Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников (констатирующий этап эксперимента)



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников (констатирующий этап эксперимента) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ II категории №28 в старшей группе. Группу посещают 19 детей, 8 из них, имеют речевые нарушения и посещают занятия логопеда на логопедическом пункте они и составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошло также 8 детей из параллельной возрастной группы. Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей используются диагностические методики, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной, Е.Ф. Архиповой. Данная диагностика была предоставлена нам логопедом логопункта. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:

- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.);

В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

- обследование динамической координации артикуляционных движений;

- обследование мимической мускулатуры;

- обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Полученные результаты обследования мы соотнесли с результатами обследования логопеда.

Результаты диагностики мы заносили в специально разработанный протокол №1 (таблицы №1, №2). Оценивание проводилось по бальному уровню (Приложение II).

 

Протокол оценки состояния сложнокоординированных артикуляционных движений у детей 6 –го года жизни на этапе констатирующего эксперимента №1

 

Таблица №1.

Содержание работы

Экспериментальная группа

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8
1. Обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса 3 3 3 2 4 3 4 2
2. Обследование кинетического орального праксиса 4 4 3 3 3 3 3 3
3. Обследование динамической координации артикуляционных движений 3 2 4 2 3 4 4 2
4. Обследование мимической мускулатуры 4 3 3 2 4 3 3 2
5. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики 4 3 4 3 4 3 4 3
Итоговая оценка: 3,6 3 3,4 2,4 3,6 3,2 3,4 2,4

Протокол оценки состояния сложнокоординированных артикуляционных движений у детей 6 –го года жизни на этапе констатирующего эксперимента №1

 

Таблица №2

Содержание работы

Контрольная группа

Б1 Б2 Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б8
1. Обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса 3 3 4 4 3 3 4 3
2. Обследование кинетического орального праксиса 3 3 4 4 3 3 4 2
3. Обследование динамической координации артикуляционных движений 3 2 3 4 2 3 3 2
4. Обследование мимической мускулатуры 4 3 4 4 4 4 4 3
5. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики 3 2 3 4 3 3 3 2
Итоговая оценка: 3,2 2,6 3,6 4 3 3,8 3,6 2,4

 

На основе предложенной бальной системы оценок мы разработали схему уровней развития артикуляционной моторики (Таблица №3), которые показывают количество детей, имеющих высокий, средний и низкий показатели по соответствующей диагностической методике.

Критерии уровней развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста

 

Таблица №3

Уровни Критерии уровней (балл) Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%)
Высокий 3,5 – 4 балла 25% 50%
Средний 2,5 – 3,4 балла 50% 37,5%
Низкий 2,4 – 0 балла 25% 12,5%

Количественные показатели уровней развития артикуляционной моторики у детей контрольной и экспериментальной группы наглядно представлены в диаграммах (Рис. 1, 2.).

 

Рис. 1.

 

Рис. 2.

 

Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень сформированности сложно-координированных артикуляционных движений у 25% детей экспериментальной группы находится на низком уровне и у 50% на среднем уровне, на высоком уровне 25%. В контрольной группе 50% детей имеют высокий уровень сформированности сложно-координированных артикуляционных движений, 37,5% средний и 12,5% низкий.

У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 3,1 балла, что соответствует среднему уровню развития сложно-координированных движений, а у детей контрольной группы среднеарифметическое составляет 3,4 балла, что также соответствует среднему уровню развития сложно-координированных артикуляционных движений.

Данные показатели свидетельствуют, что сложно-координированные артикуляционные движения у детей 6-го года жизни сформированы недостаточно (Рис. 1, 2), как в контрольной, так и в экспериментальной группе, и требуется коррекционно-педагогическая работа методами логопедического воздействия.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников (констатирующий этап эксперимента) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников (констатирующий этап эксперимента)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)