ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР НАПИТКИ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ Общие технические условия Non-alcoholic drinks. General specifications ОКП 91 8510 Дата введения 1991-07-01 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР РАЗРАБОТЧИКИ Л.В.Судникович; В.А.Поляков, канд. биол. наук; Л.Н.Беневоленская; А.В.Орещенко, канд. техн. наук; А.М.Волчок 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.07.89 N 2357 3. Срок проверки - 1994 г. Периодичность проверки - 5 лет 4. ВЗАМЕН ОСТ 18-117-82, ОСТ 18-118-82, ОСТ 18-307-81, ОСТ 18-337-81 5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
7. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94) 8. ПЕРЕИЗДАНИЕ Настоящий стандарт распространяется на жидкие безалкогольные напитки и на готовые концентраты безалкогольных напитков, подлежащие реализации в розничной торговой сети. Коды ОКП указаны в приложении. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Напитки безалкогольные должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке. 1.2. Характеристики 1.2.1. Безалкогольные напитки по внешнему виду подразделяют на виды: жидкие напитки - прозрачные и замутненные; концентраты напитков в потребительской таре. 1.2.2. Напитки в зависимости от используемого сырья, технологии производства и назначения подразделяют на группы: сокосодержащие напитки; напитки на зерновом сырье; напитки на пряно-ароматическом растительном сырье; напитки на ароматизаторах (эссенциях и ароматных спиртах); напитки брожения; напитки специального назначения; искусственно-минерализованные воды. 1.2.3. Жидкие напитки по степени насыщения двуокисью углерода подразделяют на типы: сильногазированные; среднегазированные; слабогазированные; негазированные. 1.2.4. Жидкие напитки по способу обработки подразделяют на: непастеризованные; пастеризованные; напитки с применением консервантов; напитки без применения консервантов; напитки холодного розлива; напитки горячего розлива. 1.2.5. По внешнему виду жидкие напитки и концентраты безалкогольных напитков должны соответствовать требованиям, указанным в табл.1.
Таблица 1
1.2.6. Физико-химические показатели жидких напитков должны соответствовать требованиям, указанным в табл.2.
Таблица 2
1.2.7. Стойкость напитков в сутках, не менее:
1.2.8. Органолептические, физико-химические показатели, пищевая и энергетическая ценность, требования к стойкости напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, должны быть установлены в рецептуре на конкретную продукцию. 1.2.9. Для витаминизированных напитков массовая доля витаминов должна соответствовать нормам, рекомендованным органами здравоохранения. 1.2.10. Допускаемые отклонения по физико-химическим показателям безалкогольных напитков должны соответствовать нормам, указанным в табл.3.
Таблица 3
1.2.11. По микробиологическим показателям жидкие напитки должны соответствовать санитарным нормам, утвержденным органами здравоохранения и указанным в табл.4.
Таблица 4
1.2.12. Микробиологические показатели концентратов напитков должны соответствовать требованиям, указанным в табл.5.
Таблица 5
1.2.13. Массовая доля токсичных элементов не должна превышать норм, утвержденных органами здравоохранения. 1.3. Требования к сырью, материалам 1.3.1. Сырье и вспомогательные материалы, применяемые для изготовления безалкогольных напитков, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации. Допускается применение консервирующих, стабилизирующих веществ, ферментных препаратов и других добавок, разрешенных органами здравоохранения. 1.4. Упаковка 1.4.1. Безалкогольные газированные напитки и искусственно-минерализованные воды разливают в бутылки вместимостью 0,33 и 0,5 дм по ГОСТ 10117 и по нормативно-технической документации и бутылки вместимостью 1,0 дм по нормативно-технической документации. Среднее наполнение 10 бутылок при температуре 20 °С должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением ±3%. 1.4.2. Газированные напитки разливают также в бутылки типа II вместимостью 0,8 дм по ГОСТ 10117. Налив напитков в бутылки типа II проводится по уровню, при этом высота уровня жидкости в бутылке, считая от верхнего края венчика бутылки, должна составлять (8±1) см при температуре 20 °С. 1.4.3. Негазированные и слабогазированные напитки разливают в бутылки по ГОСТ 10117 и нормативно-технической документации, в автоцистерны по ГОСТ 9218 и нормативно-технической документации. Среднее наполнение 10 бутылок при температуре 20 °С должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением ±3%. Негазированные напитки разливают в стеклянные банки вместимостью от 0,25 до 3,0 дм по ГОСТ 5717 и нормативно-технической документации. Допускаемые отклонения от вместимости банок ±2%. 1.4.4. Напитки брожения разливают в автоцистерны по ГОСТ 9218 и нормативно-технической документации, деревянные бочки по нормативно-технической документации, металлические бочки для пива вместимостью 30, 50, 100 дм по нормативно-технической документации и другие виды тары, разрешенные органами здравоохранения. 1.4.5. Концентраты напитков упаковывают в потребительскую тару, изготовленную из материалов, разрешенных органами здравоохранения. Допускаемые отклонения по массе нетто составляют в процентах: ±3,0 - до 50 г включ.; ±2,0 - более 50 до 100 г включ.; ±1,5 " 100 " 1000 г " ±1,0 " 1000 " 2000 г " ±0,5 " 2000 " 3000 г ". 1.4.6. Бутылки с газированными напитками герметично укупоривают кроненпробками, а с негазированными - алюминиевыми колпачками, алюминиевыми колпачками с перфорацией, полиэтиленовыми пробками, кроненпробками. Банки с негазированными напитками герметично укупоривают металлическими крышками. Допускается применение литографированных и конгревированных кроненпробок и крышек. Бутылки типа II укупоривают полиэтиленовой пробкой типа II. На пробку надевают мюзле, которое закрепляют за поясок горла бутылки. Горло бутылки и выступающую часть пробки оформляют металлической фольгой по ГОСТ 745. Нижний край фольги закрывают кольереткой по нормативно-технической документации. 1.4.7. Бочки с напитками брожения герметично укупоривают укупорочными материалами, допускаемыми органами здравоохранения. 1.4.8. Бутылки с напитками упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 10131 и ГОСТ 11354, пластмассовые ящики, проволочные ящики, а также тару-оборудование по ГОСТ 24831. Бутылки типа II упаковывают в ящики в соответствии с требованиями ГОСТ 13918, исключая обертывание бутылок бумагой. Банки с негазированными напитками упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 13358 и ГОСТ 13360, в ящики из гофрированного картона по ГОСТ 13516. 1.4.9. При укрупнении грузовых мест формирование пакетов с готовой продукцией проводят по ГОСТ 23285 с основными параметрами и размерами по ГОСТ 24597. 1.4.10. Упаковывание напитков, отправляемых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, проводят по ГОСТ 15846. 1.4.11. Концентраты напитков, фасованные в потребительскую тару, упаковывают в картонные ящики по ГОСТ 13511 и ГОСТ 13512, фанерные ящики по ГОСТ 10131 массой нетто не более 20 кг. Ящики должны быть выстланы под пергаментом по ГОСТ 1760. 1.4.12. Клапаны ящиков в продольном и поперечном направлениях оклеивают лентой на бумажной основе по ГОСТ 18251 или полиэтиленовой лентой с липким слоем по ГОСТ 20477. Допускается применять для оклейки ящиков другие материалы, обеспечивающие сохранность продукции. 1.5. Маркировка 1.5.1. На каждую бутылку или банку с напитком должна быть наклеена художественно оформленная этикетка с указанием: товарного знака, наименования предприятия-изготовителя и его подчиненности или наименования предприятия-изготовителя (индекса, номера, кода) и его подчиненности; наименования напитка и его типа; вместимости, л; даты окончания гарантийного срока хранения (наносится просечкой, штамповкой или другим способом, обеспечивающим четкое прочтение); надписи: “Желательно употребить до указанной даты”; обозначения настоящего стандарта; специального отличительного знака или надписи (с консервантом и др.): энергетической ценности (для диетических напитков и напитков для больных диабетом - пищевой энергетической ценности). На этикетку дополнительно может быть нанесено: наименование организации - разработчика рецептуры и ее подчиненности; краткая характеристика основы напитка; способ употребления; надписи: “Пейте охлажденным”; “Витаминизированный” или другие надписи. На бутылки с напитками может быть наклеена кольеретка. Допускается совместное нанесение на этикетке вместимости 0,33 л и 0,5 л с указанием соответствующей розничной цены без стоимости посуды. 1.5.2. На автоцистерны маркировку наносят несмываемой краской при помощи трафарета с указанием: вместимости цистерны, дм ; номера цистерны. 1.5.3. Бочки маркируют с указанием: вместимости бочки, дм ; номера бочки (первая цифра должна обозначать квартал последнего измерения вместимости бочки, вторая и третья - год этого измерения, а остальные - инвентаризационный номер бочки). 1.5.4. У разливного крана на автоцистерну и на бочку наклеивают этикетку с указанием: наименования предприятия-изготовителя и его подчиненности; наименования напитка и его типа; способа обработки; гарантийного срока хранения и температуры хранения; даты розлива; обозначения настоящего стандарта. 1.5.5. Потребительскую тару с концентратами напитков маркируют с указанием: товарного знака, наименования предприятия-изготовителя и его подчиненности или наименования предприятия-изготовителя (индекса, номера, кода) и его подчиненности; наименования концентрата напитка; даты изготовления; способа употребления; краткой аннотации концентрата напитка; массы нетто; гарантийного срока хранения; надписи: “Хранить в сухом и прохладном месте”; пищевой и энергетической ценности; обозначения настоящего стандарта. 1.5.6. Транспортную тару с концентратами напитков маркируют с указанием: товарного знака, наименования предприятия-изготовителя и его подчиненности или наименования (индекса, номера, кода) предприятия-изготовителя и его подчиненности; наименования концентрата напитка; даты изготовления; массы нетто; количества упаковочных единиц; гарантийного срока хранения, температуры и относительной влажности хранения; обозначения настоящего стандарта. 1.5.7. Транспортная маркировка ящиков из гофрированного картона с концентратами напитков - по ГОСТ 14192 с нанесением манилуляционных знаков “Хрупкое. Осторожно”, “Верх”, “Беречь от влаги”. 1.5.8. Информацию о пищевой и энергетической ценности напитков осуществляют в соответствии с положением, утвержденным органами здравоохранения. 2. ПРИЕМКА 2.1. Правила приемки жидких безалкогольных напитков - по ГОСТ 6687.0, концентратов напитков - по ГОСТ 15113.0. 2.2. Определение токсичных элементов проводят при возникновении разногласий в оценке качества. МЕТОДЫ АНАЛИЗА 3.1. Отбор проб жидких напитков - по ГОСТ 6687.0, отбор и подготовка проб концентратов напитков - по ГОСТ 15113.0, подготовка проб для определения токсичных элементов - по ГОСТ 26929. 3.2. Методы анализа - по ГОСТ 6687.2 - ГОСТ 6687.8, ГОСТ 12258, ГОСТ 13192, ГОСТ 14252, ГОСТ 15113.1 - ГОСТ 15113.4, ГОСТ 23943, ГОСТ 24556. Определение тяжелых металлов и мышьяка - по ГОСТ 26927, ГОСТ 26930 - ГОСТ 26935. 3.3. Методы отбора проб для микробиологических анализов - по ГОСТ 26668, подготовка проб - по ГОСТ 26669. 3.4. Определение коли-индекса - по ГОСТ 18963, определение патогенных микроорганизмов - по методам, утвержденным органами здравоохранения. 3.5. Для определения колиформных бактерий продукт массой (1±0,1) г засевают в среду Кесслера (10 г пептона, 50 см желчи крупного рогатого скота, 5 г лактозы, 2 см водного раствора кристаллического фиолетового с массовой долей 1%). Далее анализ проводят по ГОСТ 9225. Результаты оценивают по каждой пробе отдельно.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |