Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предельное время выполнения, с



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Предельное время выполнения, с 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Технические характеристики электронных средств обучения

Аппаратно-программная платформа и телекоммуникационные технологии, используемые при создании электронных средств обучения. Надежность, ресурсоемкость, производительность, информационная совместимость, информационная безопасность и сопровождаемость электронных средств обучения. Использование интеллектуальной собственности при создании образовательных электронных ресурсов

Разработка электронных средств обучения, невозможна без выработки и соблюдения комплекса требований к качеству ЭСО. Более того, соблюдение таких требований является основополагающим элементом общей технологии создания ЭСО.
В рамках изучения настоящего Интернет-издания педагоги могут рассматривать перечисляемые ниже требования как рекомендации по созданию наиболее эффективных электронных средств обучения.
Процесс создания электронных средств обучения должен обеспечивать производство ЭСО, отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических, функциональных и эргономических требований.
Технико-технологические требования. К технико-технологическим относятся требования (применительно к ЭСО):
1. Функционирования электронных ЭСО в телекоммуникационных средах, операционных системах и платформах,
2. Максимального использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий,
3. Надежности и устойчивой работоспособности,
4. Гетерогенности (устойчивой работы на различных компьютерных и других аналогичных им средствах, предусмотренных спецификацией ЭСО),
5. Устойчивости к дефектам,
6. Наличия защиты от несанкционированных действий пользователей,
7. Эффективного и оправданного использования ресурсов,
8. Тестируемости,
9. Простоты, надежности и полноты инсталляции и деинсталляции.
Требования к аппаратно-программной платформе. Рекомендуется создавать ЭСО, рассчитанные на стандартные аппаратно-программные платформы и информационные технологии, получившие наибольшее распространение среди потенциальных пользователей данных средств обучения. Решения, связанные с применением нестандартных аппаратных и программных средств, а также включением в состав вычислительной системы компонентов, выходящих за рамки ее типовой конфигурации, должны быть обоснованы.
Компоненты ЭСО должны иметь согласованные требования к аппаратно-программной конфигурации вычислительной системы и использовать согласованные программно-технические решения.
Рекомендуется, чтобы ЭСО было многоплатформенным, т.е. могло функционировать на базе различных аппаратно-программных платформ. Многоплатформенность соответствует мобильности средства обучения по отношению к вычислительной платформе.
Выбор минимальной и оптимальной конфигураций вычислительной системы для функционирования ЭСО должен быть обоснованным. Нельзя неоправданно занижать минимальную и завышать оптимальную конфигурации.
Минимальная конфигурация вычислительной системы - это конфигурация, в которой реализуются основные функции средства обучения, но его быстродействие снижено по сравнению со средним уровнем. Допустимо отражать в минимальной конфигурации структуру вычислительной системы, не содержащей компонентов, необходимых для выполнения не основных функций ЭСО. К не основным относятся функции, при отсутствии технических условий для выполнения которых смысл и польза от применения средства обучения сохраняются.
Например, если в локальном ЭСО предусмотрен доступ через Интернет к справочной базе по изучаемой дисциплине, но соответствующая возможность не рассматривается в качестве основной, то в минимальную конфигурацию не включаются требования, связанные с обеспечением работы в Интернет.
Оптимальная конфигурация вычислительной системы - это конфигурация, в которой выполняются все функции средства обучения с обеспечением установленного уровня его потребительских свойств, а взаимодействие с ним является наиболее комфортным. Оптимальная конфигурация должна соответствовать условной степени комфортности, близкой к насыщению. Такая степень имеет место тогда, когда дальнейшее улучшение характеристик вычислительной системы вызывает непропорционально меньший (чем до насыщения) рост комфортности, т.е. последующие затраты ресурсов на ее увеличение не оправдываются.
Рекомендуется обеспечить адаптируемость ЭСО к разным конфигурациям в пределах одной аппаратно-программной платформы. Разные конфигурации, например, могут определяться:

· версией операционной системы;

· типом и версией браузера;

· производительностью компьютера, видеосистемы, канала связи;

· наличием или отсутствием периферийного оборудования;

· наличием или отсутствием системных компонентов (кодеков, драйверов и т.п.);

· средствами расширения функций браузера (подключаемыми программными объектами, Java-апплетами) и др.

Адаптируемость обеспечивается путем реализации нескольких версий средства обучения для разных конфигураций либо функций настройки на текущую конфигурацию. Второй вариант является предпочтительным.
Телекоммуникационные технологии, применяемые при создании и использовании ЭСО, должны быть стандартными, получившими наибольшее распространение среди педагогов и учащихся.
Телекоммуникационные возможности ЭСО должны быть реализованы на основе стандартных средств (сетевых функций операционной системы, браузера, электронной почты, телекоммуникационных функций системы управления учебным процессом и т.д.).
Рекомендуется обеспечить универсальность ЭСО с точки зрения работоспособности в разных условиях, определяемых использованием или неиспользованием различных телекоммуникационных технологий:

· работа на локальном компьютере без выхода в сеть;

· работа в локальной вычислительной сети (работа пользователей с ЭСО независимо друг от друга; режим, поддерживающий взаимодействие пользователей);

· удаленный доступ к ЭСО через Интернет;

· удаленный доступ к ЭСО через Интернет с использованием локального мультимедийного содержания для минимизации объема передаваемой информации (технология гибридных средств обучения);

· удаленный доступ к ЭСО через Интернет с возможностью копирования части содержания на компьютер пользователя для работы в локальном режиме (технология загружаемых электронных средств обучения, исключающая необходимость наличия постоянного соединения с Интернет и позволяющая минимизировать время соединения).

Рекомендуется обеспечить универсальность ЭСО с точки зрения работоспособности в условиях наличия и отсутствия сопряжения с системой управления учебным процессом. Целесообразно, чтобы ЭСО мог функционировать:

· независимо от системы управления учебным процессом (как самостоятельное автономное приложение);

· в сопряжении с системой управлением учебным процессом (взаимодействуя с ней в соответствии с установленными стандартами и спецификациями).

Рекомендуется обеспечить работоспособность ЭСО в случаях, когда клиентская вычислительная система не поддерживает те или иные телекоммуникационные технологии, используемые в нем, но не имеющие ключевого значения с точки зрения уровня качества функционирования электронного средства обучения. Функции и компоненты, основанные на не поддерживаемых телекоммуникационных технологиях, рекомендуется заменять альтернативами, доступными для данной вычислительной системы.
Рекомендуется обеспечить адаптируемость сетевого ЭСО к скорости передачи данных по каналу связи.
Надежность. ЭСО должно быть завершенным средством обучения, учебным материалом, готовым к практическому применению. Должны отсутствовать ограничения в надежности, обусловленные ошибками в реализации и (или) неполной реализацией его программных и информационных компонентов. Для сетевых ЭСО данное требование распространяется на клиентские и серверные компоненты.
ЭСО должно обеспечивать защиту от некорректных действий пользователя, способных вызвать нарушение его допустимого режима функционирования, повреждение данных, сбои в работе вычислительной системы и т.п.
В ЭСО должны быть предусмотрены средства обработки нештатных ситуаций, вызванных некорректным функционированием:

· системного программного обеспечения;

· сопряженных приложений;

· аппаратного обеспечения (в том числе периферийных устройств);

· телекоммуникационного оборудования;

· системы управления учебным процессом;

· средств взаимодействия между клиентскими и серверными компонентами.

Обработка нештатных ситуаций может предусматривать:

· компенсацию возникших ошибок, обеспечивающую сохранение установленного уровня качества функционирования средства обучения;

· выдачу предупреждения о невозможности выполнения тех или иных действий с указанием причин, обеспечение сохранности данных и работоспособности средства обучения при незначительном снижении уровня качества его функционирования;

· выдачу предупреждения о невозможности дальнейшего продолжения сеанса работы со средством обучения с указанием причин, сохранение данных и завершение работы.

Рекомендуется реализовать в ЭСО функции контроля наличия и корректной работы критически важных системных компонентов (драйверов, кодеков и т.д.). Такой контроль следует выполнять либо непосредственно после запуска ЭСО, либо перед вызовом функций, использующих эти компоненты. Средства диалога ЭСО должны предусматривать выдачу запросов на подтверждение выполнения необратимых действий.
Программное обеспечение ЭСО не должно содержать компьютерных вирусов. В ходе разработки и экспертизы все содержание учебных материалов должно пройти проверку антивирусными средствами.
Ресурсоемкость и производительность. Требования ЭСО к ресурсам вычислительной системы (типу и тактовой частоте процессора, объему оперативной и дисковой памяти, объему видеопамяти и др.) должны быть обоснованными и соответствовать обеспечиваемым им функциям и характеристикам.
По завершении работы ЭСО должен полностью освобождать использовавшиеся им ресурсы вычислительной среды.
В рамках оптимальной конфигурации вычислительной системы производительность функционирования ЭСО должна обеспечивать комфортный режим работы пользователей. В таблице приведены предельные времена выполнения основных операций, ограничивающих темп взаимодействия пользователя и ЭСО, для двух вариантов применения электронного средства обучения:

· работа ЭСО на локальном компьютере или в локальной вычислительной сети;

· удаленный доступ к ЭСО через Интернет со скоростью передачи данных не ниже 150 кбит/с.

