Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическое (итальянское) Возрождение.



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Классическое (итальянское) Возрождение. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов:

ü Проторенессанс, или предвозрождение(вторая половина XIII—XIV века);

ü Раннее Возрождение (XV век);

ü Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVI века),

ü Позднее Возрождение (последние две трети XVI века) [1, 167].

Нужно учесть, что экономическое и политическое развитие отдельных районов Италии было неравномерным. Южные и папские области были феодальными, области к северу от Рима и средняя Италия были самыми передовыми в экономическом и политическом отношении. Здесь в первую очередь выделились крупные центры торговли и производства, а значит, и культуры- Флоренция, Пиза, Сиена. В северной части выделялись Генуя, Милан и особенно Венеция- богатейшая купеческая республика [7, 14].

Проторенессансом (от греческого «протос» — «первый») принято называть период, подготовивший наступление Ренессанса.

В то время, когда в Европе еще господствовал готический стиль, в Италии уже пробивались ростки нового искусства. Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано. Он обратился к самой сути античной традиции: возрождению чувства земной красоты. Его высокие рельефы (рельеф кафедры баптистерия в Пизе) создавали ощущение живого тела, что шло вразрез со средневековой традицией, но стало выдающимся достижением проторенессансной скульптуры и повлияло на её дальнейшее формирование (приложение 1). Выдающимся мастером периода Проторенессанса был сын Никколо Пизано- Джованни, в творчестве которого было очень много нового и необычного.

В живописи также проявляются новые черты: художники подписывают свои произведения, делая их подчеркнуто авторскими, все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

 Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо), справедливо можно назвать родоначальником нового итальянского стиля живописи. Не порывая со старыми традициями плоскостного письма, он стремился к индивидуальной характерности образов (алтарные картины и иконы), старался выразить земные чувства и смягчить жёсткость византийского канона (приложение 2).

Поиски нового можно также обнаружить в произведениях Пьетро Каваллини (автор мозаик и фресок в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере) и в многочисленных росписях величайшего художника Проторенессанса, истинного новатора в итальянской живописи- Джотто ди Бондоне (приложение 3).

Во второй половине XIV века на первый план вышла живописная школа Сиены, основателем которой был Дуччо ди Буонинсенья. В своем творчестве Дуччо придерживался традиций византийской иконописи, его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Величие» [10,234].

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, но в творчестве некоторых мастеров Флоренции и Рима уже сказываются инные черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта- Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры (приложение 4).

Величайшими деятелями литературы периода Проторенессанса являются: Данте Алигьери- создатель национального литературного языка Италии, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед, Франческо Петрарка- родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо- основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе [3,260].

В последние десятилетия XIV столетия в культуре Италии началась полоса возврата к религиозному аскетизму, это было вызвано упадком торговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» — эпидемиями чумы, завезённой с Востока и уничтожившую в 1348 году две трети населения.

В Италии период Раннего Возрождения длился с 1420 по 1500 годы. Под влиянием стремительно изменяющихся экономических условий, религиозных воззрений и обогащения культуры, мастера смело начинают использовать образцы античного искусства. Систематически изучая натуру, они черпают мотивы из повседневной жизни, наполняют традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращаются к сюжетам античности [2,8].

 Для искусства раннего Возрождения характерны следующие черты: ощущение гармоничной упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Наиболее значительный вклад в развитие ренессансного искусства внесли талантливые флорентийские мастера. К началу XV века, Флоренция представляла собой процветающий город с развитой промышленностью, торговлей и высоким уровнем культуры, под влияние которого попала вся Тоскана. Флоренцию того времени называли «цветком Италии».

Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Шедевр Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (приложение 5); это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Одновременно с возведением купола архитектор построил первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. В этой постройке выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Следующий этап развития итальянской архитектуры XV века связан с именем Леона Баттисты Альберти - философа и учёного. Страстный поклонник античности, Альберти создал «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве». И всё же его главным призванием оставалась архитектура, о чем свидетельствуют возведенные им палаццо Ручеллаи, церковьСанта-Андреа и церковь Сан-Франческо (приложение 6).

В XV веке итальянская скульптура также переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло, сыграл решительную роль в становлении нового искусства скульптуры. Он уравнял пластику с архитектурой, создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних (статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).

Донателло был новатором. Его динамично изогнутая статуя юного Давида- первая совершенно обнаженная фигура в тогдашней скульптуре, а статуя кондотьера Гаттемелаты на соборной площади в Падуе- первый постамент Ренессанса и родоначальник всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века (приложение 7).

Среди крупнейших скульпторов первой половины XV века нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (выполнил надгробие юной Иларии дель Карето, скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене) и семью скульпторов делла Роббиа (глава семьи- Лукка делла Роббиа прославился применением глазурной техники - майолики) [7,14].

В живописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы (приложение 8).

В середине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить целый ряд имен выдающихся живописцев: Андреа дель Кастаньо, Гиберти, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Андреа Мантенья, Доменико Венециано, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа [16].

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли. Исключительно чуткий и искренний, художник стремился выражать в первую очередь свои собственные переживания. Одними из самых замечательных картин Ботичелли являются картины «Поклонение волхвов», «Весна» и «Рождение Венеры» (приложение 9).

Театральное искусство периода Раннего Ренессанса, как и другие виды искусства также ориентировалось на античность. Все началось с возвращения на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке. Позже стали появляться комедии на современные темы, сначала как подражание древнеримским образцам, и постепенно более смело отходя от них.

В музыке, как и других областях искусства, возрождался дух жизнерадостного свободолюбия. В этот период пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе [7,60].

В быту господствует простота и лаконичность, формы вещей строги и рационалистичны. В мебели преобладает прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма. Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началу Высокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место [4,70].

В Высоком Ренессансе в технике живописи происходит коренной переворот: разрабатывается воздушная перспектива, колорит, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью.

Поразительна универсальная одарённость мастеров Высокого Возрождения— они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти – величайшие мастера Высокого Возрождения, создавшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры и архитектуры.

Кисти Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные произведения, ставшие впоследствии шедеврами мировой культуры: картины «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с Младенцем», загадочная «Джоконда», алтарная композиция «Мадонна в гроте», монументальная роспись «Тайная вечеря», исполненная им для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане (приложение 10).

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.

Рафаэля называли Мастером Мадонн, и не удивительно: в своем живописном искусстве он зачастую обращался к образу мадонны («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии», «Мадонна в зелени», «Сикстинская Мадонна») (приложение 11).

Микеланджело безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что постоянно напрягая свою волю, человек может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. Олицетворением безграничной могущества человека стала, выполненная им гигантская статуя Давида (приложение12). А самое грандиозное произведение монументальной живописи Микеланджело— роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане [17].

В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI века. Особое великолепие город приобрёл после перестройки его центра Якопо Сансовино. Он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав её с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание — Лоджетту, а на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде [2,25].

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на основании предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Донато Браманте первым наметил пути развития архитектуры Италии XVI века. Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие, большой двор лоджий- кортиле ди сан Дамазо, маленький круглый темпьетто (храмик) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр, фасад палаццо Канчеллария. Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме (приложение 13).

В начале XVI века в театральном искусстве возникла комедия дель арте- комедия масок, которая существовала в двух направлениях: народном, преследуемом церковью и властями, и придворном, аристократическом, который повлек за собой появление новых, придворных жанров: пасторали и балета.

Именно в период Высокого Возрождения музыкальная жизнь стала многообразна и пестра: здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремесло инструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцвет музыкальных национальных культур. Среди итальянских композиторов можно выделить Луку Маренцио, Габриели, Палестрину и Джезуральдо.

В интерьере и внутреннем убранстве декор начинает главенствовать над утилитаризмом. В мебели широко применяются различные маски, львиные лапы, всевозможные имитации архитектурных деталей. Конструкция почти исчезает под этими украшениями, текстура материала скрывается окраской и позолотой, поверхности обильно орнаментируются. В костюмах также проявляется стремление к роскоши (венецианский, французский- так называемый «шекспировский костюм»), обильные кружева, буфы, громадные воротники на каркасах, подставные бедра- его характерные черты [7,52].

Во второй половине XVI века (позднее Возрождение) в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В середине XVI века в Италии была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в Риме, на площади Цветов, был сожжен великий Джордано Бруно [6,74].

Из некогда процветавших городов- республик сохранила свою независимость одна лишь Венеция, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства.

В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:

1. продолжение традиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе, Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.

2. «маньеризм» ( от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, но без гуманистической идеи.

 Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо (приложение14). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале.

Второй этап маньеризма превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме[8,57].

В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.

Вместе с Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеалами Возрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался верен гуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовь небесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская», «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины «Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа» (приложение 15).

Маньеризм почти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).

Тинторетто, настоящее имя которого Якопо Робусти, острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства.

Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания, мастер монументальных полотен, автор монументальной композиции «Распятие», гигантского ансамбля, состоящего из нескольких десятков работ (выполнены для верхнего и нижнего залов школы Святого Роха) и картин «Введение во храм» и«Чудо Святого Марка» (приложение 16) .

Андреа Палладио — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения.

Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII веках и получили название палладианства. Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Самая знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения, а театр «Олимпико»— первое монументальное театральное здание в Италии [2,118].

Роль итальянского театра эпохи Возрождения исключительно велика. Даже когда культурная жизнь вступила в пору кризиса, комедия масок продолжала существовать, оказывая влияние на формирование многих национальных театральных школ.

В быту появляются украшения, которые уже полностью подчиняют утилитарный и конструктивный смысл себе.

Стекло, эмаль, инкрустации, драгоценные камни обильно употребляются в производстве предметов обихода и керамики. И, наконец, все это постепенно переходит в вычурное барокко, которое охватывает XVII век.




2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Классическое (итальянское) Возрождение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическое (итальянское) Возрождение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)