Семья. Понятие и социальные функции.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ОТДЕЛЕНИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАФЕДРА ФИСПН Курсовая работа на тему: Влияние стиля семейного воспитания на развитие и становление личности Студент: Найденова Екатерина Группа: ЮГ-05-2 Научный руководитель: к.т.н., доцент, Потапова А.В. Москва, 2007 г. Содержание. Введение…………………………………………………………………………………3 Глава I. Литературный обзор…………………………………………………………5 1. Семья. Понятие и социальные функции…………………………………….5 2. Сложности развития личности……………………………………………….6 3. Психологические механизмы социализации в семье……………………...7 4. Семейное воспитание…………………………………………………………..9 · Стили семейного воспитания…………………………………………9 · Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания……………………………………………………………...11 · Диагностика типов негармоничного семейного воспитания……………………………………………………………...12 · Воспитательная позиция родителей………………………………...13 · Психологические деформации семьи и подросток. Дисгармония семейных отношений и подросток…………………………………...14 · Нарушение ролей подростка в семье………………………………..14 · Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками…………………………………………………………….16 · Нарушения коммуникативных процессов………………………….17 · Патологизирующее семейное воспитание…………………………..18 5. Влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков……………………………………………………………………….19 Глава II. Эмпирическая часть………………………………………………………..21 Заключение……………………………………………………………………………...25 Приложение……………………………………………………………………………..26 Список литературы…………………………………………………………………….34
Введение. Актуальность работы. Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Цель работы. Выявить влияние семейного воспитания на развитие и становление личности. Задачи работы. Главной задачей данной работы является исследование влияния семьи и семейного воспитания на развитие и становление личности. Для выполнения данной задачи необходимо: 1. провести обзор литературы; 2. подобрать методики, которые позволят решить задачу, стоящую перед данным исследованием и достичь цели данной работы; 3. провести эксперимент; 4. сделать выводы, подвести итоги. Методы и методики исследования. Методы теоретического исследования – проведение анализа соответствующей литературы. Для проведения экспериментального исследования необходимо использовать методики, которые позволят получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях в семье, об отношении родителей к ребенку, а также определить стиль воспитания в семье. Для этого, необходимо провести эмпирические исследования в нескольких семьях и сравнить полученные результаты. Предмет исследования. Влияние семейного воспитания на развития личности. Объект исследования. Развитие личности ребенка. Гипотеза. Развитие и становление личности напрямую зависит от стиля семейного воспитания.
Глава I. Семья. Понятие и социальные функции. Семью, её происхождение, сущность, изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В толковых словарях русского языка слово «семья» расшифровывается сугубо формально как объединение лиц, связанных кровно-родственными и (или) брачными отношениями. Содержательной характеристики семьи, ответа на вопрос, для чего она существует, эти источники не дают. Профессор А. Г. Харчев выделяет такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью. Он видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы; взаимную моральную ответственность и общность быта, совместные усилия по реализации социальных потребностей членов семьи; реализацию потребностей общества в физическом и духовном воспроизводстве себя в новых поколениях.[1] Семья – первичная ячейка общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она сосредоточивает, концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе, представляет собой как бы «срез» экономических, политических, идеологических, социально-психологических процессов, происходящих в нем. Иными словами, семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Для этого семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, в реализации их статуса. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.[2] Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |