Использование прецедентных текстов 2 группой (2подгруппа)
12 Это самая активная в использовании прецедентных текстов группа. Самое большое количество прецедентов в этой группе - это пословицы и поговорки. (48% от общего числа прецедентных текстов). Самый большой процент по сравнению с предыдущими группами - использование литературных текстов (18%): Печально я гляжу на наше поколенье. Командовать парадом буду я. Жил - дрожал, умирал - дрожал. Похабная квартирка. Служить бы рад - прислуживаться тошно. Эта группа обращается к классическим произведениям 19-20 века (М.Ю. Лермонтов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.С. Грибоедов, М. Булгаков и др.) 15% составляют тексты из советских кинофильмов: Простенько, но со вкусом. Шляпу сними. Иногда хочется, чтобы всегда. Муля, не нервируй меня! Плохо мне, Надюха! Он же памятник, кто же его посадит? ("Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Любовь и голуби", "Свадьба в Малиновке") Использует эта группа "ключевые тексты текущего момента"-8%: Сделай умное лицо! Все люди как люди, а я такая прелесть! Началось в колхозе утро. Абстракция, не вызывающая ассоциаций. Мало обращается эта категория людей к текстам из мультфильмов (2%): Сейчас запою. Давайте жить дружно!, текстам песен (2%): Старая мельница крутится, вертится…Если долго мучиться, что-нибудь получится, рекламе (4%) Следует отметить, что по содержанию в пословицах и поговорках заключён обобщенный жизненный опыт, пословицы и поговорки определяют нравственные ценности, дают правильные ориентиры в поведении и поступках, другие же прецедентные тексты (мультфильмы, кинофильмы, реклама) содержат иронию над поведением человека, поощряют активное отношение к жизни, нацеливают на позитивное отношение к ней. Эта группа больше всего использует "сильные тексты" (пословицы, поговорки, литературные цитаты). По результатам данной работы была составлена диаграмма “Использование прецедентных текстов разными возрастными группами” (приложение №6), из которой следует, что самое большое количество прецедентных текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, песни, цитаты известных людей) принадлежит II группе (2 подгруппе); тексты из мультфильмов, “ключевые тексты текущего момента “ - II группе (1 подгруппе); тексты рекламы - I группе (2 подгруппе). В заключении работы нами была составлена таблица по выявлению коэффициента использования прецедентных текстов разными возрастными группами. Коэффициенты частот прецедентов по сферам в группах
табл.3
На основании этих подсчётов наблюдается увеличение среднего коэффициента использования прецедентных текстов каждой возрастной группой по всем сферам-источникам. Поэтому мы делаем вывод, что самый высокий коэффициент владения общекультурными знаниями у категории людей II группы (2подгруппы) от 40 и выше лет. Заключение
В данной работе нами исследованы прецедентные тексты как составляющие речи различных возрастных групп. В работе выделены четыре возрастные группы, употребляющие в своей речи прецедентные тексты. На основе анкетирования выявлено: 1. Все возрастные группы людей используют в своей речи прецедентные тексты. 2. Самые узнаваемые тексты - это тексты рекламы, пословицы и поговорки, менее узнаваемые - это тексты кинофильмов и литературы. Поэтому мы вправе сделать вывод, что телевидение вытесняет классику кино и литературы. 3. Самое большое количество прецедентных “сильных” текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, песни, цитаты известных людей) принадлежит II группе (2 подгруппе); тексты из мультфильмов, “ключевые тексты текущего момента “ - II группе (1 подгруппе); тексты рекламы - I группе (2 подгруппе). 4. Выявлена возрастная группа с высоким коэффициентом общекультурных знаний. Это категория людей от 40 лет и выше. У этой группы самый высокий % употребления в речи "сильных текстов": литературных высказываний, пословиц и поговорок. Эта группа активно использует выражения из классики кинематографа, цитирует известных людей. На основании данного исследования мы можем дать следующие рекомендации: 1. Прецедентные тексты должны стать одним из источников пополнения общекультурных знаний на уроках; 2. Телевизионным компаниям пропагандировать классику кинематографа; 3. Родителям активно использовать в своей речи не только пословицы и поговорки, но и цитаты известных людей, классические фразы из художественной литературы, художественных фильмов и мультфильмов, как можно реже использовать в своей речи "ключевые тексты текущего момента" (реклама, шлягеры, слоганы). 4. Так как Интернет вытесняет литературу, историю, то повысить интерес к прецедентным текстам можно через создание компьютерных игр. При выполнении данных рекомендаций общество может рассчитывать на думающее, владеющее культурным наследием поколение. Библиография
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2007. 3. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации. - М., 1997. 4. Евтюгина, А.А. Прецедентные тексты в поэзии. - Екатеринбург, 1995. 5. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М., 2000. 6. Земская Е.А. - Язык и культура. - М., 1996. 7. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? - М., 1998. 8. Гудков Д.Б. Прецедентные имена в языковом сознании и дискурсе. - М., 1999. 9. Ворожцова О.А. Прецедентные имена в российской и американской печати. - 2006. 10. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М., 2001. 11. Кузьмина Н.А. Избранные работы. - М., 2004. 12. Кристева Ю.А. Бахтин, слово, диалог и роман. - 1995.
Приложения Приложение 1
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |