Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния.




 

«Пластическое интонирование» - выражение музыки в жесте. Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение,

22

пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки. Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!



Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца; от легкого шага до хоровода.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества [5].

 

Инструментальное музицирование.

 

Прослушав произведение, графически изобразить его форму, движении мелодии, динамику, регистр и другие элементы музыкальной речи.

23

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

ü ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

ü учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

ü учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Я думаю, что игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность [5].

 

Пропевание мелодии со словами или мелодекламация.

 

Мелодекламация – художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки [5].

 

   Солнышко всходит,

   И небо светлеет,

   Природа проснулась,

   И солнце взошло.

24

Приём «синквейна»
(в переводе с французского «пять строк»).

 

1 строка – заголовок.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.

5 строка – вывод, одним словом или фразой.

«Синквейн» использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.

Например:

1. Утро

2. Ранее, солнечное, летнее.

3. Начинается, встаёт, расцветает, сияет.

4. Радость, нежность, теплота.

5.Природа просыпается. Красота!

Данные методы и приёмы позволяют создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства.

Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность. Помогают сохранять здоровье [5].

 

25

Заключение.

 

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание и могут быть настойчиво рекомендованы. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта – исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала.

Правильное распределение повторений в процессе запоминания, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствует успеху.

Достижение особой прочности запоминания характеризуется высокой квалификации переводом временных отношений музыкального произведения в пространственные.

Использование на уроках музыки приемов пластического интонирования, движений, инсценировок сюжетов песен и инструментальных сочинений программного характера, «разыгрывания» фольклорных образцов музыки совершенствует координацию простых движений детей под музыку (маршировка, применение элементов танцев), улучшает осанку младших школьников, пластичность и образность движений, ориентацию детей в пространстве в процессе движений под музыку. Пластические этюды и музыкально-двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

Музицирование детей на музыкальных инструментах также способствует развитию тембрового слуха и развивает мелкую пластику пальцев, что особенно важно для совершенствования навыков письма.

26

Список литературы:

 

1. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / Л. С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 34 – 39

2. Богословский, С. С. Общая психология / С. С. Богословский. – М.: Просвящение, 1978. – с. 47 – 49

3. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352с.

4. Готединер, А. Л. Дидактические основы музыкального восприятия / В. И. Руденко // Вопросы музыкальной педагогики. – 1975. - №2. – с. 68 – 78.

5. Григорьев, В. А. О развитии музыкальной памяти / В. А. Натансон // Вопросы музыкальной педагогики. – 1980. - №1. – с. 24 – 29.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для студ. / Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвящение, 1984. – с. 183 – 189..

7. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. институтов / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвящение, 1979. – с. 69 – 94

8. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – М.: Издательство «ЭКСМО» - Пресс, 2002. – 1008с.

9. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. – СПб.: «Еврознак», 2003. – с. 254 – 255.

10.  Немов, Р. С. Психология: Учеб. для выс. пед. учеб. заведений: в 3 книгах. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 217 – 259.

11.  Немов, Р. С. Психология: Учеб. для выс. пед. учеб. заведений: в 3 книгах. Кн. 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – с. 126 – 358.

12.  Возрастная психология: учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – с. 320 – 335.

13.  Общая психология: учеб. пособие для студ. / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 235 – 261.

14.  Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 183 – 188.

15.  Психология: Учеб. пособие для студ. / Под ред. И. В. Дубровина. – М.: ПБОЮЛ, 1998. – с. 147 – 189.

16.  Психология музыкальной деятельности: Учеб. пособие для студ. муз. фак. выс. пед. учеб. заведений / Под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2003. – с. 195 – 196.

17.  Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2001. – 433 с.

18.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

19.  Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. – М.: Просвящение, 1966. – с. 324 – 358.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7