Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Результаты качественно–количественного анализа полученных данных




Тип акцентуации характера     Защитный механизм Гипертимный Возбудимый Эмотивный Дистимический Тревожно–боязливый Аффективно– экзальтированный Аффективно– лабильный Застревающий Педантичный Демонстративный
Вытеснение 16,7% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Регрессия 33,3% 50% 0% 0% 0% 100% 75% 100% 0% 100%
Замещение 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Отрицание 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Проекция 50% 50% 100% 0% 100% 0% 25% 0% 0% 0%
Компенсация 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Гиперкомпенсация 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Рационализация 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%

 

Как видно из таблицы 2.1 50% девиантных подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, т.е. приписывают свои негативные характеристики другим, 33,3% – регрессию, т.е. прибегают к ребячеству, переносу в детство, 16,7% – вытеснение.

Половина (50%) возбудимых личностей используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.



Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают к механизму проекции.

Тревожно–боязливые личности (100%) свои неприемлемые мысли, чувства и поведение приписывают другим людям, т.е. предпочитают механизм проекции.

Подростки данной выборки, обладающие аффективно–экзальтированным типом акцентуации (100%) в ситуации какой–либо тревоги предпочитают вернуться к ребячливым, детским моделям поведения, т.е. используют механизм регрессии.

25% аффективно–лабильных личностей используют в качестве психологической защиты проекцию, а 75% – регрессию.

В состоянии угрозы, тревоги подростки с застревающей и демонстративной акцентуациями возвращаются в период раннего детства, более безопасному и приятному, т.е. опять же используют регрессию.

 

Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков

 

Обработка полученных результатов с помощью линейной корреляции Пирсона в системе STATISTICA дала ряд статистически значимых корреляций между защитными механизмами и акцентуациями характера (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2

Статистически значимые результаты расчета линейной корреляции Пирсона

  Гиперимный тип Возбудимый тип Тревожно-боязливый тип Аффективно-экзальтированный тип Застревающий тип Демонстративный тип
Вытеснение           r = –0,451 p = 0,012
Регрессия r =0,393 p = 0,032 r =0,519 p=0,003   r = 0,432 p = 0,017 r = 0,376 p = 0,041  
Проекция r = –0,461 p = 0,010   r = –0,370 p =0 ,044     r = –0,404 p = 0,027

 

Учитывая полученные результаты расчета линейной корреляции Пирсона, можно сделать выводы:

1. Между вытеснением и демонстративным типом характера существует статистически значимая (r =׀0,451׀,p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь, т.е. для данной выборки низкие показатели по демонстративному типу характера обратнопропорционально связаны с высокими показателями по вытеснению, и наоборот, высокие показателей по демонстративному типу характера обратнопропорционально связаны с низкими показателями по вытеснению.

 

ВЫТЕСН – вытеснение; ДЕМОНСТР – демонстративный

Рис. 2.1 – Матричный график корреляции

 

Таким образом, проанализировав таблицу 2.2 и рисунок 2.1, можно заключить, что чем ниже показатели по демонстративной акцентуации характера, тем выше показатели по вытеснению, и наоборот, чем выше показатели по демонстративной акцентуации характера, тем ниже показатели по вытеснению.

2. Между регрессией и гипертимным типом характера существует статистически значимая (r =0,393, p < 0,05) положительная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высокими показателями по гипертимной акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показателями по гипертимной акцентуации.

3. Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высокими показателями по возбудимой акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показателями по возбудимой акцентуацией характера.

4. Между регрессией и аффективно–экзальтированным типом характера существует статистически значимая (r =0,432, p < 0,05) положительная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высоким показателями по аффективно–экзальтированной акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показатели по аффективно–экзальтированной акцентуации характера.

5. Между регрессией и застревающим типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,376, p < 0,05) положительная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с высокими показателями по застревающей акцентуации, и наоборот, низкие показатели по регрессии прямопропорционально связаны с низкими показателями по застревающей акцентуации.

 


РЕГРЕСС – регрессия; ГИПЕРТИМ – гипертимный тип акцентуации; ВОЗБУДИМ – возбудимый тип акцентуации; АФФ_ЭКЗ – аффективно–экзальтированный тип акцентуации; ЗАСТРЕВ – застревающий тип акцентуации

Рис. 2.2 – Матричный график корреляции

 

Таким образом, проанализировав таблицу 2.2 и рисунок 2.2, можно заключить, что чем выше показатели по гипертимному, возбудимомому, аффективно–экзальтированному и застревающему типам акцентуации, тем выше показатели по регрессии, и наоборот, чем выше показатели по регрессии, тем выше показатели по гипертимному, возбудимомому, аффективно–экзальтированному и застревающему типам акцентуации.

6. Между проекцией и гипертимным типом характера существует статистически значимая (r =׀0,461׀, p = 0,01) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по гипертимной акцентуации, и наоборот, высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по гипертимной акцентуации.

7. Между проекцией и тревожно–боязливым типом акцентуации характера существует статистически значимая (r =׀0,370׀, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по тревожно–боязливой акцентуации, и наоборот, высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по тревожно–боязливой акцентуации.

8. Между проекцией и демонстративным типом характера существует статистически значимая (r =׀0,404׀, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь. То есть высокие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с низкими показателями по демонстративной акцентуации, и наоборот, низкие показатели по проекции обратнопропорционально связаны с высокими показателями по демонстративной акцентуации.

9. Таким образом, проанализировав таблицу 2.2 и рисунок 2.3, можно заключить, что чем выше показатели по гипертимному, тревожному и демонстративному типам акцентуации, тем ниже показатели по проекции, и наоборот, чем ниже показатели по гипертимному, тревожному и демонстративному типам акцентуации, тем выше показатели по проекции.

 


ПРОЕКЦИЯ – проекция; ГИПЕРТИМ – гипертимный тип акцентуации; ТРЕВОЖН – тревожный тип акцентуации; ДЕМОНСТР – демонстративный тип акцентуации

Рис. 2.3 – Матричный график корреляции

 

Выводы

 

Эмпирическое изучение взаимосвязи между типом психологической защиты и акцентуацией характера у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика–Келлермана–Конте) и Опросник Леонгарда–Шмишека.

Качественно–количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% девиантных подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% – регрессию, 16,7% – вытеснение.

Половина (50%) возбудимых личностей используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.

Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают к механизму проекции.

Тревожно–боязливые личности (100%) предпочитают механизм проекции.

Подростки данной выборки, обладающие аффективно–экзальтированным типом акцентуации (100%) в ситуации какой–либо тревоги используют механизм регрессии.

25% аффективно–лабильных личностей используют в качестве психологической защиты проекцию, а 75% – регрессию.

В состоянии угрозы, тревоги подростки с застревающей и демонстративной акцентуациями опять же используют регрессию.

Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что существует статистически значимая (r =׀0,451׀,p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь между вытеснением и демонстративным типом характера. Статистически значимая слабая связь существует так же между регрессией и такими типами акцентуации как гипертимный (0,393, p < 0,05), аффективно–экзальтированный (r =0,432, p < 0,05) и застревающий (r =0,376, p < 0,05). Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. Так же нами была обнаружена статистически значимая отрицательная слабая взаимосвязь между проекцией и такими типами акцентуации как гипертимный (r =׀0,461׀, p = 0,01), тревожно–боязливый (r =׀0,370׀, p < 0,05) и демонстративный (r =׀0,404׀, p < 0,05).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературы позволил заключить, что как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован и описан в психоаналитической литературе, где она определяется как любой процесс, с помощью которого можно избежать, отрицать или исказить источники угрозы или тревоги. В рамках данного подхода были выделены следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование и рационализация.

Однако проблемы определения, типологии и функционального назначения защитных механизмов решались не только в рамках психоанализа, но и бихевиоризма, когнитивной психологии, социокультурного и позитивного подходов. Настороженное отношение отечественной психологии к психланализу и определило довольно негативное отношение к его многим конструктам.

В психологии характер определяется как индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких черт. Черты характера отражают систему отношений человека к действительности, к другим людям. Доминирование черт позволяет рассматривать акцентуацию характера.

Таким образом, акцентуация характера – это заострение каких–либо определенных черт характера. Существует несколько общепринятых классификаций акцентуаций характера. Э.Кречмер и У.Шелдон выделяли акцентуации на основе строения тела: астеник, атлетик, пикник. Г.П. Ганнушкин, изучая психопатии выделил группы циклоидов, астеников, шизоидов, параноиков, эпилептоидов, истерических характеров, неустойчивых психопатов и конституционно–глупых. Следует отметить, что существует нечто общее между классификациями К. Леонгарда и А.Е. Личко. Первый выделил: демонстративных, педантичных, застревающих, возбудимых, гипертимных, дистимических, аффективно–лабильных, аффективно–экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстровертированных и интровертированных личностей. Второй – гипертимный,циклоидный, лабильный, астено–невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный и истероидный типы акцентуаций. Главное отличие двух последних подходов состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.

Акцентуации характера особенно заметны в подростковом возрасте, к тому же некоторые авторы (А.Е. Личко) считают, что акцентуация вообще присуща только подросткам. Эти «заострения» характера проявляются в их поведении. В литературе подростковый возраст характеризуют выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, резкими переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Ведущей деятельностью становится интимно–личностное общение. Вследствие этого подростки обычно начинают хуже учиться, родители и учителя перестают быть для них значимыми, у них появляются новые взгляды и идеалы.

Реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, сексуальные, так же, как и детские поведенческие реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (девиации).

Эмпирическое изучение взаимосвязи между типом психологической защиты и акцентуацией характера у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика–Келлермана–Конте) и Опросник К. Леонгарда.

Качественно–количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% – регрессию, 16,7% – вытеснение.

Половина (50%) возбудимых личностей используют в травмирующей ситуации механизм регрессии, а вторая половина (50%) проекцию.

Все подростки данной выборки (100%) в ситуации угрозы прибегают к механизму проекции.

Тревожно–боязливые личности (100%) предпочитают механизм проекции.

Подростки данной выборки, обладающие аффективно–экзальтированным типом акцентуации (100%) в ситуации какой–либо тревоги используют механизм регрессии.

25% аффективно–лабильных личностей используют в качестве психологической защиты проекцию, а 75% – регрессию.

В состоянии угрозы, тревоги подростки с застревающей и демонстративной акцентуациями опять же используют регрессию.

Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что существует статистически значимая (r =׀0,451׀, p < 0,05) отрицательная слабая взаимосвязь между вытеснением и демонстративным типом характера. Статистически значимая слабая связь существует так же между регрессией и такими типами акцентуации как гипертимный (0,393, p < 0,05), аффективно–экзальтированный (r =0,432, p < 0,05) и застревающий (r =0,376, p < 0,05). Между регрессией и возбудимым типом акцентуации существует статистически значимая (r =0,519, p < 0,005) положительная умеренная взаимосвязь. Так же нами была обнаружена статистически значимая отрицательная слабая взаимосвязь между проекцией и такими типами акцентуации как гипертимный (r =׀0,461׀, p = 0,01), тревожно–боязливый (r =׀0,370׀, p < 0,05) и демонстративный (r =׀0,404׀, p < 0,05).

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (119)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7