Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы составления типологии психологической совместимости



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Основные проблемы составления типологии психологической совместимости 0.00 из 5.00 0 оценок




В последнее время предпринимаются попытки построения систем рекомендаций даже на основе астрологических и именных типологий, особенностей внешности людей, их почерка и биоритмов. Не отрицая этих попыток, остановимся на еще одной типологии, которая признана в психологической науке и тщательно проверена на больших выборках и огромном статистическом материале: по особенности мыслительной деятельности.

Различают четыре типа темперамента — холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Конечно, в реальности присутствуют и смешанные темпераменты, но все же доминирование какого-то одного темпераментного свойства бывает очень заметным.

Кроме того, даже если в результате воспитания, обучения и опыта человек научился «маскировать» свой темперамент посредством ролевого поведения и самоконтроля, то в экстремальных и стрессовых ситуациях его темпераментные качества становятся доминирующими: холерик начинает суетиться, а флегматик впадает в ступор.

Темперамент проявляется в таких характеристиках деятельности, поведения и общения человека, как скорость, выносливость и степень открытости. При этом темпераментные свойства являются наследственно заданными и мало меняются на протяжении всей жизни человека.

Например, если в детстве ребенок был активным, подвижным и общительным, то в юности, в зрелые годы и в старости он все равно по сравнению с другими людьми будет активным, подвижным и общительным. Разумеется, эта активность во второй половине жизни снизится и человек станет более спокойным и менее общительным, но все равно холерик не может полностью «превратиться» в медлительного и замкнутого флегматика.

При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Наблюдения показали, что можно выделить четыре следующих типа коммуникативного поведения:

люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Если за основу типологии людей мы возьмем стилевые особенности их мыслительной деятельности, то можно выделить пять психологических типов: аналитики, прагматики, реалисты, идеалисты и критики. Ситуации успешности и снижения каждого из типов рассмотрены в таблице 1.

 

Таблица 1. Типология по стилевой особенности мыслительной деятельности и по коммуникативности поведения

Тип мысли- тельной деятель- ности Успешность Снижение эффективности

Аналитики

при работе над важным проектом, требующим высокой компетентности и профессионализма в условиях лимита времени и неопределенности
в процессе принятия стратегически важного решения в условиях постоянных изменений
при сравнении различных подходов и выработке наиболее эффективного подхода к решению проблемы при наличии конфликта и напряжения
при составлении справочников, таблиц и классификаций  
при единоличном выполнении задания, не требующего организации команды и интенсивного общения с сотрудниками  

Прагматики

в условиях развития, при начинании нового дела или нового направления в работе в условиях однообразия и монотонии
в процессе принятия решения со многими неизвестными и с опорой на интуицию в условиях затягивания времени, когда возникает отсрочка в достижении цели
при ограничениях во времени при общении с медлительными и нерешительными партнерами
при необходимости быстро организовать команду единомышленников при жестком, авторитарном управлении, давлении и излишне частом и детальном контроле

Реалисты

в управлении в ситуациях деликатного и доверительного характера
при взаимодействии с внешними организациями, партнерами и клиентами в ситуации, в которой нужно переждать и сделать перерыв
в переговорах в случае, если они имеют в распоряжении непроверенные или искаженные факты

Идеалисты

при улаживании конфликтов в условиях борьбы и противостояния
в переговорах, когда необходимо вызвать доверие у партнеров в условиях необходимости критики коллеги
в роли неформальных лидеров в коллективе когда нужно выявить конфликт с целью его анализа и проработки
при разработке системы мотивации и поощрений  

Критики

в ходе построения прогноза возможных ошибок и кризисов компании если коллектив «лихорадит» по причине часто повторяющегося конфликта
при ограничении и корректировке руководителя-диктатора, не признающего инакомыслия в своем подразделении в условиях, когда необходимо стабилизировать разрушающуюся команду

 

Люди, характеризующиеся аналитическим мышлением, любят оперировать цифровыми данными и количественными характеристиками, в своей работе опираются на директивные документы, инструкции и юридические нормы. Работают тщательно, ответственно, продумывают детали, педантичны. Они ориентированы на высокую успешность и не любят ошибаться. Стремятся к высокому профессионализму и не терпят недобросовестности в работе. Часто проявляют перфекционизм. Перед решением задачи представители этого типа осуществляют тщательное планирование. Любят порядок, регулярность, системность, четкость. Эффективно работают в стабильных условиях при наличии достаточного времени. Они консервативны, устойчивы, стабильны. Проявляют серьезность в обучении, уважают авторитеты. Во внешности и поведении — солидны, любят добротную и дорогую одежду, ведут себя с достоинством. Общаются сдержанно, без лишних эмоций. Их устная речь похожа на письменную, с правильными оборотами и законченными предложениями. Стремятся повлиять на собеседника прежде всего логикой и аргументами. Конфликтовать не любят, но если попадают в конфликтную ситуацию, могут проявить упорство и до конца отстаивать свою позицию. Психологически совместимы с аналитиками, реалистами и идеалистами.

Прагматики стремятся прежде всего к получению конкретных результатов. Не терпят «общих разговоров». Ориентированы на инновации, любят все новое, избегают однообразия и монотонии. Вокруг них — всегда люди, они всех активизируют, будоражат, заряжают новыми идеями. Могут одновременно выполнять несколько дел. Легко переносят ошибки, при неудачах быстро переключаются на другое направление деятельности. Редко планируют работу заранее, предпочитая сразу же включиться в дело и осуществлять планирующие действия по ходу работы. Живые, подвижные и общительные. Нередко обладают эмоциональным обаянием. Не любят подчиняться нормам и авторитетам. Часто бывают независимыми предпринимателями. Легко чувствуют себя в конфликте и противоборстве, потому борьба их «заряжает» энергией. В условиях противоборства и конфронтации часто выигрывают. Психологически совместимы с реалистами, прагматиками и критиками.

Реалисты похожи на прагматиков: такие же живые и общительные. Но если прагматики ориентированы на самостоятельное достижение результата и доверяют только своему личному опыту, то реалисты направлены на создание команды, которую они могут направить на решение задачи. Опираются на практику, ценят факты, полученные другими. Реалисты не всегда стремятся сами иметь знания в различных областях, они подбирают команду из хороших специалистов и доверяют им. Существует мнение, что эффективный руководитель получается из тех работников, которые обладают реалистическим мышлением. Они любят управлять ситуацией и людьми, и на работе, и при неформальной встрече. Они всегда стремятся оказывать влияние, рекомендовать, советовать. Общаются в простой, деловой манере. Любят рассказывать анекдоты, шутить. Чужды сантиментов, увлекаются работой и карьерой. Из своих близких, как правило, стремятся тоже сделать работающую команду: жена — секретарь, дети — помощники в деле и бизнесе. Психологически совместимы со всеми: реалистами, аналитиками, прагматиками, идеалистами и критиками.

Идеалисты любят рассуждать о морально-этических и нравственных ценностях, увлекаются философией и эзотерическими учениями. Стремятся помочь людям, к ним часто обращаются за помощью. Характеризуются гуманными установками. Заботятся об атмосфере в коллективе, миролюбивы, их любят и уважают. Идеалисты — прекрасные слушатели, прощающие ошибки и погрешности. Влияют на других через позитивные средства: хвалят, восхищаются, поощряют, выделяют позитивы. Напряжение их внутренней жизни часто связано с тем, что они хотят, чтобы «всем было хорошо», но понимают реальную недостижимость своего идеала. Психологически совместимы с идеалистами и реалистами.

Критически настроенные сотрудники, обладающие профессиональной компетентностью, способны вовремя выявить важные ошибки в процессе принятия решения. Несмотря на то, что критики не очень удобны в общении и часто проявляют язвительность и ироничность, именно они могут вовремя предсказать возможные риски.

 

Выводы

1. В качестве основных критериев, определяющих совместимость, выступают такие качества, как единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, одинаковая оценка жизненных ситуаций, представления о сотрудничестве, все это входит в понятие психологической совместимости. При этом индикатором совместимости служит показатель «отсутствия – наличия» отри­цательных эмоций при общении.

2. Субъективная удовлетворённость партнёров друг другом с позиции критерия совместной деятельности является взаимопонимание действий друг друга, которая определяется по параметру «удовлетворённость – неудовлетворённость» в общении. Таким образом, совместимость партнёра субъективно определяется по субъективному фактору удовлетворённости общением, то есть восприятие партнёра по общению как удобного либо неудобного собеседника. Именно «удобство – неудобство» общения с собеседником будет оцениваться в системе «совместимость – несовместимость».

3. В качестве основных, как правило, выделяют четыре уровня психологической совместимости, а именно психофизиологический, психологический, социально-психологический или семейно-ролевой и социокультурный.

4. Примерная типология совместимости опирается на показатель поведения личности в той или иной ситуации и восприятие такого поведения партнёром по совместной деятельности в системе «удобство – неудобство» и «удовлетворённость – неудовлетворённость».

 

Заключение

При анализе психологических особенностей совместимости на пер­вый план выступают те личностные качества и свойства характера, которые препятствуют, либо способствуют установлению нормальных взаимоотношений и являются факторами «успешности – неуспешности» совместной деятельности.

Наличие совокупности личностных качеств, как правило, свидетельствует о том, что в биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев таких меж­личностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также с товарищами, друзьями, воспита­телями в детском саду, учителями в школе, которые повлияли на выработку способностей к общению. Такие случаи порождали различные эмоции, которые закрепля­ли навыки общения в психике личности в период её раннего формирования и ста­новления.

Каждый из критериев оценки партнёра по совместной деятельности в системе «удобный – неудобный» описанных в настоящей работе отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, особенностями выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует отметить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей и определения психологической совместимости.

 

 

Список литературы

1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 1996. - № 3/4. - С.113-126.

2. Амброз Бирс. Словарь Сатаны. М.: Эксмо, 2005. - 544 с.

3. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дисс. …канд. психол. наук. - Ленинград, 1979. - 141 с.

4. Дундулите И.Ю. Исследование представлений о роли мужчины и женщины в семье // Семья и личность. - М, 1981. - С.114.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов. М., Аспект Пресс, 2009. - 318с.

6. Мартин Д. Трудный разговор: Как справляться с затруднительными ситуациями (пер. с англ. Сиваковой Т.А.) Изд. 2-е. Мн: Амалфея - 224 с.

7. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. – СПб: ЛНПП «Облик», 2000

8. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151.

9. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 98-101.

10. Олейник Ю.Н. ст. «Исследование уровней совместимости в молодой семье»: Психологический журнал, том 7 №2, 1986 – М: Наука, 1986

11. А. Л. Свенцицкий. Краткий психологический словарь. Проспект, 2008 г.- 512 с.

12. Шостром  Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. 2-е изд. Апрель Пресс, 2008. – 192с.



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Основные проблемы составления типологии психологической совместимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы составления типологии психологической совместимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)