Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список используемых источников



2019-12-29 144 Обсуждений (0)
Список используемых источников 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

по дисциплине             Исследование систем управления     

 

 

Тема:           Стадии, этапы и методика проведения исследования

        систем управления      

 

 
 


Оглавление

Введение 2

1.         Состав стадий и этапов исследования систем управления 2

1.1.      Общие положения 2

1.2.      Состав стадий и этапов 2

2.         Состав и особенности работ на основных этапах исследования систем управления 2

2.1.      Состав работ на основных стадиях и этапах исследования 2

2.2.      Содержание исследовательских работ на подготовительной стадии 2

2.3.      Порядок проведения исследований по созданию продукции на подготовительной стадии 2

2.4.      Содержание работ на исследовательско-проектной стадии 2

2.5.      Примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии 2

2.6.      Состав работ на стадии реализации (внедрения) 2

3.         Методология исследования систем управления. 2

3.1.      Этапы исследования систем при использовании различных     методологических подходов 2

3.2.      Методы исследования систем управления. 2

Заключение 2

Глоссарий 2

Список используемых источников 2

Список сокращений 2

Приложения 2

 

 

Введение

 

Система управления – это совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе воздействия на объекты управления (управляемую подсистему) для достижения главной, основных и других целей системы. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

Системы управления по своему предназначению направлены на обеспечение высокой эффективности, достижение целей и решение конкретных задач организации. По вопросам определения и оценки эффективности, как исследования системного управления, так и производства известны различные методические подходы. При этом все они на первом этапе учитывали, в основном, только экономические последствия управленческих решений и их результатов. На таком подходе базировались практически все традиционные методики (их условно можно отнести к первому поколению).

Однако, начиная примерно с пятидесятых - шестидесятых годов, ученые и практики пришли к выводу о необходимости учета, помимо экономического эффекта, сначала социальных, а затем и экологических последствий. На устранение их воздействий в расчетах стали учитывать дополнительные затраты. При невозможности полностью ликвидировать последствия в расчеты закладывали затраты на их компенсацию. Именно этот подход суммирования всех затрат и компенсаций на социальные и экологические последствия был положен в модернизированные методики определения эффективности (второго поколения).

Эффективность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их рационального построения и необходимых при этом инвестиций. Потребность в инвестициях при создании современных систем управления всегда велика, а имеющиеся в наличии инвестиционные ресурсы всегда ограничены. В связи с этим на практике перед руководством организаций всегда стоит задача выбора наиболее эффективного варианта реализаций инвестиций в системы управления.

Объективно существующие процессы создания систем управления обусловили последовательность изложения материала, начиная с определения таких категорий как «система», «управление», «система управления», «автоматизированные информационные системы управления», и заканчивая оценкой эффективности инвестиционных проектов, связанных с автоматизацией производства и управления.

Исследование систем управления имеет целью разработку долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, методов и моделей управления, и должно осуществляться на основе системного похода. Только тогда выводы, полученные в результате такого исследования, могут стать реальной основой для перестройки существующей системы управления. В то же время практика показывает, что многие предприятия до сих пор работают "по старинке" и не имеют в своем составе подразделений, направленных на собственное совершенствование (в качестве примера таких можно назвать лабораторию по совершенствованию хозяйственного механизма или отдел экономических исследований). Это можно объяснить такими причинами, как:

- недостаток квалифицированных специалистов, способных к исследовательской работе;

- отсутствие методической разработки исследования систем управления, в отличие, например, от анализа хозяйственной деятельности;

- низкая заинтересованность руководства в изменении сложившихся методов управления.

Поэтому проблема разработка методики, изучения стадий и этапов исследования систем управления носит практическую значимость для развития экономики России в целом на современном этапе ее развития, когда необходимо новое осмысление понятия менеджмента и его функций. Именно поэтому данная тема является актуальной в современных условиях.

