Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики экспериментального исследования характеров



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Методики экспериментального исследования характеров 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные методики экспериментального исследования [35, 36].

Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

Эксперимент – один из основных, на ряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности.

Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей.

Возможность манипулирования переменными – одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением.

Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Некоторые частные методики экспериментального исследования

Метод беседы, анкетный метод.

Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно - в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода). В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.

Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы – тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. – в зависимости от используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявлений заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для поводящего тестирование – право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (социуме: коллективе, семействе). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Рассмотрим некоторые наиболее распространённые методики исследования и описания личности с точки зрения их формальных характеристик.

В психологии для разнообразных практических целей используются различные виды личностных опросников, интеллектуальных тестов, тестов способностей. Тестами определяются различные параметры темперамента, характера, профили способностей, исследуется направленность личности. Уже к 1935-му году существовало более 15 000 тестовых методик, а в настоящее время их количество не поддается никакому учету. Существует, однако, несколько десятков наиболее часто используемых тестов.

Этот обширный, хотя и плохо структурированный и довольно разрозненный психологический инструментарий позволяет достаточно успешно решать широкий спектр практических проблем, связанных с конкретным производством и профессиональной деятельностью.

Широкое распространение получил Калифорнийский личностный опросник — CPI. Опросник включает 18 шкал, измеряющих доминантность, социабельность, эмоциональную зрелость, интеллектуальную эффективность и др. [32]. Опросник CPI работает с нормальными людьми от 13 лет и включает 15 основных шкал, дающих параметры поведения. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в 4 группы. При факторизации опросника обычно выделяются 5 факторов, которые по содержанию не совпадают с выделенными автором четырьмя группами. Между 18-ю шкалами опросника существует высокая корреляция, что, как указывают авторы, свидетельствует о заметной избыточности.

Миннесотский многопрофильный личностный опросник — MMPI - предназначен для клинической диагностики [33]. Опросник основан на типологии психопатии Е. Крепелина [34] и содержит 10 основных шкал — 8 клинических и 2 биосоциальные (мужественность — женственность и экстраверсия — интроверсия), 3 вспомогательных шкалы и около 400 дополнительных шкал для оценки самых разнообразных личностных особенностей. Как утверждает А. Анастази, «...высокая взаимокорреляция шкал MMPI делает их ценность для дифференцированного диагноза весьма проблематичной» [35].

Это, конечно, далеко не полный перечень популярных личностных методик.

Существует множество различных характериологических описаний, охватывающих вместе и в отдельности все основные сферы личности.

Например, возможно провести сопоставление трёх популярных в психологической практике типологий: К. Леонгарда [7], А. Е. Личко [8] и Е. Крепелина [33,34] (является основанием теста MMPI).

Сравнение типологий

Личко А. В. К. Леонгард С. Хатуэй, Дж. Маккинли (MMPI)
1. Гипертимный Гипертимический Гипомания
2. Циклоидный Аффективно–лабильный  —
3. Лабильный Аффективно–экзальтированный  —
4.  — Лабильный  —
5. Астеноневротический  — Ипохондрия
6. Сенсетивный Тревожный (боязливый)  —
7. Психатестический Педантичный Психастения
8. Шизоидный Интровертированный Шизоидность
9. Эпилептоидный Возбудимый  —
10. Истероидный Демонстративный Истерия
11. Неустойчивый  — Психопатия
12. Конформный  —  —
13. Конформно–гипертимный Экстравертированный  —
14.  — Застревающий Параноидальность
15.  — Дистимический Депрессия
16.  —  — Женственность
17.  —  — Интроверсия

 


Выводы

 

На основании этого чрезвычайно краткого обзора (к сожалению, вне его рамок оказались методики психофизики и психобиохимии, нейрологии, психосоматики, социологии и других направлений исследования человеческой психики) мы можем сделать определенные выводы.

1. Наблюдения, которые тысячелетиями вели древние ученые Востока, подтверждаются современными экспериментальными исследованиями психологии.

2. В новейшей психологии всё четче проявляется центробежные тенденции – начавшаяся специализация исследований в конце XIX в начале ХХ вв. в направлениях психоанализа, гештальт-терапии, позитивной психотерапии, когнитивной психотерапии и др. продолжилась с середины прошлого века уже с некоторым социальным оттенком: в детской психологии, гендерной, семейной и возрастной психологии, социологии, транзакционном анализе и т.д. Попытка создателей нейролингвистического программирования включить в НЛП максимум возможного оставляет впечатление пестрой эклектики.

3. Появившееся за последние десятилетие громадное количество экспериментальных методик и тестов, в т.ч. и компьютерных, зачастую копирующих, при более самостоятельных подходах перекрывающих друг друга, терминологическая неразбериха свидетельствует о:

- стремлении заинтересованных исследователей найти более общий подход к

- формализации исследований

- продолжающемся накоплении и первичном осмыслении исследовательского материала.


Литература

 

1. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М.: Сова, Эксмо, 2006 г.

2. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара, БАХРАХ, 1997 г.

3. Абу-али ибн Сина. Канон врачебной науки. — Ташкент. 1954

4. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. М.: “Медицина”, 1980 г.

5. Павлов И.П., Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Москва, Академпресс,1980.

5. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: АСТ, Хранитель, Мидгард, 2006 г.

6. О.Вейнингер. Пол и характер. М.: Латард, 1997

7. Леонгард К. Актентуированные личности.М.:ЭКСМО, 2002.

8. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:, МГУ, 1982.



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Методики экспериментального исследования характеров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики экспериментального исследования характеров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)