Юмор в современной журналистике.
12 Хочется затронуть тему - тему политического анекдота, который можно считать неким зеркалом политической и общественной жизни. Очевидно, что сегодня этот жанр развит не так, как, скажем, 20-30 лет назад. Сегодня вообще появляется очень мало хороших анекдотов. Притом что анекдот считается народной формой творчества, как правило, практически у каждого произведения в этом жанре есть автор. Кстати, очень много анекдотов ушло в народ из сюжетов «Городка». Сегодня юмор превратился в серьёзный бизнес. Все талантливые юмористические авторы (в основном это люди, прошедшие школу КВН) сейчас прибраны к рукам. Качественный юмор запрятан в компьютеры, защищённые паролями. Удачная шутка стала эквивалентом валюты. Её экономят, ею просто так не разбрасываются, из неё пытаются выжать по максимуму. В случае с политическими анекдотами ситуация иная. Политик становится героем анекдота благодаря личной харизме, ярким поступкам, особой манере разговаривать, одеваться. Вообще, политикам можно отслеживать свой рейтинг по анекдотам о них. Нет анекдотов - надо срочно что-то делать! Надо бежать и нанимать тех самых экс-кавээновских авторов, чтобы они что-то сочинили про них. И если раньше КГБ выискивал и прижимал тех, кто травил анекдоты о верховной власти, то сегодня ФСБ должна этих людей находить с целью поощрить. Вот несколько политических анекдотов:
- Михалыч, слышал, в регионах выборы прошли? Теперь хорошая жизнь настанет... - Мороз завтра ударит, однако! - Причем тут выборы и мороз? - А причем тут выборы и хорошая жизнь?! Российская нефть бывает 2-х типов. Вы все хорошо знаете этих двух типов…
Приходит мужик в автосалон: - Владимир Владимирович, скажите, вы когда-нибудь обманывали свою жену?
Маленьких и некрасивых мальчиков в древней Спарте скидывали в пропасть, у нас же они управляют государством. Важно отметить также наличие определенного типа анекдотов, содержащих признаки скрытой зависти: из новейшей истории — это анекдоты, где высмеивают «новых русских»:
Идёт красивая девушка по городу, подходит парень знакомиться. Диалог:
Новый русский купил себе джип и припарковал его возле дома.
Это знак социальных антагонизмов, нелюбви к «новым богатым». Одним из мотивов этого чувства возможно является зависть к богатой жизни другого, хотя не следует забывать о том, что высмеиваемая социальная прослойка была богатым источником для создания анекдотов. Далее, как отклик на множество конкурсов красоты появились и были активно подхваченыанекдоты про блондинок, хотя и понятно что цвет волос не влияет на интеллект:
Две блондинки беседуют в купе поезда:
Блондинка в питцирии, подходит официант
Смех возможен и в сфере выходящей за рамки некоторой морали. Так, объектом смешного в новых анекдотах современности часто является убийство или насилие. И такие явления определенно присутствуют в современной культуре смеха, хотя и вызывают различные споры с общественной нравственностью. Возможно, это скорее подходит молодежному юмору, который часто отличается невинным дикарством, происходящем от неглубокого понимания моральных устоев, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки. Суть здесь скорее в способе подачи и механизме действия истории. Абсурдный и жестокий современный анекдот насмешничает в том числе в ситуациях, которые для человека «романтического» склада являются принципиально не смешными. И здесь усматривается тенденция к тотализации насмешки — смешно абсолютно всё и во всём стараются найти лишь смешные стороны. Возможно, это связано с физиологическим действием смеха — смех доставляет удовольствие и может выступать чем-то в роли наркотика. Это уже философский вопрос... Анекдоту еще свойственно — и в этом, быть может его главное обаяние — абсолютное бесстрашие. Анекдот привлекает тем типом свободы, которым человек по определению дорожит больше всего — свободой, которая его ни к чему не обязывает. Нормальный анекдот ничем не грозит, никуда не зовет и ничего не требует. Анекдот свободен от каких бы то ни было предписаний. Тому, кто его принимает, он обещает чистое, игровое удовольствие. Таким образом анекдот действует терапевтически. Он снимает страх перед миром не только тем, что он все и всех в нем уравнивает (хотя это уравнивание осуществляется только в фантазии и анекдот понимает это), но и тем, что он снисходителен к реальному миру, предоставляя ему возможность оставаться самим собой. Анекдот как вид языковой игры, забавы абсолютно бессознательно творит общие значения и смыслы. Поэтому анекдот оказывается одним из самых легких путей к другому человеку — ни к чему не обязывающим и ничем не привязывающим. Анекдот сближает людей, снимает отчужденность между ними, сохраняя их автономию и независимость. Мудрая притчевость свойственна лучшим анекдотам. Неслучайно некоторые формулы этих анекдотов перешли в афоризмы и высказывания, резюмирующие наш жизненный опыт: «Не делайте волну!», «Иди докажи, что ты не верблюд!», «Разве это жизнь?», «Мне бы ваши заботы, господин учитель!» и т.п. При этом существует значимое отличие анекдотов от высказываний и афоризмов. Это их заведомая анонимность. Даже когда у анекдота есть официальный автор, он, как правило, не афишируется, и часто наоборот – нивелируется, делая анекдот принадлежностью всего народа. Жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни. В одном из польских анекдотов содержится такой диалог: — У тебя есть новый анекдот? В том, что жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни, убеждаешься, читая многочисленные анекдоты в Интернете. Натужные попытки придумать новый анекдот только иногда приводят к успеху. И это случается лишь тогда, когда удается подсмотреть и лаконично представить действительно смешной случай или анекдотическую ситуацию в жизни. Андерсен говорил, что лучшие сказки — это те, которые придумывает сама жизнь. К анекдоту это относится в еще большей мере.
Карикатура.
Политическая карикатура практически исчезла со страниц российских газет. Увидеть нарисованных в смешном виде премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева теперь можно лишь в интернете.
Шутка.
Именно шутка, а ничто другое, является боевой единицей КВН. В КВНе - ничего, кроме шуток, нельзя ни говорить (собственно шутка), ни петь (песня, музыкальная тычка), ни показывать (миниатюра, гэг). Иначе, это будет не КВН. Поэтому рассмотрим шутку именно в КВНе. КВН - такой трудоемкий жанр, сравнить который можно, пожалуй, только с неким интеллектуальным цирком. Ведь придумать хорошую шутку неимоверно сложно. А КВНовский сценарий должен представлять собой сплошной «репризный ряд». Главным критерием оценки шутки является смех. Если мыслить глобально, то все шутки можно разделить на два основных типа: шутки «на каждый день» (то есть «вечные» - смешные и вчера, и сегодня, и завтра) и шутки «на сегодня» (то есть актуальные только сегодня). Возможно, когда-нибудь КВНщики научатся придумывать «шутки будущего», а народ в будущем придумает - как над ними смеяться. А пока мы говорим о дне сегодняшнем. Давайте на примерах рассмотрим «вечные шутки» и их разновидности. Итак, литературная основа шутки! Возьмем известные классические строчки Владимира Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» и посмотрим на их КВНовскую интерпретацию в исполнении сборной команды КВН СНГ-92: Теперь рассмотрим историческую основу на примере команды КВН СГУ: Далее – об основах общественно-бытовых. Наверняка независимо от даты произношения вызовет смех шутка команды КВН «Настоящие тамады» (Тбилиси): Теперь поговорим о других разновидностях общественно-бытовой основы шутки, одной из которых является ситуационная несовместимость. Пример логической несовместимости (она же – абсурд) демонстрирует команда «Ворошиловские стрелки» (Луганск): Лексическая основа шутки, как мы уже говорили, с одной стороны несет в себе парадоксальную трактовку известных словосочетаний. Пример от команды НГУ: Итак, главное качество таких шуток – актуальность. Причем во всех ее разновидностях: политической, социальной, экономической, бытовой и т.д. К примеру, на сегодняшний день темы для шуток нам просто дарят: политическая и экономическая нестабильность, «фокусы» правительства, уровень жизни населения, телесериалы, телепередачи, телепроекты типа «Фабрики звезд», шквал зарубежного видео, реклама во всех ее проявлениях, достижения современной науки, всевозможные шоу, эстрада, неудачи отечественного футбола, факты биографий популярных на сегодняшний день людей и многое, многое другое. Надо сказать, что построение актуальных шуток абсолютно аналогично тем типам, которые мы рассматривали, говоря о шутках вечных. Далее – только несколько примеров. Актуальность политическая эпохи перестройки: Нельзя не отметить, что в данное время становятся всё более популярными в КВНе так называемые «космические» шутки. Это стиль подачи материала, основанный на приёмах парадокса, абсурда, обманок, каламбура. Цель «космоса» - ввести зрителя в ступор, повергнуть в шок, удивить, поразить, показать непредсказуемость человеческого мышления. КВНовские космонавты - как футуристы. Разрушают классический стиль игры, ставят эксперименты с образами, словами, подачей и т.д. Пионерами нестандартного юмора можно считать команду КВН БАК, ст. Брюховецкая и «Соучастники», Армавир (команды были так близки по стилю и географическому расположению, что объединили свои силы и стали сборной Краснодарского края). - Первое упоминание о нашей станице встречается у Пушкина. Александр Сергеевич разбил название нашей станицы на буквы и разбросал их по тексту «Евгения Онегина». ураб Церетели заехал в центр Краснодара и сошел с ума. И дело даже не в архитектуре. Просто пришло время. Тост: высоко-высоко в горах... холодно. Следующий призыв в космонавты был представлен командой «Фёдор Двинятин», Москва-Ступино, создатели которой тоже имели творчески «космическое» мышление. Чтобы мальчик не забыл код домофона, мама нанесла его ему на веко с внутренней стороны. Теперь всё просто. Закрыл, открыл. - Легко тебе говорить, у тебя кляпа во рту нет. - Давай с тобой поговорим, как женщина со стиральной машиной. Дрянь, ты работать будешь? Социальным космонавтомнового времени можно назватьDasISTfak't из Ярославля. - Эй, постой, таксист! Я философ Кант. - Может, даже когда-то моя бабушка согрешила с водолазом!.. И зафиналим наш шуточный перфоманс цитатой из российской газеты: «Министр путей сообщения заявил, что в проблеме дорог виноваты черви, которые долбят асфальт с той стороны». А вот и свежий солдат-космонавт КВН - команда КВН «Кефир», Нягань. - Марат, а откуда у тебя баян? - Поговаривают, что Толик один раз персил. А спонсор нашего «Доширака» - ипотека. Ипотека - 20 лет «Доширака»! Я делаю нехорошо. Я плохо делаю нехорошо. Надо делать нехорошо лучше...
Заключение.
Комическое находится среди нас и журналистика не может обойтись без сатиры и юмора. Сатирические жанры очень эффективны, это обусловлено, в первую очередь, тем, что в них создаётся зримый образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы целых социальных групп, а часто – и всего общества. Это очень важная особенность сатиры: даже в тех случаях, когда на первый план выносятся индивидуальные образы конкретных носителей зла (например, депутатов), сквозь них обязательно должен вырисовываться портрет явления, слитый воедино из предметно-художественных и логико-публицистических образов. В ходе исследования мы пришли к выводу, что тематика сатиры и юмора касается и вопросов политики, и общественной жизни, и темы духовности, культуры и т.п. Вообще сегодняшний читатель и телезритель в большинстве своем желает, чтобысредства массовой информации его информировали - около 67% опрошенных ответили,что ждут от СМИ информации, и только примерно десятая часть респондентов согласны на воспитательную роль «четвертой власти». Тем не менее, анализируя печатные СМИ, можно легко заметить, чтомногие из них (особенно отличается этим так называемая оппозиционная пресса,но грешат и вполне официозные издания) зачастую не используют огромныхвозможностей сатирического жанра именно в формировании общественного мнения. Ведь большая часть громких скандалов, освещаемых нашими газетами, носитоткровенно политический характер! И «жареные» факты, которыми потчуют насжурналисты (сейчас речь не о том, в чьих интересах это делается), вполне«тянут», например, на фельетон. Немалое время эфиров как в выходные так и в будние дни заняты различными юмористическими шоу. Немалое количество часов человек тратит на них.В последние годы процветает юмор во всех его проявлениях. Нас радуют юмористическими программами, различными розыгрышами. Постепенно это явление перебирается в жизнь. Многие праздники и юбилеи в обязательном порядке сопровождаются юмористической программой. Там будет все: и розыгрыш именинника, и различные приколы, и элементы черного юмора. Почему-то именно черный юмор пользуется все большей популярностью. Он проникает в газеты, радио, телевидение и нашу жизнь.В конце, хочется привести слова Гёте: “Там, где у него шутка, может скрываться проблема. Но ведь благодаря шутке иногда решается проблема”.
Используемая литература. 1. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ Журналистское мастерство Учебно-методическое пособие для студентов специальности 03061 «Журналистика» 2. Горнфельд А., Сатира, «Энциклопедический словарь», изд. Ф. А., И. А. Ефрон, полут. 56, СПБ, 1900 3. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. — М., 1996. — 214 c 4. «Журналист» 2002 г. 5. Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии.- 2002 6. Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., Максимова М. Ю. Психологические механизмы нарушения чувства юмора при шизофрении и циклотимии // Психиатрия.- 2005.- №3.- с. 60-65 7. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения 8. Константин Глинка «Теория юмора» \\ Независимый альманах «Лебедь» № 388, 15 августа 2004 года 9. Лемке М. К., Из истории русской сатирической журналистики (1857—1864), «Мир божий», 1903, № 6—8 10. Масанов И. Ф., Русская сатиро-юмористическая журналистика. Библиографическое описание, вып. I—III, Владимир, 1910—1913 («Труды Влад. уч. архивной комиссии», кн. XI, XV—XVIII) 11. Самарцев О. Р. Современный коммуникативный процесс. Ч. 2 Теория и методика журналистики: Учебное пособие 12. Стрельцов Б.В. «Основы публицистики. Жанры. Учебное пособие» («Университетское», Мн. – 1990 г.) 15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати 16. http://www.medien.ru/zhurnalistika 17. http://komichnoe.ru 18. http://smallbay.ru/catalog/humour.html 19. http://nethumor.narod.ru/4_about.html 20.http://www.gumur.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=51&Itemid=12&limitstart=12 21. http://www.uludil.gen.az/teoriya/5_1.php 22. http://anthropology.ru/ru/texts/koneva/anecdote_10.html 23. http://world.lib.ru/b/benderskij_j_m/d3g4.shtml 24. http://www.amik.ru/
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |