Юная Надя Шумилина из рассказа «Невеста»
В последние годы жизни Чехов вновь обратился с надеждой к юному поколению, веря в его духовные силы и в то, что оно способно содействовать приближению новых форм жизни. В рассказе «Невеста» писатель вернулся и к перспективе новой жизни, открывающейся перед юной героиней, и к личности, способной влиять на развитие молодой души. У Нади Шумилиной, героини этого рассказа, рождается и постепенно растет неприязненное чувство к родному дому, к семье, в которой она воспитывалась и которая готовила ее к жизни по образцу и подобию женщин прежних поколений. У Нади есть друг, который помогает развитию в ней этого чувства. Это Саша, дальний родственник семейства Шумилиных, частый гость в доме. Художник и архитектор по образованию, служащий московской литографии, Саша болен чахоткой. Но он менее всего занят заботой о своем здоровье. В рассказе это самое активное действующее лицо. Ему не нравится многое в доме, и он не скрывает этого. Резкими критическими замечаниями о праздном, неинтересном окружении Нади, об отсутствии нравственного оправдания того уклада жизни, к которому Надю приучили мать и бабушка, он в конце концов достигает того, что в ее душе совершается переворот. В разгар свадебных приготовлений Надя убегает и от жениха, ставшего ей неприятным (при всей его образованности и добропорядочности она теперь только почувствовала, как он неумен и фальшив). И от бабушки, властно руководящей всем этим хлопотливым, но внутренне праздным мирком, показавшимся ей вдруг невыносимо скучным, и от матери, которая тоже перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и прекрасный сад, где весной ей бывало так хорошо, и бежит без оглядки, бежит – хотя со слезами, но с радостью, с надеждой. Не испугавшись возможного материнского проклятия, Надя мужественно вынесла испытание, на которое сама себя обрекла. В центре этого рассказа Чехова - история девичьей души, постепенное ее освобождение от плена косных представлений о людях и о жизни вообще. Вспомним самое начало рассказа, где есть строки, намекающие на то, что в душе Нади уже началось смятение. Наслаждаясь майским вечером в саду, Надя, только что вышедшая из дома, где вместе с домашними в этот вечер были и гости, в мыслях была не с ними. «Ей хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И «хотелось» почему-то плакать».[12] Прямым продолжением этой мысли звучат строки о том, что, когда Надя смотрела в окна дома, где шли приготовления к ужину ей «почему-то казалось, что так будет теперь всю жизнь, без перемен, без конца!» Отсюда все эти «почему-то», возникающие в повествовании, когда речь идет о настроении героини. Все эти изменения происходят во имя еще неизвестной для нее идеальной жизни, которую она пока отождествляет с жизнью природы, пробуждающейся весной (пробуждение природы автор связывает, таким образом, с расцветом в душе героини нового отношения к жизни). Потом безотчетная тоска сменилась более ясным чувством. Во всем этом роль Саши, учителя Нади, конечно, была велика, но и Надя была способной ученицей. И настал момент, когда она первзошла своего учителя. Когда, прожив самостоятельно осень и зиму в Петербурге, Надя возмужала и вновь встретилась с Сашей в Москве, то «почему-то показался он Наде серым, провинциальным»[115]. Она чувствовала инстинктивно, что стала сильнее Саши. Уже после его смерти она заглянула в последний раз в пустую Сашину комнату в бабушкином доме и, полная благодарности, простилась с тем, кто сделал для нее так много, но уже сделал свое дело – открыл для неё новую жизнь. «Прощай, милый Саша!» - думала она, прощаясь, в сущности, со всем, что теперь для нее отошло в прошлое. И позднее, снова уезжая из дома после летних каникул, она уже «покинула город, как полагала, навсегда». Мы расстаемся с живой и веселой героиней, способной преодолеть все предстоящие ей трудности, ясно осознавшей, наконец, свой жизненный путь. Прозрение, происходившее и прежде с чеховскими героями, впервые обернулось в рассказе «Невеста» практическим разрывом с прежним укладом жизни. «Невеста» написана в годы оживления общественного движения. По мнению Мурзака, автор имел в виду приобщить Надю к изменениям, происходившим в жизни в начале 1900-х годов. Ведь Надя поехала учиться в Петербург, а петербургское студенчество к тому времени, когда слагался сюжет рассказа, уже прославилось своими политическими выступлениями.[13] Связь Нади с предреволюционной атмосферой почувствовал один из самых первых читателей рассказа – В.В.Вересаев, которому Чехов показал новое произведение еще в корректуре, но тогда Вересаев, по его воспоминаниям, заметил Чехову: «Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию». На это Чехов отвечал: «Туда разные бывают пути».[14] Заключение В произведениях А.П.Чехова представлены разные женские образы. В характерах героинь писатель отмечает не только яркие черты, но и самые мелкие особенности. По мнению Лукьяновой, [15] он справедливо относится к своим героиням, не делает скидок для женщин, потому что глубоко убежден, что женщины – это личность, способная на серьезные поступки, умеющая сопротивляться обстоятельствам. Они испытывают на себе воздействие времени. На их примерах Чехов рассказывает о противоречиях в обществе, раскрывает социальные проблемы. Без этих женских образов рассказы писателя потеряли бы свою достоверность, глубину, а в отдельных случаях и поэтичность. Да, чеховские героини отличаются от тургеневских барышень, нежных, поэтичных, изысканных. Но именно в этом их особенность. Эти женщины-героини своего времени, потому что они «отражение противоречия эпохи».[16] Чехов, по справедливой мысли С. Н. Булгакова[17], своеобразен в своем творчестве тем, что искание правды, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственную слабость, падение, бессилие личности, то есть ставя перед собою сложнейшие художественные задачи. Не восхищенное любование высотами духа, а сострадательная любовь к слабым и грешным, но живым душам – основной пафос чеховской прозы. Чехову близка была идея христианской морали, являющаяся истинным этическим фундаментом демократизма, что всякая живая душа, всякое человеческое существование представляет самостоятельную, незаменимую, абсолютную ценность, которая имеет право на человеческое внимание. Тончайшая ткань чеховской прозы нередко обманчиво доступна, но притом неподвластна обычным приемам литературоведческого анализа. Истинный авторский смысл раскрывается Чеховым неявно, опосредованно. Напряженный поиск смысла жизни становится основным содержанием бытия чеховских героинь. Разлад между должным и существующим, идеалом и действительностью, отравляющей живую человеческую душу более всего заставляет страдать чеховских героинь. Список литературы: 1. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Редкол.: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.), Д. Д. Благой, Г. А. Бялый, А. С. Мясников, Л. Д. Опульская (зам. гл. ред.), А. И. Ревякин, М. Б. Храпченко. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — 1977. — 528 с. Т. 9. [Рассказы. Повести], 1894—1897. — М.: Наука, 1977. — 544 с. Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — 496 с. Т. 13. Пьесы. 1895—1904. — М.: Наука, 1978. — 527 с. 2. Виноградов, А.Ф. Поэтика сюжета повестей Л.Н. Толстого и А.П. Чехова: Учеб. Пособие/ Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПИ: 1995. — 92 с. 3. Гвоздей, В. Н. Секреты чеховского художественного текста / В.Н. Гвоздей ; М-во общ. и проф. образования РФ, Астрах. гос. пед. ун-т. - Астрахань : Изд-во АГПУ, 1999. - 127 с. ; 21 см. 4. Громов М. П. Чехов. — М.: Мол. гвардия, 1993. — 397 с. — (Жизнь замечательных людей; Вып. 724. Серия биографий). 5. Золотоносов, М. Н. Другой Чехов : по ту сторону принципа женофобии / М.Н. Золотоносов. - Москва : Ладомир, 2007. - 335,[1] с. ; 21 см. - (Русская потаенная литература). 6. Капитанова, Л. А. А.П. Чехов в жизни и творчестве : Учеб.пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / Л.А. Капитанова. - М. : Рус. слово, 2000. - 76, [3]с. : ил., портр. ; 24 см. - (В помощь школе). Лукьянова, Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 / Лукьянова. — М., 1996. — 18 с. 7. Мурзак, Проблема женского характера в прозе А. П. Чехова [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 — М., 1991. — 20 с. 8. Набиев, Низами Гамза оглы. Проблема личности в творчестве А.П. Чехова 90-х годов XIX века : Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук : (10.01.01) / Азерб. пед.ин-т рус. яз. и лит. им. М.Ф. Ахундова. - Баку,1991. - 25 с. 9. Петухова, Е.Н. Притяжение Чехова: Чехов и русская литература конца XX века / Е.Н. Петухова ; Федер. Агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "СПбГУЭФ". - СПб : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 118 с. 10. Полоцкая Э. А. О поэтике Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наследие, 2000. — 238, [1] с. 11. Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев [текст]: Кн. для учащихся / Э.А. Плоцкая — М.: Сов. писатель, 1983— 238, [1] с. 12. Рынкевич В.П., Путешествие к дому с мезонином : [О творчестве А.П. Чехова]. - М. : Худож. лит., 1990. - 318, [1]с. 13. Секачева Е.В., Проблемы личности в творчестве А.П. Чехова 80-х годов : Автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. филол. наук : (10.01.01). - М., 1981. - 16с. 14. Творчество А.П. Чехова: межвузовский сборник научных трудов: [материалы Международной научной конференции, посвященной памяти А.П. Чехова (100-летию со дня смерти), - XXII Чеховских чтений в Таганроге]/отв. ред. проф. Г.И. Тамарли. -Таганрог: изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2004. - 230 с. 15. Труайя, А. Антон Чехов/ А. Труайя. — М.: ЭКСМО, 2004. — 350 с. — (Русские биографии) 16. Барлас Л. Г. Язык повествовательной прозы Чехова: Проблемы анализа / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк.; Отв. ред. Л. А. Введенская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1991. — 205, [1] с. 17. Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. — М.: Языки слав. культур, 2005. — 400 с. — (Studia philologica). 18. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1987. — 180, [2] с. 19. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. — М. : Высш. школа, 1989. — 133, [2] с. — (Б-ка преподавателя). 20. Цилевич Л. М. Стиль чеховского рассказа. — Даугавпилс, 1994. [1] Чингиз Айтматов: Основу жизни составляет любовь «Чайка» № 23/106/ от 1 декабря 2007 г [2] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. с. 18 [3] Чехов А. П., Переписка с женой - 2003 (Серия "Биографии и мемуары") [4] Чехов А. П. Попрыгунья // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. /АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — 1977. — С. 7. В далнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием станиц в скобках за текстом [5] Чехов А. П. Бабье царство // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. /АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — 1977. — С. 258—296. [6] Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев [текст]: Кн. для учащихся / Э.А. Плоцкая — М.: Сов. писатель, 1983— с. 185 [7] Чехов А. П. Дом с мезонином: (Рассказ художника) // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 9. [Рассказы. Повести], 1894—1897. — М.: Наука, 1977. — С. 181. В далнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием станиц в скобках за текстом [8] Чехов и Лев Толстой / Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1980. — с. 86 [9] Лукьянова, Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 / Лукьянова. — М., 1996. — с. 5 [10] Чехов А. П. Душечка // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — С. 102—113. [11] Чехов и Лев Толстой / Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1980. — с. 215 [12] Чехов А. П. Невеста // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — С. 212 В далнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием станиц в скобках за текстом [13] Мурзак, Проблема женского характера в прозе А. П. Чехова [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 — М., 1991. — с. 15 [14] Вокруг Чехова / Сост., вступ. ст. и примеч. Е. М. Сахаровой. — М.: Правда, 1990. — с. 345 [15] Лукьянова, Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 / Лукьянова. — М., 1996. —с. 8 [16] Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев [текст]: Кн. для учащихся / Э.А. Плоцкая — М.: Сов. писатель, 1983— с. 123 [17] Труайя, А. Антон Чехов/ А. Труайя. — М.: ЭКСМО, 2004. с. 56
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (19244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |