Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные пути развития социальной компетентности школьников




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образовании.

Анализируя работы отечественных педагогов (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Давыдов), мы приходим к выводу, что компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является чуждым для российской школы. [23, с. 110] Однако заложенные в компетентностно-ориентированных концепциях идеи и способы их реализации не вошли в массовую практику потому что, как нам представляется, они не были реально востребованы со стороны государства, общества, производства.

Тем не менее, нынешняя ситуация коренным образом поменяла отношение к компетентностному подходу, который явился решением целого ряда проблем современного образования: оторванность учебного заведения от жизни, не сформированность личностных характеристик выпускника учебного заведения и др. Мы полностью разделяем точку зрения И.Д. Фрумина, рассматривающего компетентностный подход «не как революцию, а как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира». [32]



Значение компетентностного подхода обусловлено его направленностью на формирование у выпускников образовательных учреждений механизмов приспособления к условиям стремительно меняющегося мира, способностей применять полученные знания на практике и эффективно взаимодействовать с обществом. Адаптивная направленность подхода и его подчеркнутая ориентация на самостоятельное решение познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем особенно важны, на наш взгляд, для приверженцев компетентностно-ориентированного направления в образовании.

Однако, даже возросшее внимание к компетентностному подходу и появление огромного количества научных исследований посвященных этой проблеме оставляют открытыми вопросы категориальной базы подхода, систематизации и структуры выделяемых компонентов.

И.Д. Фрумин справедливо отмечает, что «разговоры о ключевых компетентностях и о компетентностной ориентации образования, споры о правильности использования термина «компетентность» или «компетенция» приобрели в последнее время угрожающе массовый характер» [31], тем самым, побуждая нас к четкому определению таких базовых для рассмотренного нами подхода понятий, как «компетенция» и «компетентность» в целях отсутствия неясности и недоразумений в дальнейшей логике исследования.

Существует, как минимум два различных подхода к трактовке выше упомянутых понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Первый подход поддерживают такие ученые как Л.Н. Болтов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. Эта же позиция неразграничения понятий характерна для большинства зарубежных исследователей проблемы. [10] Несмотря на данное обстоятельство, анализ различных источников по исследуемой проблеме (Т.Б. Беляева, Л.И. Сидоренкова, В.В. Цветков, И.Я. Зимняя, Г.В. Рылова, А.К. Маркова и др.) позволяет нам выделить существенные различия между понятиями. Раскрывая эти различия, мы попытались на основе синтеза найденных определений создать собственные дефиниции.

Таким образом, «компетенция» понимается нами как система знаний, умений и навыков, органично связанных с усвоенными личностью универсальными способами их реализации в конкретных ситуациях профессиональной или учебной деятельности.

Руководствуясь гуманистическим подходом к отбору содержания образования, можно определить понятие «компетентность» как интегративную личностную характеристику, сочетающую в себе комплекс ключевых компетенций, необходимых для решения различных практических проблем, а также мотивационно-волевой, эстетический, социальный и поведенческий компоненты. В дальнейшем нами будет использован термин «компетентность» как более широкий, включающий в себя понятие «компетенции» и отражающий гуманистическую направленность образовательного процесса.

Проведя сравнительный анализ работ различных ученых по вопросу отбора ключевых компетентностей (И.А. Зимняя, 3. Хутмахер, А.К. Маркова, В.И. Байденко, А.М. Новиков В. Ландшеер), мы отметили концепцию И.А. Зимней, как наиболее широко отражающую все сферы деятельности личности, в которой выделены следующие компетентности:

1. Компетентности, относящиеся к самому себе, как к личности, субъекту жизнедеятельности;

2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющейся во всех ее типах и формах.

На основе данной концепции, имея, тем не менее, несогласие с позицией автора в некоторых моментах, мы сделали попытку создать аутентичную классификацию, в которой обозначили такие ключевые компетентности, как:

1. Индивидуально-психологическая

2. Социальная

3. Профессионально-деятельностная,

Из числа которых для исследования нами была выбрана социальная компетентность, как компонент в той или иной степени присутствующий во всех классификациях и являющийся наиболее важным в условиях современного мира, с учетом того, что человек, как субъект общения и жизнедеятельности проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, себе и труду. [10, с. 21]

Различные исследователи в своих подходах к определению понятия «социальная компетентность» делают акцент на разных составляющих этой характеристики личности. В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации». Это определение, на наш взгляд не отражает в полной мере всей многослойности и сложности понятия «социальная компетентность». Именно поэтому мы обращаемся в процессе субъективно нового определения выше указанного понятия к дефинициям авторов, реализующих систематический, комплексный подход. Так, В.Н. Куницына описывает социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности, о себе; систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Учитывая важность социума и среды в формировании социальной компетентности, В. Слот и Х. Спанярд определяют социальную компетентность как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, в котором он живет, и его возможностями. [33, c. 22–23]

Анализируя различные определения ряда авторов (В.В. Цветков, В.Л. Сидоренкова, О.Н. Мачехина, Н.В. Калинина, С.А. Учурова) и опираясь на данное выше определение понятия «компетентность» мы попытались перенести его основные характеристики на компетентность социальную. Итогом явилось следующее рабочее определение понятия:

Социальная компетентность – это интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли.

К числу так называемых социальных компетенций мы относим эго-компетенцию, психологическую и социально-психологическую, правовую, вербальную, коммуникативную, экономическую, профессиональную компетенции. В системе нравственных ценностей личности можно выделить толерантность, уважение и принятие Другого, самоуважение и др. В качестве основных психологических характеристик особое внимание уделяется адаптивности, нацеленности на успех, креативности и др. Установки личности должны иметь подчеркнуто гуманистическую направленность для успешного развития социальной компетентности.

Данная структура в некоторой степени поднимает вопрос о глубинных причинах проблемы развития социальной компетентности, коренящихся в изначально неправильно сформированных установках и жизненных ориентациях, но мы не считаем возможным, рассматривать ее в данном исследовании.

Что касается социальных ролей личности – они выполняют функцию посредничества между личностью и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы.

Таким образом, данное нами определение и анализ его составляющих позволяет разработать некую модель структуры социальной компетентности, представленную следующим образом:

 


Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают Различные подходы, средства и методы к решению проблемы.

Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.

Одним из способов формирования социальной компетентности являются ролевые игры, отмеченные Мачехиной О.Н., как наиболее оптимальный метод, позволяющий ученикам осознать практическую пользу приобретаемых знаний, накопить определенный жизненный опыт и выработать определенные поведенческие механизмы. Ролевая игра является своеобразным феноменом процесса формирования и развития социальной компетентности личности, и особенно актуально ее использование именно в старшем школьном возрасте, так как особенности психофизиологического развития личности в этот период позволяют гармонично сочетать процессуальную и результативную стороны деятельности.

Иное решение находит вдвинутая нами проблема в сфере дополнительного образования школьников, которому большое значение уделяет Н.П. Разумова. Указывая на необходимость содержания в деятельности практического компонента, связанного с социальными пробами воспитанников. «Он способствует приданию общественной значимости и признания образовательных достижений наших детей, позволяет использовать детям учебную информацию и умения в реальной, интересной им жизни». [28]

Участвуя в социально-ориентированной деятельности, в продуктивном общении, в творческом взаимодействии дети и взрослые проходят и проживают сложный путь от мотива до самооценки результата и постановки задач. Так, у детско-взрослого сообщества формируется опыт созидательной жизни через:

· социальную адресность «продуктов» созидания;

· предоставление спектра прав и свобод взрослеющей личности в сочетании с его обязанностями и ответственностью;

· создание событийной эмоциональной среды и ситуации успеха для каждого;

· содействие в овладении способами созидания культурно – досуговых событий, взаимодействия с людьми.

Еще один путь к развитию социальной компетентности находит отражение в предпрофильной подготовке учеников. С.В. Аласова подчеркивает важность предпрофильной деятельности, также указывая на важность накопления личного жизненного опыта учеников и справедливо отмечая факт того, что «мы находимся в ситуации, когда старшекласснику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере, одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий, например, таких, как: игровые, поисковые, моделирующие, практико-ориентированные, а также особых методов, например, метода проектов, проблемного метода обучения и других». [1]

Большое внимание уделено такому способу развития социальной компетентности школьников, как актерский тренинг, в работе А. Гребенкина.

Обобщая рассмотренные выше варианты, можно, обращаясь к работе С.А. Учуровой, уделить особое внимание групповой работе учеников, как необходимому условию для развития социальной компетентности. Так как, учебное сотрудничество признается ведущим для развития личности учащегося, а также неоспоримыми преимуществами групповой работы являются: повышение уровня осмысления материала, рост числа нестандартных решений, позитивное отношение к изучаемому материалу, умение играть различные социальные роли и работать в команде.

Тем не менее, в выборе наиболее оптимального способа развития социальной компетентности мы обратились к одному из названных методов – методу проектов, учитывая уникальное сочетание в этом методе (как в особой педагогической технологии) наибольшего количества указанных выше преимуществ: умение работать в команде, практическая направленность и др.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.044 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7