В своих работах известные менеджеры, экономисты  Глущенко В.В., Глущенко И.И., Максимцов М.М. Мишин В.М., Мухин В.И., Мыльник В.В. и др. рассмотрели проблему разработки методик, изучения стадий и этапов исследования систем управления. Хотя степень разработки методик исследования систем управления в новых современных социально-экономических остается недостаточной.

Целью исследования, проведенного в курсовой работе – определить эффективность исследовательских работ на всех стадиях и этапах исследования систем управления. Задачи, решаемые при проведении исследования, состоят в изучении и рассмотрении существующих стадий и работ, проводимых на всех этапах исследования систем управления с использованием различных методологических подходов. В процессе подготовки работы были изучены и проанализированы соответствующая научная литература и отечественная и зарубежная практика.

Практическое значение исследования состоит в том, чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом.

 

                     

1. Состав стадий и этапов исследования систем управления

1.1. Общие положения

 

Весь процесс исследования СУ можно сгруппировать в стадии, а стадии — в этапы. При этом все они во многом остаются типовыми и идентичными. Их конкретный перечень зависит от цели и вида исследования, характера, содержания и специфики объекта.

При подходе к прикладным исследованиям как к работам, за­вершающимся не формулировкой результатов, а внедрением (реали­зацией), все стадии и этапы исследования СУ можно рассматривать в рамках организационного проектирования (оргпроектирования) социально-экономических систем.

Свое развитие оргпроектирование начало от технического проек­тирования. Однако наряду с общими чертами (особенно в процедур­ном отношении) тот и другой вид проектирования имеет свои осо­бенности, а в содержательной части они существенно отличаются друг от друга. Главное их различие заключается в объектах проектирова­ния: оргпроектирование охватывает не детали, узлы и комплексы тех­нических устройств, а такие элементы, как управленческие и произ­водственные функции, производственные и оргструктуры. техноло­гия управления, трудовые процессы, методы, информация и т.п.

Проектирование включает практически все стороны работы и от­ношений в организации, что дает возможность реализовать системный подход при организации и совершенствовании любого элемен­та, подсистемы или системы в целом. Результатом проектирования является разработка проекта системы и комплекса мероприятий по его внедрению.

Таким образом, оргпроектирование представляет собой специаль­ный вид деятельности, заключающийся в исследовании, разработке и внедрении оргпроектов создания и совершенствования элементов, подсистем и СУ в целом па основе новых результатов с целью повы­шения эффективности их функционирования.

Для того чтобы исследовать, разработать и внедрить новую или усовершенствованную СУ в конкретной организации, необходимо осуществить довольно сложные работы по их оргпроектированию. Это является одной из важнейших задач менеджмента организаций. Организации, имеющие относительно эффективно действующие СУ, располагают более основательной базой для их исследования и дальнейшего совершенствования. Вместе с тем исследование этих си­стем требует от менеджеров творческого и вдумчивого подхода, глу­боких знаний и опыта оргпроектирования. СУ, внедренные по раци­онально разработанным проектам исследовательского характера, являются, как правило, эффективно действующим инструментом сис­темного менеджмента.

Оргпроектирование как инструмент исследования СУ хорошо за­рекомендовало себя в последние десятилетия. При этом практика подтвердила объективную необходимость использования системно­го подхода в оргпроектировании, определяемую рыночными отно­шениями, усилением конкуренции, возрастанием объемов производ­ства, сложности продукции, технологии производства и других эле­ментов систем.

1.2. Состав стадий и этапов

 

В процессе исследования СУ (с учетом работ по проектирова­нию и реализации) можно выделить укрупненные последовательные стадии работ: подготовительную, исследовательско-проектную, реа­лизации (внедрения) и совершенствования, включающие ряд соот­ветствующих этапов (рис. 1). В случаях, предусматривающих внедрение результатов исследований, то есть включающих выполнение работ по проектированию систем и реали­зации всех проектных решений, можно подготовительную стадию называть предпроектной.

Следует отметить, что при использовании системного вида при­кладного исследования систем управления содержание и последова­тельность проведения работ заслуживают пристального внимания. Так, на рис. 2 приведена принципиальная схема проведения системного прикладного исследования подсистемы (системы) управления соци­альной организационно-экономической системы предприятия.

 

 


Рис. 1. Укрупненный состав стадий и этапов прикладного

исследования систем управления

 

 

 

 

 


Рис. 2. Принципиальная схема проведения системного прикладного ис­следования подсистемы (системы) управления социальной организационно-экономической системы предприятия

2. Состав и особенности работ на основных этапах                                  исследования систем управления

1.

2.

2.1. Состав работ на основных стадиях и этапах исследования

 

Любое исследование на основе системного анализа в общем плане включает совокупность следующих последовательно выполняемых работ:

- определение объекта исследования;

- постановка целей, задач и определение критериев их достиже­ния;

- определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществ­ление структуризации исследуемой системы;

- разработка экономико-математической модели (параметриза­ция, установление зависимостей между параметрами, моделирование) системы;

- исследование модели системы;

- сбор, обработка, анализ информации и обобщение результатов;

- проверка обоснованности результатов исследования;

- окончательная формулировка результатов исследования.

В ряде источников для общего случая исследований рекомендует­ся проводить следующие этапы:

- постановка целей и задач;

- предварительный анализ имеющейся информации, условий и ме­тодов решения;

- формулировка исходных гипотез;

- планирование и организация экспериментов;

- проведение эксперимента;

- анализ и обобщение полученных результатов;

- проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

- окончательная формулировка новых фактов и законов, обосно­ваний, научных прогнозов и т.д.

Приведенные составы работ во многом идентичны. Однако их конкретный перечень зависит от цели и вида проводимого исследования, характера, содержания и специфики исследуемого объекта. СУ, для которых исследования носят прикладной характер (такие исследования составляют подавляющее большинство всех ис­следовательских работ управляющих подсистем организаций), пред­назначаются для использования или функционируют в основном в условиях:

- действующих организаций, где систему требуется преобразовать или систематически совершенствовать;

- формирования новой организации из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении;

- строительства новой организации, когда необходимо создать со­вершенно новую систему.

Могут быть и иные условия (например, при реконструкции орга­низации, изменении производственного профиля и т.п.), но вес они являются частными случаями предыдущих условий.

При подходе к прикладным исследованиям как к работам, завер­шающимся не формулировкой результатов (как это предусмотрено составом работ классического исследования), а их внедрением (реа­лизацией), все стадии и этапы исследования СУ целесообразно рас­сматривать в рамках организационного проектирования (оргпроектирования) социально-экономических систем.

Конкретный состав этапов работ каждой из стадий исследования систем во многом зависит от тех условий, в которых они осуществляются. Вместе с тем для общего случая иссле­дования СУ целесообразно выполнение следующих работ, представленных в таблице (Приложение А).

2.2. Содержание исследовательских работ на подготовительной стадии

 

Подготовительную стадию исследования СУ в случаях, преду­сматривающих внедрение его результатов, т.е. включающих выпол­нение работ по проектированию систем и реализации всех проект­ных решений, не без оснований можно называть предпроектной.  Это наиболее значимая стадия создания подобных систем.

Применительно к СУ, использующим принципы системного управления, необходимо учитывать многие особенности этой стадии, что требует выработки соответствующих методических положений по ее проведению. Как показывает имеющийся опыт, в большинстве случаев основными здесь являются этапы, связанные с проведением диагностики, детального анализа действующих на предприятии сис­тем и разработкой ТЗ на создание проекта такого вида систем. Это наиболее трудоемкая часть всей работы.

От глубины проведения анализа, обоснованности выводов и правильности заложенных в ТЗ решений во многом изначально за­висит эффективность всего исследовательского проекта прикладного характера.

Перед подготовкой и изданием приказа о проведении исследо­вания СУ целесообразно провести предварительные работы, обосно­вывающие необходимость выполнения таких исследовательских ра­бот. Достаточной объективностью на первом этапе работ, исключи­тельно малой трудоемкостью и простотой отмечается обоснование, базирующееся на экспресс-опросе (ответах) менеджерского состава предприятия.

Анкетирование наиболее часто используется в практике исследо­ваний, так как оно позволяет с меньшими трудозатратами собрать мнения и точки зрения опрашиваемых. Очень важно при анкетиро­вании правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах.

Обычно процесс разработки анкеты включает:

• определение формы и содержания обращения к опрашиваемому;

• выбор типа вопросов;

• формулирование вопросов;

• изложение необходимой для опрашиваемого информации;

• разработку формы анкеты.

Далее следует разработать шкалу диапазонов, позволяющих на основе числа положительных ответов на вопросы анкеты однознач­но давать рекомендации о необходимости проведения прикладного исследования СУ. Объективность таких рекомендаций обеспечива­ется максимально искренними и правильными ответами.

Методически анкетный опрос предпочтительнее проводить в письменной форме.

По результатам опроса и полученным рекомендациям можно выявить основные проблемы и выяснить следует ли на данном предприятии проводить прикладное исследование СУ. По ответам на вопросы можно также определить положительные (сильные) и отрицательные («узкие») места в СУ, а также установить некоторые причины негативных сторон системы, обусловивших низкий уро­вень управления.

Разработка и содержание программы исследования СУ во мно­гом определяется моделью системы. Однако независимо от модели при составлении программы следует предпочесть системный подход. Это обусловливает необходимость формирования перед составлени­ем программы, прежде всего целей исследования. Ключевым направ­лением всей программы при этом должны стать вопросы сравнительного анализа исследуемой СУ с современными требованиями управления. В программе в первую очередь должны быть предусмотрены вопросы анализа сравнительного соответствия элементов СУ предъявляемым к ним требованиям. В основном целью исследования должны стать определение не только негативных расхожде­ний, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и приведение СУ в соответствие с требованиями современных систем, целями и задачами, стоящими перед организацией.

При анализе, например, планируемых (нормируемых) показате­лей в программе можно предусмотреть использование таблиц опре­деленного вида (таблица 1).

При системном подходе в программу следует также включать та­кие вопросы: сравнение качественных сторон элементов производ­ственной системы (продукции, экономических результатов в облас­ти качества, производственных функций, производственной струк­туры и др.); сравнение элементов управляющей системы (элементов входа, общих и специальных функций управления качеством, оргструктуры, методов управления и др.). Наряду с указанным в про­грамме необходимо также учитывать передовой опыт исследователь­ских работ аналогичных систем.

Таблица 1 - Матрица анализа выполнения плановых (нормируемых) показателей системы управления (вариант)

 

 

Показатель

 

 

 

План за

исследуе­мый период.

 

 

Фактически

 

 

Выполнение

плана, %

(100 х факт/план)

 

 

 

Темп роста,%(100 х факт, за исслед. пери­од/факт. за предыдущ. период)

Относительное

отклонение, (факт- план)/план

 

Примечание

 

 

за предыдущий период за пери­од ис­следования  
1 2 3 4 5 6 7 8
                     

 

На подготовительной стадии по результатам детального анализа составляется отчет или аналитическая справка, где указываются:

- результаты сопоставления различных элементов;

- оценка эффективности действующей системы по достижению ее целей и возможности использования для создания более совершенной СУ;

- предложения по совершенствованию действующей системы и преобразованию ее в современную СУ, удовлетворяющую современ­ным требованиям управления и потребителей.

Разработку ТЗ на исследование СУ осуществляют на основе ре­зультатов анализа. В нем устанавливаются требования к СУ и порядку ее создания. Здесь также желательно предусмотреть такие разделы:

- основание для разработки проекта систем — на основании ка­кого распорядительного документа или другого решения проводится исследование;

- цели проведения исследовательских и проектных работ системы;

- результаты исследования на подготовительной стадии — дают­ся краткая характеристика предприятия и основные результаты про­веденного анализа; отчет или аналитическая справка об анализе вы­носится в приложение к ТЗ;

- общие требования к построению СУ — формулируются прин­ципы, правила построения и требования к системе в целом и ее от­дельным подсистемам, элементам с учетом дополнений со стороны потребителя;

- сроки разработки проекта систем — с указанием сроков разра­ботки проекта систем для каждого элемента и подсистемы и их оче­редности с указанием ответственных исполнителей-подразделений;

- требования (задания) к объектам исследования систем — ука­зываются все необходимые конкретные разработки, изменения и дополнения к действующей СУ, в том числе целевые программы, обеспечивающие достижение целей проекта, а также проектные формы их представления, причем по каждой форме представления — проектируемому документу — дается дата начала и окончания работ, указывается исполнитель (требования-задания, например при сис­темном подходе, целесообразно группировать обобщенно: сначала для построения СУ в целом и совершенствования элементов произ­водственной системы, а затем для построения проектов каждой из подсистем, а к каждому заданию целесообразно, исходя из материа­лов анализа и имеющегося опыта у разработчиков ТЗ, давать пред­ложения и рекомендации по их выполнению);

- объемы и источники финансирования всех работ;

- состав, содержание и организация работ по внедрению разра­ботанных предложений — содержит перечень этапов и состав работ и мероприятий по подготовке и внедрению проектных документов, сроков выполнения, исполнителей, форм их завершения;

- технико-экономическое обоснование предложений — опреде­ляется величина экономического эффекта по условиям использова­ния за установленный расчетный период времени на основе стоимо­стных оценок результатов и затрат на разработку и внедрение проекта;

- порядок приемки СУ — включает информацию о порядке приемо-сдаточных работ, предъявления потребителям, при необхо­димости аттестации и сертификации систем и т.п.;

- нормативно-технические и методические источники проекти­рования — определяются и перечисляются НТД и НМД и другая документация, справочные и авторитетные литературные источники, которые могут быть использованы для разработки проекта (в переч­не могут указываться также проекты-аналоги подобных систем, ти­повые проекты, монографии и т.п.;

- перспектива продолжения работ — излагаются направления развития и совершенствования систем;

- приложения — перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналити­ческая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.

 

2.3. Порядок проведения исследований по созданию продукции на подготовительной стадии

 

При системном исследовании СУ промышленной организации заслуживает внимания порядок проведения научно-исследовательских работ на подготовительной стадии создания продукции, которая яв­ляется результирующим элементом производственной подсистемы промышленной организации. Номенклатура продукции, которую из­готавливают на предприятиях, очень широка и включает, как извест­но, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным резуль­татом научной и производственно-хозяйственной деятельности и предназначены для удовлетворения определенных потребностей. Есте­ственно, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл, кото­рый представляет собой совокупность взаимосвязанных последователь­ных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи ис­следования возможности создания продукции до прекращения экс­плуатации или потребления.

В общем случае типовой жизненный цикл продукции подразде­ляется на ряд стадий, каждая из которых характеризуется специфи­кой работ и конечными результатами и может включать:

- исследование, проектирование и разработку продукции;

- изготовление продукции;

- обращение и реализацию продукции на рынке;

- использование продукции (эксплуатация или потребление, включая утилизацию или уничтожение).

Основная сущность подготовительной стадии исследований по созданию новой продукции — проведение такой НИР, которая бы была начальным этапом комплекса мероприятий по разработке, ос­воению (изготовлению) и реализации ее на рынке. Это делается в том случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять без соответствующих исследований.

В этом случае подготовительные работы выполняют с целью по­лучения соответствующими методами научного исследования объек­тивных данных для составления ТЗ на новую или модернизирован­ную продукцию и выявления наиболее эффективных путей проведе­ния опытно-конструкторских (ОКР) и опытно-технологических ра­бот (ОТР). Кроме того, эти работы должны служить основой созда­ния новых веществ, материалов, оснастки и т.п., а также их провер­ки перед проведением ОТР.

Таким образом, применительно к подготовительной стадии в рамках НИР по созданию новой или модернизированной продукции следует выполнять примерно следующие работы:

- определение целей исследования (НИР);

- перспективные маркетинговые исследования;

- фундаментальные (при необходимости) и прогнозные иссле­дования;

- анализ передовых достижений отечественных и зарубежных достижений науки и техники, результатов поисковых исследований.

- изучение патентной документации;

- анализ требований рынка и заказчика;

- выбор предварительных направлений исследования;

- прикладные маркетинговые исследования и нормирование требований к качеству продукции;

- проведение прикладных НИР;

- разработка ТЗ на проведение НИР по созданию продукции и оценка ее проектно-технического уровня;

- составление бизнес-плана разработки и производства новой продукции;

- привлечение инвестиций.

Одним из важнейших результатов этой стадии работ является разработка технического задания — документа, определяющего цель, содержание, порядок проведения работ, а также намечаемый способ реализации результатов исследований. В общем случае ТЗ на НИР по созданию новой или модернизированной продукции может включать следующие разделы (если нет особых требований заказчика):

- основание для проведения работ;

- цель и исходные данные;

- этапы работы;

- основные требования к выполнению работы;

- способ реализации результатов;

- перечень технической документации, предъявляемой, по окончании работ;

- порядок рассмотрения и приемки работы;

- технико-экономическое обоснование;

- приложения.

2.4. Содержание работ на исследовательско-проектной стадии

 

Естественным продолжением подготовительной стадии являются работы исследовательско-проектного характера и работы по реали­зации проектных решений непосредственно на предприятии. При этом исследовательско-проектная стадия включает этапы работ, на­правленных непосредственно на создание рабочих проектов СУ и ее подсистем. Рабочий проект каждой системы разрабатывается в соот­ветствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и др. до­кументации, необходимой для:

- создания, проведения приемо-сдаточных работ и реализации системы;

- достижения целей исследования системы;

- обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы.

Предварительно перед проведением непосредственно проектных работ по составлению документации рабочих проектов систем, в соответствии с рекомендуемым в ТЗ перечнем, необходимо подоб­рать комплект НТД, НМД и другой литературы и документации по вопросам исследования и проектирования систем. Особенно полез­ными могут оказаться типовые проекты и образцы-аналоги подоб­ных систем.

Среди всех этапов исследовательско-проектной стадии создания СУ основными, как правило, являются те, которые связаны с про­ведением исследований и разработкой проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов.

Разработка ТП СУ для малых и средних предприятий может быть ограничена определением и выбором основных направлений исследований и проектирования системы.

Разработка РП (рабочей проектной документации) СУ может осуществляться в принципе в два подэтапа: на первом разрабатыва­ются документы по СУ в целом, а на втором — документы непосредственно для подсистем системы в отдельности в соответствии с выбранной для каждой из них определенной моделью системы.

Одним из исходных документов проектирования рабочей доку­ментации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций.

Результатом исследования и проектирования могут стать входя­щие в состав документации СУ целевые программы, которым должно быть уделено исключительное внимание. Такие программы пред­ставляют собой взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполни­телям соответствующие задания, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий, направленных на достижение одной из целей СУ.

