Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.



2019-12-29 469 Обсуждений (0)
Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для диагностики особенностей межличностных отношений мы применяли методику Q-сортировки В. Стефансона. Данная методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе:

· зависимость;

· независимость;

· общительность;

· необщительность;

· принятие "борьбы";

· "избегание борьбы".

 

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие «борьбы» - избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами [23].

В данной методике испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

«социальное "Я"» (Каким меня видят другие?):

«идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?);

«актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);

«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);

«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» - отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности,. однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями,

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Данная методика представляет особый интерес к ее использованию в применении к данной теме исследования. Именно ее использование в изучении межличностных отношений дает нам право судить не только о таких характеристиках как зависимость, общительность и направленность на борьбу, но и выделить в структуре личности каждого испытуемого наличие внутриличностного конфликта, который обостряет наши данные. Эти положения необходимо сравнить с социометрическим статусом личности испытуемого.

Таким образом, проведя исследование 2-го «Б» класса 165 школы города Минска по данной методике мы получили следующие результаты, представленные в таблице 2. В исследовании принимали участие 22 ученика в возрасте 7 – 8 лет. Поэтому задаваемые вопросы постоянно нуждались в объяснении непонятных терминов и определений (см. в приложении 2).

Необходимо напомнить, что результат в 10 баллов говорит о наличии внутриличностного конфликта в структуре личности испытуемого.

Интерпретацию необходимо проводить по всем трем диагностируемым шкалам.

По шкале зависимость – независимость испытуемые получили различные значения. Как видно из таблицы, 12 испытуемых имеют большие показатели по шкале зависимость, чем по шкале независимость, и двое из них имеют внутренний конфликт.

Анализируя показатели шкалы общительность – необщительность, нельзя не заметить, что все испытуемые, кроме двух учеников с конфликтом, имеют высшие показатели по шкале общительность в отличие от шкалы необщительность.

Со шкалой принятия и избегания борьбы немного сложнее. Следует прежде всего отметить, что пятеро испытуемых по данной шкале имеют конфликт, как одинаково выраженные тенденции принятия и избегания борьбы одновременно.

На данной шкале только 5 испытуемых имеют преобладающие баллы по шкале принятия борьбы, а оставшиеся 12 предпочитают избегание.

Таким образом мы получили вторую часть необходимого нам материала и теперь мы можем переходит к анализу и сопоставлению результатов данных двух методик.

 



2019-12-29 469 Обсуждений (0)
Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)