Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-теоритические основы бухгалтерского баланса



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Научно-теоритические основы бухгалтерского баланса 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1.Сущность, состав, виды бухгалтерского баланса

Баланс (франц. balance, весы) — система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную работу. В основе своей термин “баланс” латинского происхождения. Буквально: bis — дважды, lans — чаша весов.

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

В бухгалтерском учете слово “баланс” имеет двойное значение:

1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.

2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс — одна их форм периодической и годовой отчетности.

В бухгалтерском балансе показывают состояние предприятия в денежной оценке на определенную дату. Эти средства квалифицируются по составу, источникам формирования, размещению и т. д.

Наиболее важные в бухгалтерском учете классификационные признаки хозяйственных средств:

1) состав (вид);

2) источники формирования.

Хозяйственные средства по составу подразделяются на основные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные.

Бухгалтерский баланс построен на классификации хозяйственных средств, т. е. он состоит из двух равновесных частей: в одной отражаются средства по их составу (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т. д.), а в другой — по источникам формирования (уставный капитал, ссуды банка, задолженность поставщикам и т. д.) Первая часть баланса называется активом, а вторая — пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отображается одно и то же — хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве — за счет каких источников они сформированы.

Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса.

В мировой практике принимаются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный и вертикальный. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, пассивы — в правой.

Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее — статьи пассива. В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами.

Независимо от избранного варианта применяется уравнение:

Активы = Пассивы + Капитал.

Балансовые статьи объединяются в три группы, а группы — в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определен вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи (“нематериальные активы”, “основные средства”, “долгосрочные инвестиции” и т. п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах).

Группировка балансовых статей актива позволяет выделить три раздела:

1) внеоборотные активы;

2) оборотные активы;

3) убытки.

В активе два раздела:

1) внеоборотные активы;

2) оборотные активы.

Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

Второй раздел состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, КФВ, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствуют горизонтальные взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находиться напротив пассива. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяет выделить три раздела пассива:

3) капитал и резервы;

4) долгосрочные обязательства;

5) краткосрочные обязательства.

Для третьего раздела определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом.

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в третьем разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли.

В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств.

В пятом разделе баланса отражаются заемные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей “Доходы будущих периодов”, (“Резервы предстоящих расходов”) и др.

Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса.

Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.

Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: “На начало отчетного периода” и “На конец отчетного периода”.

Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса.

 

1.2. Классификация бухгалтерских балансов, предъявляемые требования к составлению

Существует несколько видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Признаки классификации бухгалтерских балансов:

1) время составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) форма собственности;

6) объект отражения;

7) способ очистки.

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

1) вступительные;

2) текущие;

3) ликвидационные;

4) разделительные;

5) объединительные.

По источнику составления баланс подразделяется на инвентарные, книжные и генеральные.

По объему информации баланс подразделяется на единичные и сводные.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности.

По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных предприятий, общественных организаций.

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

В результате производственно-хозяйственной деятельности происходят непрерывные изменения в средствах предприятий и источниках их образования. Это находит отражение в изменении статей баланса в динамике. По направлениям и степени влияния на размеры, структуру валюты баланса все имущество фактов хозяйственной жизни подразделяются на четыре типа.

Бухгалтерская отчетность и бухгалтерский баланс в составе бухгалтерской отчетности должны давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в ее финансовом положении.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделениями в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

 

1.3. Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса

Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:

1) Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

2) Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

3) ПБУ “Бухгалтерская отчетность организации”;

4) Приказом Минфина РФ “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

Документы, регулирующие отдельные вопросы бухгалтерской отчетности:

1) “События после отчетной даты” ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 г. № 56н;

2) ПБУ “Доходы организации”;

3) ПБУ “Расходы организации”;

4) ПБУ “Информация об аффилированных лицах” ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н (с изм. и доп. от 30.03.2001 г.);

5) ПБУ “Информация по сегментам” ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность малых предприятий в РФ, являются:

1) Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” (с изм. и доп. от 31.07.1998 г., 21.03.2002 г., 22.08.2004 г.);

2) Налоговый кодекс РФ ч. 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30.03., 09.07.1999 г., 02.01., 05.08., 29.12.2000 г., 24.03., 30.05., 6, 7, 08.08., 27, 29.11., 28, 29, 30, 31.12.2001 г., 29.05., 24, 25.07., 24, 27, 31.12. 2002 г., 6, 22, 28.05., 6, 23, 30.06., 07.07., 11.11., 8, 23.12.2003 г., 05.04., 29, 30.06., 20, 28, 29.07., 18, 20, 22.08., 04.10.2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21 июля 2005г.);

3) Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая это в бухгалтерском балансе, данные о нематериальных активах, основных средствах производится по остаточной стоимости (за исключением нематериальных активов, основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизации не начисляется).

В графе “На начало отчетного периода” показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы “На конец отчетного периода” предыдущего года (заключительный баланс) с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности, связанных с применением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (с изм. и доп. от 30.12.1999 г., 24.03.2000 г.) и ПБУ “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.).

В графе “На конец отчетного периода” показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

В разделе I “Внеоборотные активы” по строке 110 “Нематериальные активы” показывается наличие нематериальных активов как разница между дебетовым сальдо счёта 04 и кредитовым сальдо счёта 05(либо сальдо 04 – если амортизация по нематериальным активам отражается также на счёте 04). Здесь приводится остаточная стоимость принадлежащих организации нематериальных активов. Остаточная стоимость нематериальных активов равна разнице между их первоначальной стоимости и суммой начисленной по ним амортизации.

Согласно п. 4 Положению по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000, утвержденному Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н, к нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации и организационные расходы. Покупая предприятие как единый имущественный комплекс, организация приобретает и его деловую репутацию. Это деловая репутация будет учитываться как положительная разница между покупной ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательств. К организационным расходам относятся затраты, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации. Нематериальные активы могут быть внесены учредителями организации в счет их вкладов в уставный капитал организации, получены безвозмездно, приобретены организацией в процессе ее деятельности.

По строке 120 “Основные средства” приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе как разница между дебетовым сальдо счёта 01 и кредитовым сальдо счёта 02(в расчёт не берётся субсчёт «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»). В данной группе статей отражается остаточная стоимость основных средств, которые принадлежат организации. Остаточная стоимость основных средств равна их первоначальной стоимости за минусом начисленной амортизации.

Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01” (с изм. и доп. от 18.05.2002 г.) к основным средствам относятся активы, которые:

1) используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, либо для управленческих нужд организации;

2) служат больше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не собирается перепродавать;

4) в дальнейшем будут приносить организационный доход.

Как следует из п. 17 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств”, стоимость основных средств должна погашаться посредством амортизации. Однако здесь же сказано, что амортизация не начисляется по объектам жилого фонда, внешнего благоустройства, а также по продуктивному скоту, многолетним насаждениям, которые не достигли эксплуатационного возраста.

Следует отметить, что с 1-ого января 2002 г. в бухгалтерском учете разрешается не начислять амортизацию, а сразу списывать на расходы основные средства, стоимость которых не превышает 10 000 руб.

По строке 130 “Незавершенное строительство” показываются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты как остатки по счетам 07, 08.

По строке 135 ”Доходные вложения в материальные ценности” показываются как остаток по 03 счёту за минусом сальдо субсчёта «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование» счёта 02.

По строке 140 “Финансовые вложения” данные должны быть представлены в бухгалтерском балансе с подразделением на долгосрочные и краткосрочные как сальдо 58 счёта за минусом сальдо счёта 59 в части созданных по ним резервов.

По строке 145 “Отложенные налоговые активы” представляются как остаток по 09 счёту.

В разделе II “Оборотные активы” по соответствующей строке 210 “Запасы” показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организаций, для продажи или перепродажи как сумма строк 211-217.

По строке 211 “Сырьё, материалы и другие аналогичные ценности” указывается стоимость материалов, покупных полуфабрикатов, топлива, тары и запасных частей как остатки по счёту 10 плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо счёта 16.

Cтроку 212 “Животные на выращивании и откорме» заполняют в основном сельскохозяйственные организации как дебетовое сальдо счёта 11.

По строке 213 ”Затраты в незавершённом производстве” отражается стоимость продукции, которая не прошла всех стадий обработки как сумма остатков по счетам 20, 21, 23, 29, 44 и 46.

По строке 214 “Готовая продукция и товары для перепродажи” указывается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости товаров (то есть за минусом торговой наценки) как сальдо по счетам 41 и 43 за минусом сальдо счетов 14 и 42.

По строке 215 “Товары отгруженные”– сальдо 45 по полной фактической или нормативной (плановой) себестоимости.

По строке 216 “Расходы будущих периодов”– сальдо счёта 97.

МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01”.

По строке 220 “НДС по приобретенным ценностям” отражается сумма НДС по приобретенным материально-производственным запасам, материальным активам и т. п. работам и услугам как сальдо счёта 19. Здесь также учитываются суммы, “входного” НДС, которые не возмещены из бюджета.

По группе строк 230 и 240 “Дебиторская задолженность” данные о дебиторской задолженности (в сумме, признанной дебиторами) долгосрочной и краткосрочной приводятся раздельно как сумма остатков по дебету счетов 62 и 76 за минусом счёта 63, дебетовое сальдо 60 субсчёт «Векселя», дебетовое сальдо 71, 73, 75, 68. При составлении отчетности организация может выявить суммы дебиторской задолженности, не погашенной в установленные строки и не обеспеченной соответствующими гарантиями, т. е. сомнительную дебиторскую задолженность. На ее сумму организация может создавать резерв сомнительных долгов. На сумму созданного резерва уменьшаются соответствующие показатели баланса. Отдельными строками показываются покупатели и заказчики, строки “в том числе покупатели и заказчики”.

По строке 250 “Краткосрочные финансовые вложения” показываются как сальдо счёта 58 за минусом счёта 59 в части созданных по ним резервов.

По строке 260 “Денежные средства” по статьям “Касса”, “Расчетные счета”, “Валютные счета” показывается остаток денежных средств в кассе по счёту 50, на расчетных по счёту 51 и валютных счетах предприятия по счёту 52, 57 в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

По строке 270 “Прочие оборотные активы” показываются суммы, не нашедшие отражения по другим группам статей раздела “Оборотные активы” бухгалтерского баланса.

В разделе III “Капитал и резервы” бухгалтерского баланса по строке 410 “Уставный капитал” показывается величина уставного капитала организации, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям — величина уставного фонда как сальдо 80 счёта в размере, определенном учредительными документами.

По строке 411 “Собственные акции, выкупленные у акционеров” показывается сальдо счёта 81.

По строке 420 “Добавочный капитал” показывается как сальдо 83 счёта, который формируется за счёт: дооценки основных средств и эмиссионного дохода.

По строке 430 “Резервный капитал” показывается сальдо счёта 82.

По строке 470 “Нераспределенная прибыль” показывается остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию, а также в течение отчетного года показывается нераспределенная прибыль отчетного периода в сумме нетто как сальдо счёта 84 — как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных платежей, включая санкции за несоблюдением правил налогообложения.

По строке 510 “Займы и кредиты” раздела IV “Долгосрочные обязательства” показываются непогашенные суммы полученных кредитов и займов, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты как остаток по счёту 67, на котором отражена задолженность по долгосрочным кредитам и займам, а также сумма процентов по ним.

По строке 515 “Отложенные налоговые обязательства” показываются как сальдо счёта 77.

По строке 620 “Краткосрочные обязательства” отражаются суммы кредиторской задолженности, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты как сумма строк 621 - 625.

В разделе V “Краткосрочные обязательства” по строке 621 “Поставщики и подрядчики” показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказываемые организации услуги и т. д. как сумма сальдо счетов 76 и 60 в суммах фактических долгов кредиторам.

По строке 622 “Задолженность перед персоналом организации” записывают сумму начисленной, но ещё не выданной заработной платы как кредитовый остаток счёта 70.

По строке 623 ”Задолженность перед государственными внебюджетными фондами” отражают задолженность по ЕСН, а также по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование как кредитовый остаток по счёту 69.

По строке 624 ”Задолженность по налогам и сборам” показывают задолженность организации перед бюджетом по налогам, сборам и штрафным санкциям как кредитовый остаток по счёту 68.

По строке 625 ”Прочие кредиторы” – остаток счёта 76, 71.

По строке 630 ”Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов” – кредитовые остатки 75 и 70.

По строке 640 ”Доходы будущих периодов” показываются суммы доходов организации, которые получены в отчетном периоде, но относятся к будущим. Такими доходами являются:

1) разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц за недостачу материальных ценностей;

2) стоимость имущества, которое получено безвозмездно, и т. д.

Сумма по данной строке равна кредитовому сальдо счета 98 “Доходы будущих периодов”. Здесь записываются суммы, которые организация зарезервировала для покрытия будущих затрат:

1) предстоящая оплата отпусков работников;

2) ремонт основных средств;

3) ремонт предметов проката;

4) выплата вознаграждений по итогам работы за год и т. п.

По строке 650 ”Резервы предстоящих расходов” – кредитовый остаток по 96 счёту.

В группе статей “Прочие краткосрочные обязательства” показываются суммы краткосрочных обязательств, не прошедших отражения по другим группам статей раздела “Краткосрочные обязательства”.

Организациям рекомендуется справочно в форме № 1 “Бухгалтерский баланс” за итогами данных об активах организации, капитала и резервов обязательств организации приводить данные о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Данные заполняются на основе указаний, приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета, а также с учетом конкретного перечня забалансовых счетов, используемых организацией.

 

1.4. Автоматизация по составлению бухгалтерского баланса

Автоматизированная форма учета основана на использовании ЭВМ. Она представляет собой автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.

Схема этой формы учета:

Информация справочного характера вводится в ЭВМ в начале работ. Текущая учетная информация вводится с первичных документов либо со специальных регистраторов учетных данных. Обработка учетных данных производится по специальным программам. Полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или печататься по запросу.

Учетным регистром, полученным с ЭВМ, может быть любой документ, содержащий систематическую или хронологическую запись.

Для получения различных сводных данных в программе 1С «Предприятие» предусмотрен набор отчётов. Все отчёты можно разделить на несколько групп по функциональному назначению:

Бухгалтерские отчёты предназначены для анализа состояния бухгалтерского учёта за произвольные периоды времени. Часть из этих отчётов предоставляется для аудиторских проверок (например, оборотно-сальдовая ведомость, Главная книга, журнал-ордер по счёту и т.д.)

Специализированные отчёты используются для ведения стандартной бухгалтерской документации.

Регламентированные отчёты – это налоговые и бухгалтерские отчёты, необходимые для предоставления в различные фонды и налоговые органы.

Оборотно-сальдовая ведомость содержит для каждого счёта информацию об остатках на начало и на конец и оборотах по дебету и кредиту за установленный период. Для формирования отчёта необходимо в пункте главного меню программы Отчёты выбрать группу Стандартные бухгалтерские отчёты, а затем пункт Оборотно-сальдовая ведомость. Диалоговое окно настройки оборотно-сальдовой ведомости имеет две вкладки: Параметры и Развёрнутое сальдо. На вкладке Параметры задаётся настройка параметров отчёта. На вкладке Развёрнутое сальдо задаются правила формирования развёрнутого сальдо.

Регламентированные отчёты – это отчёты, предназначенные для предоставления в различные фонды, и в частности налоговым органам. Эти отчёты ежеквартально изменяются в соответствии с текущими нормативными документами, они не входят в саму конфигурацию, а поставляются в виде «внешних» отчётов. Диалоговое окно выбора такого отчёта вызывается из меню Отчёты, группа Регламентированные отчёты, пункт Регламентированные отчёты.

Окно формы отчёта состоит из двух частей: верхняя часть окна используется для задания параметров отчёта: За период – временной интервал, за который формируются и вводятся данные (квартал, месяц и т.д.), Ед. изм. – задаёт способ представления сумм, используемых в форме (в рублях, в тыс.руб., в млн.руб.), Точность – задаёт количество знаков после запятой для сумм, используемых в форме. Также в верхней части окна заданы следующие кнопки управления составлением отчёта: Сохранить – запомнить содержимое ячеек формы. Чтобы вернуться к сохранённым данным, достаточно нажать кнопку Восстановить; Очистить – очистить все ячейки формы, заполненные ранее; Закрыть – завершить работу с формой, при этом программа предложит сохранить данные отчёта; Заполнить – заполнить бланк отчёта на основании данных бухгалтерского учёта, при этом все ячейки бланка предварительно очищаются; Текст – формирование отчёта в виде текстового файла.

В нижней части расположен собственно бланк отчёта – таблица, в которую вводится необходимая информация и которая выводится на печать. Эта таблица содержит ячейки жёлтого и зелёного цвета. Ячейки, окрашенные жёлтым цветом, предназначены для ввода и редактирования данных в случае необходимости вручную. Ячейки, выделенные зелёным цветом, вычисляются на основе данных ячеек жёлтого цвета и не редактируются вручную. Это, как правило, итоговые строки или столбцы бланка.

Для печати отчёта следует выбрать в меню Файл пункт Печать. Параметры страницы установить самостоятельно. Для предварительного просмотра отчёта на экране в меню Файл выбрать пункт Просмотр.

Чтобы заполнить бухгалтерский баланс через раздел Отчёты – Регламентированные: раскрыть папку Бухгалтерская отчётность, выбрать Бухгалтерский баланс (форма-1), установить период, ед. измерения.

 

 

2. Роль бухгалтерского баланса

2.1. Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием

Под управлением производством понимается направленное воздействие администрации предприятия на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности и обеспечения на этой основе экономического развития предприятия. Управление сводится к постановке конкретных задач, принятию оптимальных решений и организации контроля, оперативного регулирования и оценки полученных результатов.

Основой разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих команд и выходных обобщающих результатах. Контроль и оперативное регулирование осуществляется в основном по данным журналов оперативного и бухгалтерского учета. Для оценки результатов управленческих решений используются, как правило, данные планирования и бухгалтерского учета.

Информационная система состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической информации и др.). Среди всех этих подсистем экономическая занимает наибольший удельный вес по объему и значимости в предприятии управленческих решений.

Экономическая информация подразделяется на следующие виды — плановая, нормативная (нормы, нормативы и т. д.), учитывающая данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, прочая информация (материалы аудиторских проверок и (или) ревизий, объясняемых и заказных писем, переписок с другими организациями и т. п.). В общей совокупности экономической информации около 2/3 всего объема составляют данные бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет часто называют “азбукой и языком” бизнеса. В бизнесе широко используются данные финансовой отчетности предприятий, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку к годовому отчету.

Пользователями финансовой отчетности являются инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, заказчики, государственные органы управления, общественность. Инвесторов и их консультантов более всего интересует информация, позволяющая оценить перспективы развития предприятия, его финансовую устойчивость, способность выплачивать объявленные дивиденды. Для поставщиков, кредиторов и банков наиболее важной является информация, на основе которой можно определить текущую и ожидаемую платежеспособность предприятия, т. е. сведения о денежных средствах, запасах готовой продукции, дебиторской задолженности, первоочередных обязательствах и др. Органы государственной власти и управления заинтересованы в получении информации, необходимой для регулирования деятельности предприятий, выработки налоговой политики, решения социальных вопросов и др. Общественность и местные органы самоуправления используют финансовую отчетность предприятия для обеспечения занятости населения, контроля за полнотой уплаты частных налогов, определения направления развития предприятий и др.

 

 

2.2. Роль финансовой отчетности в финансовом анализе

Результаты финансово-хозяйственной деятельности организации представляют интерес для различных категорий аналитиков: управленческого персонала, представителей финансовых органов, аудиторов, налоговых инспекторов, работников банковской системы, кредиторов и т. п. Оценка результатов деятельности, как правило, осуществляется в рамках финансового анализа. Основной информационной базой такого анализа служит бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Методика анализа финансовой отчетности основывается на знании и понимании:

1) экономической природы статей отчетности;

2) содержания основных аналитических взаимосвязей отчетных форм;

3) ограничений, присущих балансу и сопутствующим отчетным формам.

Экономическая природа статей отчетности. Отчетность содержит десятки показателей, многие из которых являются комплексными. Безусловно, решающей предпосылкой качественного анализа финансового состояния коммерческой организации является понимание экономического содержания каждой статьи, ее значимости в структуре отчетной формы.

Основные аналитические взаимосвязи финансовой отчетности. Отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей. Суть взаимосвязи состоит во взаимодополнении отчетных форм, их разделов и статей. Здесь необходимо выделить два аспекта.

Во-первых, логика построения отчетности определяется прежде всего необходимостью дать развернутую характеристику экономического и финансового потенциала организации и эффективности его использования. Основные формы отчетности — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках — отражают две стороны организации как функционирующей социально-экономической системы: статическую и динамическую. Поэтому отсутствие любой из этих форм в годовом отчете существенно обеднило бы его, сделало невозможным получить полное представление о финансовом и имущественном положении организации, ее рентабельности, перспективности развития.

Во-вторых, многие балансовые статьи комплексные. Поэтому ряд показателей баланса, наиболее существенных для оценки имущественного и финансового положения организации, расшифровывается в сопутствующих отчетных формах.

Ограничения в балансе. Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность:

1) получить значительный объем информации о предприятии;

2) определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;

3) установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств;

4) оценить общее финансовое состояние даже без расчетов аналитических показателей.

Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса.

Основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния.

1. Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса.

2. Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу исследует структуру средств, степень зависимости организации от инвесторов и кредиторов.

Для оценки реальных аналитических возможностей необходимо знать ограничения информации, представленной в балансе.

1. Баланс историчен по своей природе: он фиксирует сложившиеся к моменту его составления итоги хозяйственных операций.

2. Баланс отражает статус-кво в средствах организации, т. е. отвечает на вопрос, что представляет собой организация на данный момент, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение.

3. Одно из существенных ограничений баланса — заложенный в нем принцип использования цен приобретения. Все основные и оборотные средства оцениваются по текущим ценам их приобретения, что в условиях инфляции, роста цен, низкой обновляемости основных средств существенно искажает реальную оценку имущества в целом.

Таким образом, можно сформулировать роль финансовой отчетности в финансовом анализе: разные группы пользователей этой отчетности добиваются одной общей задачи — провести анализ финансового состояния предприятия и на его основе достичь поставленных целей:

1) руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования р<



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Научно-теоритические основы бухгалтерского баланса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-теоритические основы бухгалтерского баланса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)