Необходимо отметить, что целевые программы следует разраба­тывать для различного уровня (от уровня предприятия до федераль­ного включительно). Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, от­раслей и предприятий. Однако при этом не только не учитывались рыночные условия в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В частности, программы разрабатывались в целом для всей системы организации, а не для какой-либо одной из приоритетных целей системы; практически отсутствовали цели и задачи социаль­ного характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их дос­таточность; не раскрывался механизм реализации программы. Наря­ду с перечисленным, как показал анализ опыта разработки разделов «Обучение, подготовка и повышение квалификации» целевых про­грамм «Качество», имелись также следующие типичные недостатки:

- не все плановые задания обеспечивались необходимыми ре­сурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабочих, так экономико-управленческих работников;

- во многих случаях не предусматривались мероприятия по по­вышению квалификации руководящих работников;

- не планировались подготовка специалистов-организаторов управления качеством продукции;

- мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогич­ными мероприятиями одноименных разделов других программ «Ка­чество»;

- при разработке программ недостаточно обоснованно прогно­зировались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников;

- при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели;

- учебные планы и программы курсов, применявшиеся при под­готовке и повышении квалификации, нередко во многом были ото­рваны от целей программ «Качество» и носили общий характер;

- методическое и профессиональное обеспечение учебного про­цесса при повышении квалификации часто имело низкий уровень качества;

- при разработке мероприятий недостаточно использовался пе­редовой опыт разработки программ «Качество»;

- среди всех разделов программ «Качество» разделу по обуче­нию, подготовке и повышению квалификации по управлению каче­ством уделялось меньше всего внимания.

Для улучшения качества целевых программ их разработку следу­ет осуществлять поэтапно, предусматривая: подготовку к разработке; определение целей, задач и заданий; разработку мероприятий про­граммы.

Программа должна охватывать:

- цели и конкретные задания по их достижению и решению, взаи­моувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях и этапах управления;

- разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выпол­нения, обеспечивающих достижение целей и выполнение заданий программы.

При подготовке целевой программы следует использовать метод «де­рево целей», важнейшими положениями построения которого являются:

1. Целевая программа — одна из первых и необходимых состав­ляющих документации СУ, обеспечивающая развитие предприятия;

2. Каждая подцель программы должна быть описана не только словесно, но и обязательно количественно;

3. Подцели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указы­вать как срок их достижения, так и промежуточные контрольные точки;

4. Для всех подцелей должны быть установлены коэффициенты их важности;

5. Процесс составления дерева целей — итерационный процесс;

6. Цели с низким коэффициентом важности следует исключать.

С учетом накопленного опыта и современных воззрений сис­темного управления рекомендуется следующий состав разделов целе­вой программы.

1. Цели и задачи программы.

2. Задания и показатели программы (на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления).

3. Мероприятия по реализации заданий программы (включая комплекс социальных, организационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления, по всем элемен­там управляемой и управляющей подсистем).

4. Механизм реализации программы.

5. Материальное и финансовое обеспечение программы.

6. Оценка эффективности программы.

7. Организация управления реализацией программы и контроль над ходом ее выполнения.

По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: например, по федеральным программам — Указ Пре­зидента РФ или Постановление Правительства РФ; по целевым про­граммам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.

На каждую программу (при необходимости) следует составлять паспорт программы, включающий примерно следующие разделы:

1. Наименование программы;

2. Основание для разработки программы;

3. Заказчик;

4. Исполнители;

5. Соисполнители;

6. Сроки реализации;

7. Основные программные задания;

8. Цель программы;

9. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

10. Объемы и источники финансирования и материального обес­печения;

11. Контроль исполнения программы.

Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. Аналогичные программы были реализованы в Японии. Другим примером может служить программа качества (EQP) ЕС.

Разработка и необходимость осуществления целевых программ по повышению уровня качества на федеральном уровне, по сущест­ву, определена принципами их подготовки и реализации. При этом необходимо предусматривать:

- решение приоритетной важнейшей задачи;

- согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в  целях их наиболее эффективного использования;

- комплексность и экономическая безопасность всех мероприятий;

- согласованность решений федеральных и региональных задач;

- достижение позитивного результата в установленные сроки.

Для внедрения каждого рабочего проектного документа целесооб­разно разрабатывать соответствующие конкретные мероприятия (научного, технического, экономического, организа



2019-12-29 144 Обсуждений (0)
Список используемых источников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список используемых источников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)