Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Использование прецедентных текстов 2 группой (2подгруппа)




Это самая активная в использовании прецедентных текстов группа. Самое большое количество прецедентов в этой группе - это пословицы и поговорки. (48% от общего числа прецедентных текстов). Самый большой процент по сравнению с предыдущими группами - использование литературных текстов (18%): Печально я гляжу на наше поколенье. Командовать парадом буду я. Жил - дрожал, умирал - дрожал. Похабная квартирка. Служить бы рад - прислуживаться тошно. Эта группа обращается к классическим произведениям 19-20 века (М.Ю. Лермонтов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.С. Грибоедов, М. Булгаков и др.) 15% составляют тексты из советских кинофильмов: Простенько, но со вкусом. Шляпу сними. Иногда хочется, чтобы всегда. Муля, не нервируй меня! Плохо мне, Надюха! Он же памятник, кто же его посадит? ("Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Любовь и голуби", "Свадьба в Малиновке")

Использует эта группа "ключевые тексты текущего момента"-8%: Сделай умное лицо! Все люди как люди, а я такая прелесть! Началось в колхозе утро. Абстракция, не вызывающая ассоциаций.

Мало обращается эта категория людей к текстам из мультфильмов (2%): Сейчас запою. Давайте жить дружно!, текстам песен (2%): Старая мельница крутится, вертится…Если долго мучиться, что-нибудь получится, рекламе (4%)



Следует отметить, что по содержанию в пословицах и поговорках заключён обобщенный жизненный опыт, пословицы и поговорки определяют нравственные ценности, дают правильные ориентиры в поведении и поступках, другие же прецедентные тексты (мультфильмы, кинофильмы, реклама) содержат иронию над поведением человека, поощряют активное отношение к жизни, нацеливают на позитивное отношение к ней. Эта группа больше всего использует "сильные тексты" (пословицы, поговорки, литературные цитаты).

По результатам данной работы была составлена диаграмма “Использование прецедентных текстов разными возрастными группами” (приложение №6), из которой следует, что самое большое количество прецедентных текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, песни, цитаты известных людей) принадлежит II группе (2 подгруппе); тексты из мультфильмов, “ключевые тексты текущего момента “ - II группе (1 подгруппе); тексты рекламы - I группе (2 подгруппе).

В заключении работы нами была составлена таблица по выявлению коэффициента использования прецедентных текстов разными возрастными группами.

Коэффициенты частот прецедентов по сферам в группах

 

табл.3

 

Среднее значение по сферам

1группа 2группа 1-2 группы
Пословицы и поговорки 1,1

1,69

1,4

литература 2,0

1,92

1,96

"ключевые тексты текущего момента" 0,8

0,67

0,74

кинофильмы 3,0

1,36

2,18

мультфильмы 0,5

0,22

0,35

реклама 1,4

6,00

3,7

История, философия 1,7

1,29

1,5

песни  

1,00

0,5

Средний коэффициент по группам 1,5

2,02

1,76

 

На основании этих подсчётов наблюдается увеличение среднего коэффициента использования прецедентных текстов каждой возрастной группой по всем сферам-источникам. Поэтому мы делаем вывод, что самый высокий коэффициент владения общекультурными знаниями у категории людей II группы (2подгруппы) от 40 и выше лет.


Заключение

 

В данной работе нами исследованы прецедентные тексты как составляющие речи различных возрастных групп. В работе выделены четыре возрастные группы, употребляющие в своей речи прецедентные тексты. На основе анкетирования выявлено:

1. Все возрастные группы людей используют в своей речи прецедентные тексты.

2. Самые узнаваемые тексты - это тексты рекламы, пословицы и поговорки, менее узнаваемые - это тексты кинофильмов и литературы. Поэтому мы вправе сделать вывод, что телевидение вытесняет классику кино и литературы.

3. Самое большое количество прецедентных “сильных” текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, песни, цитаты известных людей) принадлежит II группе (2 подгруппе); тексты из мультфильмов, “ключевые тексты текущего момента “ - II группе (1 подгруппе); тексты рекламы - I группе (2 подгруппе).

4. Выявлена возрастная группа с высоким коэффициентом общекультурных знаний. Это категория людей от 40 лет и выше. У этой группы самый высокий % употребления в речи "сильных текстов": литературных высказываний, пословиц и поговорок. Эта группа активно использует выражения из классики кинематографа, цитирует известных людей.

На основании данного исследования мы можем дать следующие рекомендации:

1. Прецедентные тексты должны стать одним из источников пополнения общекультурных знаний на уроках;

2. Телевизионным компаниям пропагандировать классику кинематографа;

3. Родителям активно использовать в своей речи не только пословицы и поговорки, но и цитаты известных людей, классические фразы из художественной литературы, художественных фильмов и мультфильмов, как можно реже использовать в своей речи "ключевые тексты текущего момента" (реклама, шлягеры, слоганы).

4. Так как Интернет вытесняет литературу, историю, то повысить интерес к прецедентным текстам можно через создание компьютерных игр.

При выполнении данных рекомендаций общество может рассчитывать на думающее, владеющее культурным наследием поколение.


Библиография

 

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2007.

3. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации. - М., 1997.

4. Евтюгина, А.А. Прецедентные тексты в поэзии. - Екатеринбург, 1995.

5. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М., 2000.

6. Земская Е.А. - Язык и культура. - М., 1996.

7. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? - М., 1998.

8. Гудков Д.Б. Прецедентные имена в языковом сознании и дискурсе. - М., 1999.

9. Ворожцова О.А. Прецедентные имена в российской и американской печати. - 2006.

10. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М., 2001.

11. Кузьмина Н.А. Избранные работы. - М., 2004.

12. Кристева Ю.А. Бахтин, слово, диалог и роман. - 1995.

 


Приложения

Приложение 1

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7