Выбор системы и вида смазки
Введение
Курсовой проект – самостоятельная конструкторская работа. При выполнении проекта нужно проявить максимум инициативы и самостоятельности. Цель курсового проекта – углубить теоретические и практические навыки и знания, полученные в процессе обучения, а также закрепить необходимые навыки конструирования, расчета и эксплуатации червячного редуктора. В данном курсовом проекте необходимо решить следующие задачи: 1. Спроектировать 2 червячные передачи на 5 kH*м на выходном валу. 2. Расчет на прочность. 3. Выбор подшипники из условия ТСЛ =10000 часов.
Назначение и область применения привода
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи – червяк, червячное колесо, подшипники, вал и пр. Входной вал редуктора посредством зубчато-ременной передачи соединяется с двигателем, выходной посредством муфты – с конвейером. Червячные редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых перекрещиваются. Так как КПД червячных редукторов невысок, то для передачи больших мощностей в установках, работающих непрерывно, проектировать их нецелесообразно. Практически червячные редукторы применяют для передачи мощности, как правило, до 45 кВт и в виде исключения до 150 кВт.
Расчетная часть
2.1 Спроектировать 2 червячные передачи на 5 kH *м на выходном валу
Исходные данные для расчета: выходная мощность – =5 кВт; выходная частота вращения вала рабочей машины – =65 об/мин; нагрузка постоянная; долговечность привода – 10000 часов.
Рис. 1 – кинематическая схема привода: 1 – двигатель; 2 – клиноременная передача; 3 – червячная передача; 4 – муфта
Определение требуемой мощности электродвигателя
– (2.1)
где: - коэффициент полезного действия (КПД) общий.
х (2.2)
где [3, табл. 2.2]: - КПД ременной передачи - КПД червячной передачи - КПД подшипников - КПД муфты Определяем частоты вращения и угловые скорости валов. - угловая скорость двигателя; - число оборотов быстроходного вала; - угловая скорость быстроходного вала; - число оборотов тихоходного вала; – угловая скорость тихоходного вала. Определение мощностей и передаваемых крутящих моментов валов Определяем мощности на валах Расчет ведем по [3] Мощность двигателя - Определяем мощность на быстроходном валу
(3.1)
Определяем мощность на тихоходном валу (3.2)
Определяем вращающие моменты на валах Определяем вращающие моменты на валах двигателя, быстроходном и тихоходном валах по формуле
(3.3)
Расчет червячной передачи Исходные данные Выбор материала червяка и червячного колеса Для червяка с учетом мощности передачи выбираем [1, c. 211] сталь 45 с закалкой до твердости не менее HRC 45 и последующим шлифованием. Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения
(4.1)
м/с Для венца червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль. Предварительный расчет передачи Определяем допускаемое контактное напряжение [1]:
[ун] =КHLСv0,9sв, (4.2)
где Сv – коэффициент, учитывающий износ материалов, для Vs=0,75 он равен 1,21 sв, – предел прочности при растяжении, для БрА9Ж3Л sв,=500 КHL – коэффициент долговечности
КHL = , (4.3)
где N=573w2Lh, (4.4)
Lh – срок службы привода, по условию Lh=10000 ч N=573х1,03х10000=5901900 Вычисляем по (4.3): КHL = КHL =1.068 [ун] =1.068х1,21х500=646 Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа при U = 17 принимаем Z1 = 2 Число зубьев червячного колеса Z2 = Z1 x U = 2 x 17 = 34 Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q = 10; Коэффициент нагрузки К = 1,2; [1] Определяем межосевое расстояние [1, c. 61] (4.5)
Вычисляем модуль
(4.6)
Принимаем по ГОСТ2144–76 (таблица 4.1 и 4.2) стандартные значения m = 4.5 q = 10 Тогда пересчитываем межосевое расстояние по стандартным значениям m, q и Z2:
(4.7)
Принимаем aw = 100 мм. Расчет геометрических размеров и параметров передачи Основные размеры червяка.: Делительный диаметр червяка (4.8)
Диаметры вершин и впадин витков червяка
(4.9)
(4.10)
Длина нарезной части шлифованного червяка [1]
(4.11)
Принимаем b1=42 мм Делительный угол подъема г: г =arctg(z1/q) г =arctg (4/10) г = 21 є48’05» ha=m=4 мм; hf=1,2x m=4,8 мм; c=0,2x m=0,8 мм. Основные геометрические размеры червячного колеса [1]: Делительный диаметр червячного колеса (4.12)
Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса
(4.13)
(4.14)
Наибольший диаметр червячного колеса
(4.15)
Ширина венца червячного колеса
(4.16)
Принимаем b2=32 мм Окружная скорость
(4.17)
червяка - колеса – Скорость скольжения зубьев [1, формула 4.15]
КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивания масла [1, формула 4.14] Уточняем вращающий момент на валу червячного колеса
(4.18)
По [1, табл. 4.7] выбираем 7-ю степень точности передачи и находим значение коэффициента динамичности Kv = 1,1 Коэффициент неравномерности распределения нагрузки [1, формула 4.26]
В этой формуле коэффициент деформации червяка при q =10 и Z1 =2 [1, табл. 4.6] При незначительных колебаниях нагрузки вспомогательный коэффициент Х=0,6 Коэффициент нагрузки
Таблица 1. Параметры червячной передачи
Расчет на прочность
Расчет ведущего вала – червяка Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет:
mа=[Faxd/2]:
mа=6370·40×10-3/2=127,4Н×м. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1åmАу=0 RBy·(a+b)+Fr·a – mа=0 RBy=(Fr·0,093 – mа)/ 0,186=(4989·0,093–127,4)/ 0,186=649,8 Н Принимаем RBy=650Н 2åmВу=0 RАy·(a+b) – Fr·b – mа=0 RАy=(Fr·0,093+ mа)/ 0,186=(4989·0,093+174,5)/ 0,186=2526,2 Н Принимаем RАy=2526 Н Проверка: åFКу=0 RАy – Fr+ RBy=2526–3176+650=0 Назначаем характерные точки 1,2,2’, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=2526·0,093=235 Нм; М2’у= М2у – mа(слева); М2’у=235–174,5=60,5 Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм. Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1åmАх=0; Fш·(a+b+с) – RВх·(a+b) – Ft·a=0; 1232·(0,093+0,093+0,067) – RВх·(0,093+0,093) – 138·0,093=0; RВх=(311,7–12,8)/0,186; RВх=1606,9Н RВх»1607Н 2åmВх=0; – RАх·(a+b)+Ft·b+Fш·с= 0; RАх=(12,834+82,477)/0,186; RАх=512,4Н RАх»512Н Проверка åmКх=0; – RАх+ Ft – Fш+ RВх=-512+138–1232+1607=0
Рис. 2. Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала
Назначаем характерные точки 1,2,2’, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= – RАх·а; М2х=-512·0,093=-47,6Нм; М3х= – Fш ·с; М3х=-1232·0,067=-82,5Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d1/2; ТII-II=2,76Нм Определяем суммарные изгибающие моменты:
Определяем эквивалентные моменты:
По рис. 2 видно, что наиболее опасным является сечение С-С ведущего вала.
Выбор подшипников
Так как межосевое расстояние составляет 100 мм для червяка выбираем роликовые подшипники 7309 ГОСТ333–79, а для червячного колеса – 7518 ГОСТ333–79 (рис. 3).
Рис. 3 Подшипник ГОСТ333–79.
Параметры подшипников приведены в табл. 2.
Таблица 2. Параметры подшипников
Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники
; (12.1)
; Здесь подшипник 2 – это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (рис. 2). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по dп3=45 мм.
Рис. 4 Схема нагружения вала-червяка
Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок
S=0,83×e×Fr [1, c. 216] S1=0,83×0,34×1733; S1=489Н; S2=0,83×0,34×2577; S2=727Н. Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники. FaI=S1; FaII=S2 +FaI; FaI=489Н; FaII=489+723; FaII=1216Н. Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II
Fэ2=(Х×V×Fr2+У×FaII)×Kd×Kф;
где Kd – коэффициент безопасности; Kd =1,3…1,5 принимаем Kd =1,5; Kф – температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) Fэ2=(0,4×1×2577+1,78×1216)×1,5×1; Fэ2=3195Н=3,2 кН Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах [1, c. 211]; Подставляем в формулу (12.2): ; ч. По заданию долговечность привода Lhmin=10000 ч. В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7309. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; Здесь подшипник 2 – это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа. ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ;
>е
где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. Тогда Х=0,4. Изображаем схему нагружения подшипников. Подшипники устанавливаем враспор.
Рис. 5. Схема нагружения тихоходного вала Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок S=0,83×e×Fr S1=0,83×0,392×7496; S1=2440 Н; S2=0,83×0,392×10426; S2=3392 Н. Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники. FaI=S1; FaII=S2 +FaI; FaI=2440Н; FaII=2440+3392; FaII=5832Н. Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II
Fэ2=(Х×V×Fr2+У×FaII)×Kd×Kф;
где Kd – коэффициент безопасности; Kd =1,3…1,5 [1, c. 214, табл. 9.19]; принимаем Kd =1,5; Kф – температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [1, c. 214, табл. 9.20]; Fэ2=(0,4×1×10426+1,78×5832)×1,5×1; Fэ2=14550 Н=14,55 кН Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах
Подставляем в формулу (12.2): ; ч. По заданию долговечность привода Lhmin=10000 ч. В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7518.
Выбор системы и вида смазки
Скорость скольжения в зацеплении VS = 0.8 м/с. Контактные напряжения sН = 510 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-460. Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис. 6):
Рис. 6 Схема определения уровня масла в редукторе
hм max £ 0.25d2 = 0.25×160 = 40 мм; hм min = m = 4 мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Объем масляной ванны V = 0.65×PII = 0.65×7 = 4.55 л. Контроль уровня масла производится пробками уровня, которые ставятся попарно в зоне верхнего и нижнего уровней смазки. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку. И для вала-червяка, и для вала червячного колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752–79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
Заключение
Во время выполнения курсового проекта, я углубил теоретические, практические навыки и знания, полученные в процессе обучения, а также закрепил необходимые навыки конструирования, расчета и эксплуатации механизма червячного редуктора. А также, решил следующие конструкторские задачи: 1. Спроектировал 2 червячные передачи на 5kH*м на выходном валу. 2. Проверил на прочность. 3. Подобрал подшипники из условия ТСЛ =10000 часов. червячный редуктор передача подшипник
Литература
1. С.А. Чернавский и др. «Курсовое проектирование деталей машин» М. 1987 г. 2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999 3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991 4. Чернин И.М. и др. Расчеты деталей машин. – Мн.: Выш. школа, 1978 5. Строганов Г.Б., Маслов Г.С. Прикладная механика: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Иосилевича. М.: Высш. шк., 1989.-351 с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |