Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг
Введение
Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект (в данном случае – аспект информатики). Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка. Этим и объясняется мой выбор данной темы для исследования. Рыночная экономическая система в России довольно молодая, и для нашей страны характерен низкий уровень развития конкуренции на рынках многих товаров и услуг, в том числе и на информационном рынке. Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в странах Европы и США. Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран. Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы: 1. Проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США; 2. Проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка; 3. Влияние развития информационного рынка на усиление в мире информационного противоборства и информационных войн[1].
Глава 1. Понятие и характерные черты информационного рынка Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия информационного рынка, нужно выяснить, что такое информационный ресурс. В целом ресурс – это запас или источник некоторых средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Выделяют следующие виды общественных ресурсов: 1. Природные (сырьевые); 2. Энергетические; 3. Материальные; 4. Финансовые; 5. Трудовые. [5] В современном обществе одним из основных видов ресурсов являются информационные ресурсы. Их значимость постоянно увеличивается. Подтверждением этому является следующий факт: информационные ресурсы становятся товаром, причем их совокупная стоимость на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов. Можно выделить несколько основных подходов к понятию информационных ресурсов. Юридическое толкование информационных ресурсов принято в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Оно заключается в следующем: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Данное определение позволяет юридически решить проблему охраны информационных ресурсов. В вышеуказанных документах и массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Очень часто эти знания уникальны, их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения. Юридическое определение информационных ресурсов сильно сужает данное понятие. Люди воспринимают его гораздо шире. К информационным ресурсам нужно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, другую информацию общественной или государственной значимости, которая зафиксирована в любой форме, на любом носителе. В настоящее время информационные ресурсы по значимости аналогичны материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым, финансовым ресурсам. Информационные ресурсы сейчас рассматриваются как стратегические. Однако существует одно принципиальное различие между материальными и информационными ресурсами: материальный ресурс после использования исчезает (например, топливо сжигается, финансы расходуются), а информационный ресурс остается, копируется без ограничений, его можно многократно использовать. По мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как его использование редко носит пассивный характер, чаще к нему прибавляется дополнительная информация. Информационный ресурс не является самостоятельным. Сам по себе он имеет лишь потенциальное значение. Информационный ресурс реализуется как что – то материальное только при соединении с другими ресурсами (техникой, энергией, сырьем).[2, с. 245] Любая классификация информационных ресурсов является неполной. В основу классификации можно положить следующие принципы: 1. Отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы; 2. Форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания. Внутри каждого класса можно проводить более детальное разделение: например, ресурсы сети Интернет можно разделить по назначению и по формам представления (сервисная информация, программное обеспечение, библиографическая информация, видео). Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось в начале 1980 – х годов в связи с растущей зависимостью развитых стран от объемов информации, от уровня развития средств передачи и обработки информации. Возможный способ классификации национальных информационных ресурсов: 1. Библиотечные ресурсы; 2. Архивные ресурсы; 3. Научно – техническая информация; 4. Правовая информация; 5. Информация государственных структур; 6. Отраслевая информация; 7. Финансовая и экономическая информация; 8. Информация о природных ресурсах; 9. Информация предприятий и учреждений и другое.[6] В развитых странах огромное количество информационных ресурсов находится в библиотеках. Преобладает бумажная форма их представления, однако все большее количество библиотечных ресурсов переводится в цифровую форму. В архивах находятся материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны. Часто скорость их накопления превышает скорость обработки. В развитых странах существуют специализированные системы научно – технической информации. Они включают в себя специализированные издания, патентные службы и другое. Такая информация часто является дорогостоящим товаром. Ни одно государство не может существовать без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации. Свои отраслевые информационные ресурсы есть у любой сферы общества: социальной, аграрной, промышленной и других. Огромны информационные ресурсы в сфере военно – промышленного комплекса и системе образования. Кроме национальных информационных ресурсов можно выделить информационные ресурсы предприятия, информационные ресурсы частного лица и другое. Эти категории уже не обладают такой общностью. Они зависят от вида организации, от специальности конкретного лица, его интересов и другого. Состав основных информационных ресурсов высшего учебного заведения: 1. Учебники, учебные пособия, методические материалы; 2. Нормативно – правовые акты системы образования; 3. Текущие документы Министерства Образования РФ и других ведомств; 4. Информация о преподавателях, сотрудниках, студентах; 5. Экономическая информация; 6. информация о материальных ресурсах (зданиях, оборудовании); 7. Архивные материалы; 8. Информация по проблемам образования, размещенная на специальных сайтах в Интернете, и другое.[3, с.249] Наличие огромного количества информационных ресурсов и возможность их представления в электронном виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов. Существуют признаки формирования развитого мирового рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. Этот рынок во многом похож на рынок традиционных ресурсов, так как имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги: 1. Информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам и их стоимости; 2. Информация научно-технического характера (патенты, научные статьи); 3. Информационные технологии, компьютерные программы; 4. Базы данных, информационные системы и другое. Как и на любом рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть продавцы и покупатели. Продавцами обычно являются производители информации или ее собственники: 1. Центры, в которых создаются и хранятся базы данных; 2. Службы связи и телекоммуникации; 3. Бытовые службы; 4. Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей – продажей информации (рекламные агентства); 5. Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары, а в качестве дополнительной продукции – информацию о них; 6. Консультационные (консалтинговые) фирмы; 7. Биржи; 8. Частные лица (например, программисты) и другие. Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является подбор литературы по теме, нужной заказчику, в библиотеке. Оказание информационных услуг возможно лишь при наличии баз данных по соответствующим темам (как в компьютерном, так и не в компьютерном варианте).[6] Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно – техническую информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких услуг практически невозможна деятельность ученых и специалистов. Информационные услуги в сфере бизнеса заключаются в предоставлении определенной деловой информации, консультациях по нужным заказчику темам. Информационные услуги в сфере коммуникаций оказывают операторы связи и провайдеры сети Интернет (организации, которые за плату осуществляют доступ пользователей во Всемирные сети и их обслуживание). Некоторые виды услуг по обучению и повышению квалификации также можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети). Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности общества к информационному. В своем развитии рынок информационных товаров и услуг прошел несколько стадий. Его формирование по времени совпало с появлением первых ЭВМ (это происходило во второй половине XX века). Это совпадение в значительной степени является случайным, поскольку первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в то время привел к созданию первых профессиональных информационных служб в различных областях деятельности. Соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов. По – настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и телекоммуникационных систем, основанных на использовании микрокомпьютеров. Решающую роль в формировании рынка информационных товаров и услуг сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. Массовый характер этот процесс принял в 1980 – е годы. К этому времени появились первые признаки глобализации информационного рынка, и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке в настоящее время являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы. В настоящее время формирование информационного рынка происходит и в России. Важнейшими компонентами российского рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Значительную часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и другое. Немало на данном рынке финансовой и статистической информации, есть информация по образовательным услугам и организации досуга. Российский информационный рынок пока значительно уступает рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Очень ограничен доступ к первоисточникам научно – технической информации (статьям, рефератам специального назначения, библиографической литературе, библиотекам). Без этого не может быть устойчивого развития в соответствующих областях. Постепенно в обществе начинает формироваться следующий факт: если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается сама основа рынка. Рынок программного обеспечения, а РФ мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ. По мере совершенствования социально – экономических отношений подобная практика должна уйти в прошлое[2]. Компьютерное «пиратство» - это глобальное явление. Нет ни одной страны мира, где не использовались бы незаконно скопированные программы. По абсолютной стоимости используемого «пиратского» программного обеспечения лидируют США. По оценкам независимых экспертов, в странах Европы до 40% используемого программного обеспечения является незаконными копиями. В РФ эта цифра значительно больше: по объемам использования «пиратского» программного обеспечения РФ находится на 11 месте в мире. Информационные ресурсы являются предметом торговли на информационном рынке. Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда. Информационный ресурс на информационном рынке рассматривается в двух акспектах: 1. Как материальный продукт, который можно продавать и покупать; 2. Как интеллектуальный продукт с авторским правом. Информационный рынок является частным случаем рынка товаров и услуг. На информационном рынке действуют абсолютно все экономические законы, которые присутствуют на всех рынках товаров и услуг.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |