Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ЮЖНОГО ОКЕАНА



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ЮЖНОГО ОКЕАНА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цвет воды зависит от концентрации пигмента хлорофилла (фитопланктона) и взвесей, поэтому определение цвета используется для изучения биопродуктивности океана и загрязнения вод. Цветовые характеристики воды получают многозональными сканерами с каналами в голубой и зеленой зонах спектра — CZCS, SeaWiFS.

Впервые данные о цвете океана были получены при помощи сканера цвета моря CZCS (Coastal Zone Color Scanner), который был установлен на спутнике Nimbus-7. Съемка проводилась с 1978 по 1986 гг., сканер CZCS поставлял регулярные данные о цвете океана в 6 каналах видимой и ближней инфракрасной частях спектра с разрешением около 1 км. Хотя эксперимент по съемке цвета океана при помощи сканера CZCS планировался всего на 1 год, успех работы аппаратуры и разработки алгоритмов обработки получаемой информации позволили получить большой массив новых данных о распределении и первичной продуктивности океана за несколько лет. В Университете Майами и Годдардовском центре космических полетов НАСА были разработаны методы создания по данным такой съемки глобальных и региональных карт концентрации фитопланктона. В результате был создан атлас «Ocean Color from Space» (Цвет океана из космоса), где собраны глобальные и региональные разновременные карты цвета океана, характеризующие распределение концентрации хлорофилла в различных районах Мирового океана. Ниже на рисунке 18 приведен пример изображения из атласа.


Рис. 18. Цвет океана за период октябрь-декабрь 1979 г. по данным CZCSю [25]

 

На глобальной карте цветового индекса хорошо прослеживаются главные черты распределения фитопланктона в Мировом океане — его концентрация в более холодных прибрежных шельфовых водах (желто-оранжево-красные цвета) и в районах подъема холодных глубинных вод (апвеллингов) при относительной бедности вод открытого океана и наличии «океанических пустынь» в тропических и субтропических широтах (сине-фиолетовые цвета). Увеличение концентрации фитопланктона в экваториальных водах Атлантического и Тихого океанов в октябре–декабре (голубая полоса) обусловлено подъемом относительно холодных вод в связи с ветровой деятельностью.

Спустя десять лет данные о цвете океана вновь начали поступать благодаря запуску сенсоров MOS/IRS P3 (Индия), OCTS и POLDER/ADEOS (Япония) в 1996, а с 1997 г. регулярно начал давать такие снимки SeaWiFS на спутнике Seastar. [25]

В настоящее время наблюдения фитопланктона (точнее хлорофилла «а») и его пространственного распределения из космоса ведутся также при помощи спектрорадиометров MERIS (Medium Resolution Imaging Spectrometer) на спутнике Envisat и MODIS (Moderate Resolution Imaging Spectrometer) — на спутниках Terra и Aqua. На Международной космической станции с участием российских и американских экипажей проводится эксперимент «Диатомея», имеющий целью получение данных, характеризующих устойчивость географического положения и формы границ биопродуктивных районов Мирового океана, наблюдаемых из космоса (рис.19).

 

Рис.19.Распределение хлорофилла в Мировом океане в августе 1999 г. по данным сканера цвета моря SeaWiFS. [34]

 

Основное применение данных о цвете океана — рыболовство. Данные о цвете океана совместно с данными о температуре поверхностного слоя воды (SST) используются для направления рыбаков и рыбацких судов в акватории, где может быть обнаружена рыба. Это основано на принципе цепи питания — изобилие фитопланктона приводит к изобилию зоопланктона, питающегося им, что в свою очередь приводит к изобилию рыбы, питающейся зоопланктоном. Так присутствие большого количества фитопланктона, измеряемое через изменения в цвете океана, выступает индикатором потенциального присутствия рыбы. [25]

Южному океану свойственны постоянно низкие температуры воды и развитие ледового покрова. Кроме того, условия существования жизни ограничены многочисленными айсбергами, которые, как бы перепахивая приливно-отливную полосу, уменьшают обилие жизни в литорали. Антарктические воды более благоприятны для живых организмов, чем суша, и по этой причине их фауна несравненно разнообразнее. Морские беспозвоночные криль (планктонные ракообразные из семейства Euphausiidae) летом в поверхностных слоях воды образуют огромные скопления, служащие кормом для ряда видов рыб, птиц и млекопитающих. Из рыб распространено семейство белокровных щук. Летом многочисленны буревестники и поморники, нередко встречаются крачки, альбатросы и качурки. Наиболее типичные представители области пингвины. У берегов Антарктиды, близ островов и среди дрейфующих льдов обитают настоящие тюлени (Уэдделла, Росса, крабоед, морской леопард, морской слон). Довольно многочислен морской котик. Массовое скопление криля привлекает большие стада китов (синего, финвала, горбача, сейвала, полосатика и др.). Встречаются кашалоты, касатки и бутылконосы. Своеобразна донная фауна Антарктической области. Обильны губки и иглокожие. Масса медуз достигает 156 кг. К сожалению флора и фауна Мирового океана в значительной мере испытали на себе разрушительное воздействие антропогенного фактора. Не только уменьшилась численность их представителей, но и полностью уничтожены отдельные виды, загрязнены нефтью, нефтепродуктами, бытовыми стоками и разнообразными токсичными веществами промышленного происхождения воды. Жизнь в океане распространена довольно неравномерно. [24]

Этот уникальный животный мир на сегодняшний день находится под охраной мирового сообщества, путем присвоения Антарктике особого международного статуса.

Вся территория, расположенная расположенный южнее 60-й параллели южной широты и включающая Антарктику и шельфовые ледники имеет особый правовой режим. Особый ее режим не затрагивает прав любого государства в отношении вод открытого моря в пределах этого района.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

Бесперспективность продолжения такой ситуации и интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и использованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали установления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США) и которая выработала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора являются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использование ресурсов Антарктики. [6]

Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие территориальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.

Соответственно установлена полная демилитаризация и нейтрализация Антарктики. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Запрещены также любые ядерные взрывы и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.

Персонал станций и экспедиций, осуществляющих научную и иную исследовательскую деятельность в Антарктике, находится под юрисдикцией направившего их государства, в том числе и в случае обмена таким персоналом между станциями и экспедициями. [31]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что в курсовой работе были раскрыты особенностей формирования и развития Южного океана как комплексного объекта природы. А так же решены следующие задачи: дана комплексная характеристика природным компонентам Южного океана, раскрыты особенности формирования данного океана в геологическом прошлом нашей планеты, выявлены особенности методов и методик изучения природных компонентов Южного океана, охарактеризованы основные результаты исследований этого природного объекта, заострено внимание на особом статусе антарктической области Земли.

Все это позволило прийти к таким выводам:

- Южный океан — самый молодой океан на планете;

- этот океан в 2005 проверь или ссылку!!! (2000) году был выделен в отдельную акваторию, в пределах которой выделяют три сектора: атлантический, Индийский и тихоокеанский. Данные сектора в свое время были южными окраинами одноименных океанов;

- выделение данной акватории обосновано с учетом климатических, гидрологических и геологических характеристик Южного океана;

- Южный океан оказывает влияние на формирование климата планеты, в свою очередь климат океана формируется под воздействием омываемого им материка Антарктиды;

- океан имеет неповторимые гидрологические характеристики: у него понижена плотность и соленость вод, а так же повышено содержание кислорода;

- неповторимый органический мир Южного океана находится под защитой мировой правовой системы;

-на современном этапе, практически не ведется хозяйственная деятельность в приделах акватории;

- Южный океан продолжает изучаться и исследоваться. Однако в связи с развитием науки и техники, а так же суровыми условиями сформированными в акватории океана, все больше исследований проводится дистанционно с помощью спутникового космического оборудования.

В будущем, я полагаю, изучение данного океана усилится, так как человечество нуждается в новых природных ресурсах, а это регион богат ими в той же мере что и другие океаны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас Антарктики. − М.-Л., 1966.

2. Атлас мира − М.: Картография, 2003

3. Атлас снежно-ледовых ресурсов мира. − М.: РАН 1997.

4. Бобринский, Н.А. Животный мир. − М., 1951.

5. Большаков, Л.Л. Космические методы в океанологии. − М.: Знание, 1982.

6. Большая Советская Энциклопедия. − М., 1987.

7. Бондарев, В.П. Геология. − М., 2002.

8. Власова, Т.В. Физическая география материков и океанов. − М., 2005.

9. Галай, И.П. Физическая география материков и океанов. − Минск, 1988.

10. Геология морей и океанов: мат-лы XVIII Межд. научн. конф. по морской геологии. − М.: ГЕОС, 2009.

11. Геология. − М., 2002.

12. Добровольский, В.В. Геология. − М., 2001.

13. Дубровин Л.И., Преображенская М.А. О чём говорит карта Антарктики. − Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

14. Дубровин Л.И., Преображенская М.А. Русские и советские географические названия на картах Антарктики. − Л.: Гидрометеоиздат, 1976.

15. Историческая геология с основами палеонтологии / Е.В. Владимирская [и др.]. − Л., 1985.

16. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. − М.: Просвещение, 1967.

17. Марков, К.К. География Антарктиды. − М.: Мысль, 1968.

18. Палмер, Д. Атлас динозавров. − М., 2001.

19. Прик, З. М. Основные результаты метеорологического изучения Антарктики / в сб. Проблемы Арктики и Антарктики. – М., 1960.

20. Савцова, Т.М. Общее землеведение. − М.: Академия, 2003.

21. Трешников, А.Ф. Антарктика: исследования, открытия. − Л. Гидрометеоиздат, 1980.

22. Якушова, А.Ф. Общая геология / А.Ф. Якушова, В.Ф. Хаин, В.И. Славин. − М., 1988.

23. www.antarctica.sc.ru

24. www.ecosystema.ru

25. www.geogr.msu.ru

26. www.geomasters.ru

27. www.kosmopark.com

28. www.newsru.com

29. www.oceanology.ru

30. www.seamedia.ru

31. www.uapravo.ru

32. www.vniio.ru

33. www.3planet.ru

34. www.nasa.gov

 



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ЮЖНОГО ОКЕАНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ЮЖНОГО ОКЕАНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)