Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение сказкотерапии на практике



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
Применение сказкотерапии на практике 0.00 из 5.00 0 оценок




Природа, щедро одарив человека каким-то талантом, «забывает» порой дать счастливчику шанс-способность удержаться на плаву в общении с окружающим миром — и тогда начинаются бесконечные стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от гениальности — заодно. Некоторые страдают от своей одаренности больше, чем от физического уродства. А некоторые предпочитают даже уйти из жизни, потому что никак не могут приспособиться к ней. Лишь незначительное меньшинство сохраняет свою одаренность до конца дней.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детишками. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными. А некоторые родители, увлеченные этим методом, и сами отправляются на курсы сказкотерапии и читают соответствующие книги.

Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на психику, доступна не только профессиональным терапевтам. Читая малышу сказку на ночь и обсуждая ее, любая мама, по сути, занимается сказкотерапией. А некоторые родители, интуитивно чувствуя механизм и значение воздействия сказки, специально читают малышам определенные сказки. Такие, где с героями происходит нечто похожее на малыша. И, разумеется, герои находят выход.

Обратимся к некоторым методикам и их применению на практике.

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои.

При работе с одаренными детьми необходимо обращать внимание на эмоциональную сторону их развития. Дети довольно остро реагирует на какие-либо изменения в развитии других, а значит необходимо проводить игры, развивающие самообладание одаренных детей.

«Волчьи игры»

Цель данной методики заключается в том, что она помогает снять напряжение.

Сама игра заключается в том, чтобы молодые «волки» тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки низко рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются.

Немного изменим ситуацию и добавим сказочных героев - перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой и учится понимать эти предупреждения.

Отметим, что детям вариант с большим числом сказочных героев больше привлекает.

«Стойкий оловянный солдатик»

Данное упражнение помогает выработать у детей самоконтроль.

Когда ребенок сильно возбужден и не может остановиться, взять себя в руки, ему предлагают встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. «Ты - стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь».

Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.

Мы попробовали добавить элементов игры «Водный карнавал», т.е. под звуки музыки все герои, кроме «оловянного солдатика», начинают свой карнавал, лежа на полу или стоя.

«Волшебники»

Вначале детям предложили две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Они дорисовали эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек заменили «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания: дети должны сами нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Следует отметить, что в выдумках детей прослеживается навязанная средствами массовой информации мысль о поступках героев.

Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.

Такую игру дети реализовали с помощью путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.

Обратимся к интеллектуальным методикам.

«В лесу»

Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:

1) сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола;

2) принц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай;

3) принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел.

После того, как группа выслушала задание им понадобилось в среднем около пяти минут, чтобы догадаться, что в этот день лучше всех стрелял принц Бэн.

«Четверо братьев»

Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного - в свинью, другого - в осла, третьего - в верблюда и четвертого - в козла.

1) Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом.

2) Шариф - ни верблюдом, ни свиньей.

3) Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей.

4) Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей.

5) Омар - ни козлом, ни верблюдом.

В кого превратился каждый из братьев?

Ответ: Омар - в свинью, Шариф - в козла, Ахмед - в верблюда, Абу стал ослом.

Первые догадки появились почти сразу, потребовалось лишь второй раз повторить задание, так как задание ребята воспринимали на слух.

«Кормушки»

Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.

1) Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.

2) Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.

3) Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь.

Кто всегда ест из одной и той же кормушки?

Ответ: Абу

С данным заданием ребята справились легче, следует отметить, что задание не пришлось повторять.

Отметим, что сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

В заключении хотелось бы отметить, что использование сказокотерапии в занятиях с одаренными детьми разнообразит их мировоззрение и помогает им адаптироваться к тем или иным жизненным ситуациям. Именно поэтому сказкотерапию определяют как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

 


Заключение

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

1. Научиться тому, как учить;

2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

4. Пробуждение веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает добро, ведь это пробуждает внутреннюю веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностдом уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
Применение сказкотерапии на практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение сказкотерапии на практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)