Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте».



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте». 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

 

                                                     Выполнила:

                                                     Проверила:

 

Улан-Удэ

2010 г.

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Характеристика первого уровня нормативного регулирования отчётности в РФ …………………………………………………………………..5

 1.1 Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте» ………..…...…5

1.2. Краткая характеристика постановления Правительства РФ «О           программе реформирования бухгалтерского учёта» ……..…….……… 6

Глава 2. Характеристика второго уровня нормативного регулирования отчётности в РФ …………………………………………………………………10

2.1. Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ. ………………………………………………………………..10

2.2. Краткая характеристика Плана счетов бухгалтерского учёта…. ...13

Глава 3. Характеристика документов рекомендательного характера, регулирующих сферу бухгалтерского учёта…………………….…………….15

Глава 4. Внутренние документы предприятия, как источники, определяющие особенности ведения организации учёта и отчётности………………………17

 

Заключение……………………………………………………………………... 27

Список  литературы …...………………………………………………………..29

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В целях создания национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и приведения ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 была принята Программа реформирования системы бухгалтерского учета.
В качестве основных направлений Программы реформирования системы бухгалтерского учета были предусмотрены:
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандартов);
- методическое обеспечение (разработка методических указаний, рекомендаций и т.п.).
        Ключевым элементом реформирования системы бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.
        В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает в себя документы четырех уровней:
I уровень системы - Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
II уровень системы - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета различных видов активов и др.;
III уровень системы - методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета, позволяющие подробно раскрыть конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы (например, План счетов бухгалтерского учета, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и т.д.);
IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов и т.д.).

     Цель написания работы – рассмотрение нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Исходными данными примера являлась учётная политика ОАО "БНП".

 

Глава 1. Характеристика первого уровня нормативного регулирования отчётности в РФ.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.XII.95 г.

№ 222-ФЗ, «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 14.VI.95 г. №88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.XII.95 г.

№208-ФЗ. Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.III.98 г. №283 и др.

Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте».

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия. Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

1.2Краткая характеристика постановления Правительства РФ «О программе реформирования бухгалтерского учёта».

I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

II. Основные направления реформы

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

· совершенствование нормативного правового регулирования;

· формирование нормативной базы (стандарты);

· методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

· кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

· международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

 При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

· подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты.

· пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

· пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

· ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

    Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества, как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: 1)Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, 2)Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету

3) Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.

 

Глава 2. Характеристика второго уровня нормативного регулирования отчётности в РФ.

Второй уровеньучётный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учёта и оценки определённого объекта или их совокупности. Учётные стандарты (в отечественном бухгалтерском учёте – положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учёту и отчётности.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

 

2.1.Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ.

В 1998 году Правительство РФ утвердило программу реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности. Эта программа наметила основные направления совершенствования российской системы бухгалтерского учёта. Среди них формирование нормативной базы, методическое обеспечение (инструкции, указания и рекомендации, комментарии), совершенствование нормативно-правового регулирования, подготовка и повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учёту, международное сотрудничество.

В рамках указанной программы Минфин России разработал национальные стандарты или как их принято называть положения по бухгалтерскому учёту. ПБУ устанавливают основные правила по организации и ведению бухгалтерского учёта имуществ и обязательств.

Положение по бухгалтерскому учёту обычно включает следующие элементы:

· название и номер ПБУ;

· общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учёта);

· определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учёта);

· оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

· порядок учёта (описывается порядок учёта наличия и изменения соответствующего объекта учёта);

· раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учётной политике и в бухгалтерской отчётности). 

В настоящее время действуют двадцать ПБУ:

  Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"

ПБУ 1/98 (приказ Министерства финансов РФ от 9.12.1998 г. №60н).

  Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на

капитальное строительство" ПБУ 2/94 (приказ Министерства финансов РФ от

20.12.1999г.№167).

  Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств,

стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (приказ

Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств,

стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (приказ

Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н).
Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность

организации" ПБУ 4/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г.

№ 43н)

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально

производственных запасов" ПБУ 5/01 (приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н).

 Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н).
   Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 (приказ Министерства финансов РФ от 25.11.98 г. № 56н).
   Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (приказ Министерства финансов РФ от 28.11.2001 г. №96н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № ЗЗн).
  Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. №5н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 27.01.2000 г. №11н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 92н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. №91н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (приказ Министерства финансов РФ от 02.08.2001 г. № 60н).
  Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2002 г. № 66н).

   Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно - исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02 (приказ Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 115н).

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (приказ Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. №114н).

Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. № 126н).
   Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03 (приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2003 г. №105н).
   Представленные выше документы II уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета условно можно разделить на 3 группы:
- первая группа - включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета активов и обязательств организации (ПБУ 3/2000, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 15/01, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02);
- вторая группа - включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета финансовых результатов организации (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94, ПБУ 13/2000, ПБУ 18/02);
- третья группа - включает в себя ПБУ, раскрывающие правила формирования бухгалтерской отчетности и информации об организации, приводимой в бухгалтерской отчетности (ПБУ 1/98, ПБУ 4/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/01, ПБУ 11/2000, ПБУ 12/2000, ПБУ 16/02, ПБУ 20/03).

  Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учёта соответствующих объектов.

 

2.2. Краткая характеристика Плана счетов бухгалтерского учёта.

   Согласно Закону "О бухгалтерском учете" (Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23 июля 1998г.        № 123-ФЗ), при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации гласит: "Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операции (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации".

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит применяемый в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета.

Рабочие планы счетов организации сферы материального производства содержат, как правило, счета из всех разделов типового Плана счетов:

1.Внеоборотные активы;

2.Производственные запасы

3.Затраты на производство;

4.Готовая продукция и товары;

5.Денежные средства

6.Расчеты

7.Капитал;

8.Финансовые результаты;

Забалансовые счета.

В рабочие планы счетов организации в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности и производственной структуры включают определенные типы специфических счетов.

 

 



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)