Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Трансформация собственности в связи с переходом к рыночной экономике




Наступающий рубеж тысячелетий отмечен для мирового сообщества динамизмом особого рода: глубокими системного порядка сдвигами в социально-экономических отношениях. Эти изменения в индустриально развитых странах реализуются в тенденциях формирования новой, постиндустриальной стадии. Меняется облик многих стран из числа слаборазвитых, по преимуществу аграрные экономики трансформируются в развитые индустриально-аграрные (не говоря уж о феномене "новых индустриальных стран"). Однако наиболее резкие перемены связаны со специфическими процессами переустройства экономик в бывших социалистических странах, по внешней форме представляющими собой динамичный переход от плановой экономики к рыночной.

Этот динамизм, характеризующийся, прежде всего, как своеобразный переход от одного состояния общества к другому, резко актуализирует соответствующие теоретические изыскания, превращает в самостоятельный предмет исследования функционирующую в данный промежуток времени переходную экономику.

Временное пространство переходных состояний лежит как бы между "пиками", зрелыми уровнями двух смежных ступеней (экономик). Очевидно, что исторически эти временные пространства могут быть достаточно продолжительны, хотя конкретные их границы указать сложно. Очевидно и то, что в разных исторических 'условиях эта продолжительность неодинакова.



Система государственного регулирования переходной экономики имеет специфические черты, которые обусловлены рядом факторов. Наиболее значимые из них – изначальное отсутствие частного сектора; несбалансированное перенапряжение развития хозяйства (при котором поставленные цели, как правило, не обеспечены ресурсами); отсутствие ориентации на перспективу и на рост эффективности; затратный метод хозяйствования; иррациональная структура экономики; расстроенное денежное обращение; огромный бюджетный дефицит и внешний долг; гиперинфляция, стагфляция; политическая нестабильность и управленческая неразбериха.

Развитие эффективных рыночных отношений предполагает снижение доли затрат в структуре общественного продукта. Опыт развитых стран показывает, что в этом направлении должны предприниматься специальные меры в рамках государственного регулирования. Тем более это необходимо в затратной постсоциалистической экономике Казахстана.

Отношения собственности являются определяющими в любой экономической системе. Они обуславливают ее структуру, в том числе управленческую, механизм функционирования. В постсоциалистическом Казахстане сложилась парадоксальная ситуация - частичное превалирование управленческих отношений над структурой отношений собственности (что прекратится после проведения широкомасштабной приватизации). Это порождается мощным огосударствлением хозяйств в социалистический период, которое может быть цивилизованно преодолено только через структуру государственного управления проведением приватизации государственной собственности, подготавливающей базис рыночной экономики. При этом система управления не может одновременно трансформироваться сама, так как административное управление не соответствует целям реформ.

В этом смысле крайне важно построить систему государственного предпринимательства, соответствующую реалиям переходного периода, важной особенностью которого является постепенный, медленный процесс развития полноценного частного сектора и разгосударствления. Во многом он еще носит компромиссный характер и отличается невысокой эффективностью, так как в обществе еще слаба законность и низок правопорядок, а менталитет населения сформировался в эпоху социализма.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.

Направления приватизации:

- продажа мелких предприятий через местные аукционы

- массовая приватизация средних и крупных предприятий

- приватизация очень крупных предприятий по индивидуальным проектам

- приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции

Цель приватизации государственной собственности - организация многообразных форм хозяйствования в целях достижения реальной и здоровой конкуренции, создания условий для повышения эффективности производства.

При этом нужно решить две противоречащие друг другу, но тесно взаимосвязанные задачи. Во-первых, реализовать идею социальной справедливости, наделив граждан Казахстана частью государственной собственности, во-вторых, создать слой эффективно хозяйствующих частных собственников, способных сформировать современную экономику рыночного типа.

В качестве недостатков приватизации можно привести следующие факты, которые в принципе всегда присущи переходу к рыночной экономике и являются так называемыми «издержками» такого перехода:

- произошло существенное разделение статуса граждан в социально сфере на богатых и бедных, с минимизацией среднего класса;

- отсутствие социальной справедливости при разделении государственных (народных) богатств, т.к. крупными собственниками стали в основном люди приближенные к власти на момент приватизации;

- иностранные компании фактически автономно овладели доходным сектором промышленности, так как не был обеспечен должный мониторинг и контроль и поэтому бюджет лишился основного источника поступлений;

- не умелое распоряжение мощностей приватизированного имущества новыми собственниками и как следствие этого – банкротство и ликвидация крупнейших предприятий страны.

Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Казахстанской экономики. Хотелось бы отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как мы думаем, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации нашей страны, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако мы уверены, что, если пройдём весь этот трудный путь до конца, Казахстан будет цивилизованным государством во всех отношениях.

 


2. Предпринимательство и его основные формы

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.073 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7