Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дальний Восток и проблемы безработицы



2019-12-29 596 Обсуждений (0)
Дальний Восток и проблемы безработицы 0.00 из 5.00 0 оценок




    Анализ проблем безработицы в Дальневосточном регионе актуальнее начать с наиболее емкого рынка труда, контролируемого центрами занятости. Он в основном формируется крупными и средними предприятиями преимущественно с государственной и коллективной формами собственности. По некоторым косвенным оценкам предложения рабочей силы на контролируемом рынке его объем составляет примерно 30-40 % всех региональных рынков труда. Конкуренция между работниками на этом представительном рынке труда достаточно высока. На одно вакантное место претендует в среднем более 30 безработных. В то же время имеется неудовлетворенный спрос на высококвалифицированных рабочих. [6, с. 7]

    Предельно низкая цена труда на предприятиях, формирующих рынок данного типа, задержки заработной платы приводящие к массовому оттоку работников с государственных предприятий и организаций с акционерными формами собственности. В то же время отсутствие сколько-нибудь значительного спроса на работников данного профессионально- квалификационного статуса на других субрынках ставит перед продавцами собственной рабочей силы достаточно непростую дилемму: переходить на статус безработного или принципиально менять свою профессию и квалификацию. Выбор любой из этих двух альтернатив является весьма болезненным. Поскольку многие работники, пришедшие в центры занятости, имеют высшее или среднее специальное образование, смена профессии, как правило, связана с потерей квалификации и перспектив служебного роста, с понижением социального статуса.

    Несмотря на снижение уровня официально зарегистрированной безработицы, имеющее место в течение последних нескольких лет, в целом общий показатель безработицы на Дальнем Востоке продолжает стабильно варьировать на уровне, превышающем среднероссийский, и может быть оценен для отдельных дальневосточных территорий как близкий к критическому. Если на конец 2007 года уровень 1,4 %, то в Дальневосточном федеральном округе - 2,1 %. Примерно эти же пропорции характеризуют соотношение между общероссийским и дальневосточным уровнями безработицы, рассчитанными по применяемой в России методике МОТ. Величина этого показателя в целом по Дальневосточному округу была равна в 2007 году 13,9 %. Однако на отдельных территориях реальный уровень безработицы был значительно выше этого значения: в Еврейской автономной области он составлял 25,2 %, в Камчатской области - 19,2%, в Амурской области - 16,7%, в Сахалинской области - 15,9 % (Приложение 6).

    По-прежнему продолжают развиваться стагнационные процессы в сфере занятости, начинавшиеся с реформой экономических отношений. Продолжает расти хроническая безработица. Например, в 2007 году средняя продолжительность безработицы в целом по Дальневосточному округу колебалась на уровне 8 месяцев, около 30 % безработных состоят на учете в дальневосточных центрах занятости свыше года. Затяжной характер безработицы особенно характерен для экономической ситуации, складывающейся в сельской местности и в местах компактного проживания дальневосточного аборигенного населения. Здесь безработица длится годами; 70-80 % населения, встающего на учет по безработице, может рассчитывать на пособие только в размере минимальной заработной платы, что составляет немногим более 100 р. Если южная зона Дальнего Востока имеет относительно широкие возможности структурной перестройки местной экономики благодаря своей производственной и социальной инфраструктуре, то северные территории, национальные округа и отдельные национальные поселения имеют самую ближайшую перспективу вымирания, опустошения земель. [12, с. 19]

    Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в сфере занятости периода 2006-2008 годов, связанные с ростом спроса на рабочую силу, в целом для дальневосточного рынка труда характерна несбалансированность совокупного спроса и предложения, которая останется одной из наиболее существенных  его составляющих. Для дальневосточного региона доминирующей тенденцией, является исторически сложившийся дефицит качества рабочей силы в сочетании с высоким образовательным уровнем населения.

    И, безусловно, говоря о Дальнем Востоке, нельзя не отметить факт привлечения иностранной рабочей силы. [19, с. 11]

    В 2006 году в Приморье зарегистрировано рекордное количество безработных – 46 тыс. 490 человек. Только за февраль потеряли работу 3 тыс. дальневосточников. Официальный уровень безработицы в крае составил 4,3%, реальный – значительно выше. При этом существовало тысячи вакансий, недоступных россиянам.

    Меньше всего безработных было в 2000 году – 22 тыс. 267 человек. С тех пор этот показатель стремительно рос и к 2006 году удвоился. При этом оценить размер скрытой безработицы невозможно. Руководители десятков предприятий и по сей день переводят свой персонал на неполный рабочий день или оформляют ему отпуска без сохранения зарплаты. На учет таких работников не ставят. В службе занятости не исключают, что в этом году уровень безработицы в крае достигнет 1996 года, когда без работы остались более 50 тыс. человек. Уже есть районы и города, где без дела сидят до 22% трудоспособного населения.

    С 1 сентября 2008 года число зарегистрированных в службах занятости безработных увеличилось на 19,1 %. Увеличение затронуло все субъекты федерации ДФО. Наиболее значительный рост произошел в Приморском крае (на 3523 чел.), в Хабаровском крае (на 3 320 чел.), Амурской области (на 2 786 чел.), республике Саха (Якутия) (на 1138 чел.). Тем не менее, по сравнению с январем 2008 года на Дальнем Востоке произошло снижение числа безработных на 9 687 человек.

    На бирже труда могут предложить более 9 тыс. вакансий. Больше половины из них – на предприятиях Владивостока. Казалось бы, такие условия должны привлекать в краевую столицу безработных провинциалов. Но, предлагаемая заработная плата не окупает жилья. Из 132 тыс. вакансий, предлагаемых в 2007 году службой занятости, 90% были заняты в течение трех месяцев. Свободные сегодня тысячи рабочих мест, как полагают специалисты, вряд ли когда-нибудь займут россияне. Пособие по безработице составляет не менее 1 тыс. руб., но не может превышать прожиточного минимума в 3,6 тыс. На четверти всех вакансий работодатель предлагает зарплату ниже прожиточного минимума, поэтому люди отказываются от предложений. Найти работу со среднестатистической зарплатой в 10 тыс. руб. – большое счастье.

    Тем временем в Приморье продолжают прибывать иностранные рабочие. Квота на иностранных рабочих (в основном это жители Северной Кореи и Китая) для края уже несколько лет составляет 16,5 тыс. человек. И миграционные службы, и краевые власти, и служба занятости признают: китайские и корейские рабочие никогда не отнимали заработок у местного населения. Чтобы взять на работу иностранца, нужно получить в управлении занятости заключение о целесообразности такого найма. В 2007 году с соответствующими заявлениями обратились 1 тыс. 322 работодателя, получили одобрение 1 тыс. 189. При этом 77,2% из них использовали труд гастарбайтеров во Владивостоке, Уссурийске, Находке, где уровень безработицы самый низкий (1–2%).

    Еще два года назад краевая администрация просила увеличить квоту иностранной рабочей силы до 30 тыс. человек. Сейчас ситуация меняется. Большинство работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, нарушают налоговое законодательство. Потери бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов в 2007 году составили более 150 млн. руб. Другими словами, имея возможность нанять гастарбайтеров, работодатели не заинтересованы в увеличении заработной платы в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании.
     Действительно, условия жизни и труда китайцев и корейцев россиян явно не устроят. Зарплата мигранта составляет 800–1000 руб. в месяц, живут они в палатках, вагончиках или бараках. Но, те же фермеры признают, что себестоимость выращенных в Приморье китайцами овощей все равно превышает рыночную стоимость привезенных из Китая. А если гастарбайтерам платить больше, то вообще нет смысла этим делом заниматься. Поэтому труд неприхотливых и трудолюбивых рабочих из соседних стран будет востребован на Дальнем Востоке еще долго.

    Не смотря на данную специфическую проблему Дальневосточного региона, можно подвести общую черту, что несбалансированность рынка труда во многом определяется несоответствием структуры спроса (потребностей производства) и предложения, с точки зрения образовательного и квалификационного уровня претендентов. Уже не первый год РСПП бьет тревогу по поводу того, что система высшего и среднего профессионального образования не в полной мере отвечает на запросы развивающегося производства. Видимо, нужна общегосударственная программа совершенствования профессиональной подготовки с использованием возможностей частно-государственного партнерства. Не менее важно развивать дополнительное профессиональное обучение за счет программ подготовки и переподготовки кадров непосредственно на предприятиях. Целесообразно расширять и корпоративные формы обучения. При этом важно активизировать усилия по стабилизации занятости и более полному и эффективному привлечению к труду старших возрастных групп. Не менее актуальна разработка мер по предупреждению молодежной безработицы и смягчению ее последствий. И, наконец, следовало бы на общегосударственном уровне позаботиться о ликвидации межотраслевых и межрегиональных деформаций в оплате труда, повышении ее уровня. Достойное материальное положение работника и его семьи – необходимое условие эффективного труда.[14, с. 23]

 

 

Заключение


     Проведение исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:

    Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

    Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к Экономическим потерям, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта.

    Помимо экономических потерь безработица приводит и к внеэкономическим издержкам, т.е. к определенным негативным социальным последствиям. Всегда человек, оказавшийся без работы не по своей воле, впадает в угнетенное, беспокойное состояние, со временем, если работу не удается найти, оно перерастает в депрессию, с которой трудно бороться. Как правило, находясь без работы, работник утрачивает свою квалификацию, может возникнуть социальная апатия, деморализация. Данные явления, если они массово распространены в обществе, неизбежно приводят к социальным конфликтам и усложнению общей обстановке в стране.

    Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

    Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

    Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

    В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

    Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения (частично или полностью за государственный счет).

     Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

    Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволяют снизить уровень безработицы.

    Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

 

 

Список литературы

 

Законодательные и нормативные акты:

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

2. Постановление Правительства РФ N 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» от 17 января 2006 г.

3. Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.

4. Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29 декабря 2006 г.

 

Книги и статьи:

5. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4.

6. Арещенко В.Д. идр. Рынок труда:проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд,

7.  Ананьев А.  Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике, Вопросы экономики, № 5 - 2005

8. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006

9. Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000

10. В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007

11. Вашко Т. А., Федорова О. М. О мотивах поведения безработных и профориентационной деятельности. Проблемы современной экономики, № 1(17), 2007

12. Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците - БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский выпуск), 16 февраля 2007

13. Давыдов Д.. Безработных станет меньше «Российские вести», 21 февраля 2007

14. Доброхотов Р. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов. «Новые Известия», 16 мая 2007

15. Добрынин А.И.. Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е издание.

16. Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006  

17. Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян. 2007

18. Зенькова Л. П. Макроэкономика. Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2002.

19. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10

20. Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда 2006

21. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва, Экономика, 2002.

22. Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2007

23. Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007

24. Соколова М., Ткач А. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов «Парламентская газета», 17 мая 2007 года

25. Щедрунова Е. Безработица в России, 2007

26. Федеральная служба государственной статистики 2007-2008

 

 

Интернет-сайты:

27.  www.demoscope.ru

28.  www.gazeta.ru

29.  www.gks.ru

30.  www.ippnou.ru

31.  www.m-economy.ru

32.  www.rg.ru

 

Приложение 1.

 

Характеристика основных теорий рынка труда

 

 

Теория рынка труда Сторонники теории Основные положения теории
Класси­ческая Д. Рикардо, Дж.С. Милль, А. Маршалл • Общее перепроизводство невозможно, поскольку предложение порождает свой собственный спрос; • Не может быть недостаточного уровня расходов для закупки продукции, произведенной при полной занятости; • Если уровень общих расходов и окажется недостаточным, то довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата, в ре­зультате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производс­тва, занятости и реальных доходов; • Конкуренция на рынке труда исключает вынуж­денную безработицу. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу; • Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента и эластичность соотношения цен и заработной платы, способны поддерживать полную занятость в экономике, они превращают полную занятость в неизбежность; • Помощь государства в функционировании эконо­мики является излишней и вредной.
  Марксистская   К. Маркс • Рынок труда отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физиче­ского капитала; • Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом; • Рынок ра­бочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономер­ностям, имеет существенные особенности, поскольку сама ра­бочая сила как субъективный фактор производства, будучи то­варом, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.
Неок­ласси­ческая Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл   • С помощью цены труда, или заработной платы, ре­гулируются спрос на рабочую силу и ее предложение поддерживается их равновесие; • Цена на рабочую силу гибко реагирует на пот­ребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения; • Безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие; • Безработица носит добровольный характер; • Причиной безработицы является отказ рабочих трудиться за меньшую заработную плату; • Поиск рабочего места — это явление, вызывающее нестабильность рынка труда; • Влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации о вакансиях и свободной рабочей силе свидетельствуют о "несовершенстве" рынка труда.
Кейнсианская Дж. Кейнс, Р. Гордон • В экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; • Полная занятость скорее случайна, чем законо­мерна; • Воздействовать на рынок труда при помощи коле­бания ставок процента и эластичности соотношения цен и заработной платы невозможно; • Цена рабочей силы жестко фиксирована и практи­чески не меняется, особенно в сторону уменьшения; • Цена рабочей силы не является регулятором рынка труда; • Роль регулятора рынка труда должно выполнять государство, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравнове­сие на рынке труда; • Спрос на рабочую силу регулируется не колеба­ниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства; • Безработица носит вынужденный характер, хотя в некоторой части может быть и добровольной.
Монета­ристская М. Фридмен, Ф. Кеген, Д. Майзельман, К. Бруннер, А. Мольцер • Рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию; • Если имеются диспропорции, нарушения рыноч­ного хозяйства, то они возникают прежде всего в результате внешнего вмешательства; • Государственное вмешательство ведет к наруше­нию нормального хода хозяйственного развития; • Число государственных регуляторов необходимо сократить до минимума, исключая налоговое и бюджетное регулирование; • Установление государством минимального уров­ня заработной платы, сильные позиции профсою­зов, отсутствие информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы усиливают рыночное неравновесие и являются негативными факторами рынка труда; • Для уравновешивания рынка труда целесообраз­но использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резер­вов коммерческих банков на счетах центрального банка.

 

 

Приложение 2.

Распределение численности безработных по уровню образования
(в процентах к итогу) (2005-2008 гг)

 

  Безработные - всего

в том числе имеют образование

    высшее профессиональное неполное высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее начальное общее, не имеют начального общего образования
2005 100 11,1 3,2 25,2 13,2 33,3 12,9 1,1
2006 100 10,4 2,7 24,6 12,6 34,6 13,9 1,2
2007 100 11,2 2,7 20,7 16,2 33,7 14,1 1,4
2008 100 10,9 2,7 20,5 18,3 33,1 13,5 1,1

 

Приложение 3.

 

Численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. (январь 2006 года).

 

 

 

                        

 

 

Приложение 4.

 

Динамика численности занятого населения и безработных в РФ в 1999-2007.

 

 

*) До ноября 2005г. - без учета Чеченской Республики; с ноября 2005г. – с учетом Чеченской Республики.

 

Приложение 5.

Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности.

 

 

 

Приложение 6.

 

Численность экономически активного населения (тыс. человек)

 

 

 

Экономически активное население

В том числе

занятые в экономике

безработные

2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г.
ДБ федеральный округ 3635,3 3636,0 3334,3 3298,5 301,0 337,5
Хабаровский край 777,5 782,5 723,0 704,5 54,5 78,0
Еврейская АО 85,5 86,5 78,0 75,4 7,5 11,1
Амурская область 497,4 501,0 441,5 448,1 55,9 52,9
Приморский край 1079,5 1078,8 993,3 986,0 86,2 92,8
Республика Саха 520,4 507,5 485,8 473,9 34,6 33,6
Магаданская область 126,4 126,9 112,3 111,8 14,1 15,1
Камчатская область 200,8 207,3 179,5 182,6 21,3 24,7
Сахалинская область 316,3 314,3 290,3 286,0 26,0 28,3
Чукотский АО 31,5 31,2 30,6 30,2 0,9 1,0

 



2019-12-29 596 Обсуждений (0)
Дальний Восток и проблемы безработицы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дальний Восток и проблемы безработицы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)