Условия реализации концепции
Изучив опыт деятельности школьных музеев города, Вологодской области и анализируя деятельность нашего музея, мы пришли к выводу, что многие музеи в образовательных учреждениях недостаточно выполняют свои функции. В них уменьшается количество посетителей, используется только витринно-стендовый показ экспонатов, не привлекаются новые информационные технологии, интерактивные формы работы со школьниками, одним словом, школьные музеи превратились в «шкатулки с древностями», в парадные комнаты для почётных гостей. Современные социально-экономические условия подталкивают школьные музеи к поиску новых механизмов реализации своей жизнедеятельности, к выбору нового вектора развития. Определить оптимальный способ реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий мы считаем возможным при интеграции в действующий жанр «музей – экспозиция» нового жанра – «музей – экскурсионное бюро». Основанием выбора данного жанра послужили следующие факторы: · активная краеведческая работа; · поисково-исследовательская деятельность; · наличие краеведческих исследовательских изысканий в области истории образования; · опыт участия в Российских, региональных краеведческих конференциях; · опыт использования интерактивных форм культурно-образовательной деятельности. Цель деятельности такого музея– это сохранение исторической памяти и передача через организованную систему информационного обеспечения материалов краеведческой тематики образовательным учреждениям района. Для достижения данной цели мы предполагаем строить свою деятельность по следующим направлениям: · изучение потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике; · систематизация краеведческого материала фондов музея по истории образования в Тотемском районе; · создание тематических экскурсий, бесед, лекториев, исходя из потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике; · подбор музейных экспонатов, находящихся в фондах музея, по принципу «музей в чемодане»; · использование новых информационных технологий; · обучение актива музея, создание школы экскурсоводов; · создание проекта «музей – экскурсионное бюро». Для работы по данным направлениям музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет все возможности, так как студенты умеют работать с различными источниками, составлять и проводить экскурсии, организовывать выставки, внедрять в работу новые технологии.
Заключение Проводя исследование по теме данной работы, мы установили, что представляет собой музей образовательного учреждения и чем он отличается от обычного музея: выявили особенности, функции музея образовательного учреждения, указали задачи по созданию и развитию музея, в частности это разработка концепции музея образовательного учреждения и формирование актива музея из учащихся и педагогов. Мы смогли установить факторы, повлиявшие на создание музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже: · наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения; · потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики; · социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения. Помимо факторов, повлиявших на создание музея, в своей работе мы отразили основные этапы создания музея и содержание деятельности общеучилищной рабочей группы. Работала она по следующим направлениям: · фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов; · научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания; · экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций. Помимо всего вышеперечисленного в данной исследовательской работе мы подробно раскрыли особенности культурно-образовательной деятельности музея, программу экскурсий, разработанную Советом музея, а также программу подготовки экскурсоводов. Кроме этого мы создали концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже и разработали пути её реализации. Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат поисково-исследовательской деятельности [4, 144]. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, приобщившись к ним душой. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своего края [9, 3]. Специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, располагает музейная педагогика [11, 5]. Воспитание ребенка средствами искусства с помощью музейной педагогики начинается еще с детского сада. В садике ребенка поэтапно готовят к посещению музея, знакомят с музеями, учат выражать свои впечатления и т.д. [12]. Затем это продолжается в школе. Поэтому деятельность музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет огромное воспитательное, нравственное, культурно-образовательное значение, так как готовит будущих учителей и социальных педагогов к участию в краеведческой работе, к созданию музеев и применению методов и средств музейной педагогики.
Список литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с. 2. Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой. – Вологда, 2007. – С. 44 – 46. 3. Завгородняя О.Н. Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии. – Вологда, 2002. 4. Завгородняя О.Н., Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова. – Вологда, 2008. – С. 144 – 146. 5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – С. 37. 6. Лаврова О. Любимое, родное, дорогое… // Тотемские вести. – 2006. – №1. – С. 2. 7. Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой. – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. – 79 с. 8. Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 №06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. – 56 с. 9. Музеи общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования: аннотированный каталог. – Вологда, 2004. – 198 с. 10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 11. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. 12. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом Карапуз, 2000. – 256 с. 13. Педагогика: учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 640 с. 14. Сеченова Л.С. Сотрудничество взрослых и детей в школьном музее // Образование в современной школе. – 2005. – №4. – С. 51 – 52. 15. Создаём музей вместе: методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования / Сост. О.Б. Карпова – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2007. – 98 с. 16. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. – 2001. – №3. – С. 7 – 9. 17. Школьные музеи. Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с. 18. Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. – Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. – 100 с. 19. Шмакова М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов // Внешкольник. – 2003. – №6. – С. 10 – 11.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |