Происхождение фразеологизмов.
12 Слайд № 5. Великий Словарь. Нашим островом правит принцесса Фразеология, которая просто обожает фразеологизмы, изучает их и заботится о них. Большую помощь ей оказывают ученые-мудрецы. Среди них русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов. (Портрет ученого на доске) Он был одним из составителей первого научного Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, одним из редакторов 4-томного и 17-томного академических словарей русского языка, руководил работой по составлению словаря языка А.С. Пушкина. Принцесса Фразеология. По своему происхождению фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные из славянских и неславянских языков. Фразеологизмами русский язык пополнился, благодаря заимствованиям из старославянского языка и таких неславянских языков, как древнегреческий, латинский, французский, немецкий и английский язык. Учитель. Посмотрим, какие истории о себе нам расскажут исконно русские фразеологизмы.
Презентация фразеологизмов: Слайд № 6 .Дым коромыслом – Шум, гам, суматоха. Слайд № 7 .Тертый калач – Очень опытный человек, которого трудно обмануть. Слайд № 8 .Реветь белугой – Громко кричать или плакать. Слайд № 9. Вывод 3. Источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка. · Какие привычные формулы сказок стали фразеологизмами? (Жить-поживать, за тридевять земель, в некотором царстве, в некотором государстве, по щучьему велению, сказка про белого бычка.) Учитель. Появляясь в языке, они находят похожих на них друзей. К ним мы сейчас и отправимся. Остановимся в тихой бухте Синонимов и Антонимов . Теперь команда может выйти на берег и размяться после длительного плавания. 6 этап. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания). Учитель. Синонимы и Антонимы день и ночь трудятся вместе с Фразеологизмами, делая речь богаче, ярче и выразительнее. Часто Фразеологизмы в тексте становятся на место синонимов, что позволяет более точно выразить мысль. А некоторые Фразеологизмы являются антонимами. · Какие слова называются синонимами? антонимами? Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них синонимы или антонимы для фразеологизмов, записных на карточках. Готовим сообща, один рапортует. Бригадам раздаются флажки.
1. Игра в лото. Разделимся на 3 бригады. Передавая друг другу эстафету, бригады должны как можно быстрее накрыть карточку с фразеологизмами флажком с синонимами к этим фразеологизмам для одной бригады, антонимами - для другой. Учитель. Теперь нам надо преодолеть поэтический перевал. Слайды 10. Поэтический перевал.
Найдите в тексте фразеологизмы:
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.
· Вы узнали эти строки? Объясните значение фразеологизмов. · О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова? (В этой строфе баллады речь идёт о начале Бородинского сражения) · Кто рассказчик? (Рассказчик – участник событий Отечественной войны 1812 года) · Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке? (Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и неожиданность появления вражеской армии.)
Экспрессия – сила выражения чувств.
Вывод 4. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.
2. Создание текста по данным фразеологизмам. (Индивидуальное домашнее задание.) · Ежедневно ведется судовой журнал. Некоторые ребята украсили запись дежурного, добавив фразеологизмы в свой рассказ о дружной работе команды.
Выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку. · Другие ребята составили рассказ о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, используя данные фразеологизмы: Становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока. Учитель. Посмотрим, что у них получилось. Этап. Итоги. Учитель. Итак, что мы сегодня узнали о загадочной стране? Слайд 11. Выводы. · Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. · У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложениифразеологизмы выступают как неделимое словосочетание. · Источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. · Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.
8 этап. Тест. Вдали старинная каменная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к удивительному бастиону Проверки знаний. Выполнив тест, вы благополучно вернётесь на корабль.
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |