проблемы.

Проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект — это совокупность явлений, про­цессов или определенная сфера социальной действительности, вы­ступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методиче­ской части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в при­кладном отношении. Предмет исследования, это определенная сто­рона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследо­вании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно вы­ражают центральный вопрос проблемы.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель приклад­ного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение объема работ, временных и финансовых за­трат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и ис­полнителя, права и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как социального документа, определяющего фор­му представления результатов исследования.

Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет:

1) координировать разнородные виды деятельности исследователь­ского коллектива (разработка программы, конструирование инстру­ментария, проведение опросов, интервью и т.п., математическая об­работка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и научно обоснованных рекомендаций);

2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полу­ченные на различных этапах исследования; 3) подводить всё полу­ченное различным путем (данные статистики, контент-анализы до­кументов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.) к единому знаменателю, к формулировке общих выводов и результатов прове­денного исследования, их предоставление заказчику.

Исходя из определения предмета и объекта социологического исследования, определяются цели и задачи, которые в свою очередь определяют выбор методов.

Определения предмета и объекта социологического исследования, и выбор методов исследования влияют на формирование гипотезы — заключительную часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

В заключении можно сделать вывод, что основным критерием научности результатов социологического исследования является их объективность, которая во многом определяется методами, использованными при социологическом исследовании.

 

 

Заключение

 

Проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому, проводящему социологическое исследование следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

 

 

Список использованной литературы:

1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Классический университетский учебник. М, 2008г.

2. С.А. Лисина, Л.Е. Мариненко. Социология. Учебное пособие. Красноярск, 2007г.

3. Ю. П. Сурмин Н.В. Туленков "Методология и методы социологических исследований"

4. Г. В. Щекин "Система социологического знания"

5. Н. П. Лукашевич Н. В. Туленков "Социология"

6. С.Михайлов. Эмпирическое социологическое исследование.-М,1975.

7. Андреенков В.Г., КабыщаА.В. Структура и процесс социологиче­ского исследования. Социология. М, 1996.

8. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

9. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологиче­ского исследования (методический материал). Социология XX ве­ка. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

 



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Программа социологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа социологического исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)