Операция

Предельное время выполнения, с

Работа ЭСО на локальном компьютере или в локальной сети Удаленный доступ к ЭСО со скоростью передачи не ниже 150 кбит/с
Загрузка и отображение структурной единицы содержания (страницы, кадра, экрана), не содержащей объемных графических и мультимедийных компонентов, при навигации по учебному материалу ЭСО 5 10
Выполнение поискового запроса и вывод на экран результатов 10 20
Загрузка мультимедийного компонента ЭСО (подготовка к воспроизведению) 8 20
Первоначальная загрузка и вывод на экран объемного графического изображения или трехмерной модели 8 20
Выполнение команды изменения загруженной трехмерной модели 1 1
Выполнение любой другой команды диалога 3 10
Выполнение сложных расчетов при работе с интерактивной моделью и визуализация результатов 30 35

Вышеуказанные требования и рекомендации должны учитываться при:

· декомпозиции содержания на структурные единицы;

· выборе форматов и параметров информационных компонентов, а также используемых для их компрессии и декомпрессии кодеков;

· разработке моделей и алгоритмов, реализуемых в программном обеспечении ЭСО;

· разработке средств диалога, навигации по учебному материалу и поиска.

Мультимедийные компоненты ЭСО должны воспроизводится с установленной скоростью (частотой следования кадров), плавно, без пауз, рывков, пропусков кадров, нарушения синхронизации взаимосвязанных компонентов. Данное требование должно учитываться при выборе форматов и параметров мультимедийных компонентов.
Во всех случаях, когда время ожидания пользователем ЭСО выполнения операции может составить более 15 с, на экран должен выводиться индикатор хода процесса, представляющий соотношение его выполненной и невыполненной долей и прогнозируемое время до завершения операции. При отсутствии возможности отслеживать ход выполнения операции и оценивать время до ее завершения вместо индикатора хода процесса на экран следует выводить предупреждение о том, что выполнение операции может занять определенное время.
Для операций, время ожидания выполнения которых пользователем ЭСО может составить более 15 с, должны быть предусмотрены средства отмены (прерывания).
В ЭСО, содержащих объемные мультимедийные компоненты, рекомендуется предусмотреть режим функционирования, в котором они не устанавливаются на пользовательский компьютер, а загружаются непосредственно с дистрибутивного носителя.
Электронные средства обучения, функционирующее в сопряжении с системой управления учебным процессом, должны удовлетворять предъявляемым ею требованиям к обеспечению информационной безопасности.
В ЭСО должны быть предусмотрены средства защиты информации от несанкционированного доступа (чтения и (или) изменения неуполномоченными лицами или неустановленными способами). К защищаемым информационным компонентам относятся:

· информация о ходе и результатах работы обучаемого с ЭСО (протоколы, оценки);

· индивидуальные задания обучаемых;

· ответы на учебно-тренировочные задачи, подсказки, другие виды информационной помощи, относящиеся к изучаемому курсу (дисциплине) и используемые в контрольно-аттестационных мероприятиях;

· персональная информация об обучаемом;

· профиль обучаемого (данные персональной настройки ЭСО, закладки, "история" работы и т.д.).

ЭСО, способные функционировать в сопряжении с системой управления учебным процессом, а также автономные ЭСО, предусматривающие идентификацию пользователей и разграничение их прав доступа, должны обеспечивать защиту всех перечисленных групп информационных компонентов.
Программные компоненты ЭСО должны соответствовать единому уровню информационной безопасности и использовать согласованные программно-технические решения, связанные с ее обеспечением.
В ЭСО, рассчитанных на работу в режиме удаленного доступа, рекомендуется предусмотреть средства защиты от копирования средства обучения через Интернет (скачивания содержательного наполнения с помощью автономных браузеров).
В ЭСО, распространяемых на информационных носителях, рекомендуется предусмотреть средства защиты от несанкционированного копирования дистрибутивных носителей.
Рекомендуется предусмотреть средства защиты от автономного использования ценных информационных компонентов ЭСО (например, мультимедийных компонентов). Одним из способов такой защиты является включение в визуальные компоненты предупредительной маркировки (копирайта), информирующей о правах интеллектуальной собственности на них.
Содержательное наполнение ЭСО должно быть представлено в стандартных форматах, соответствующих аппаратно-программным платформам, на которые рассчитано средство обучения.
Рекомендуется использовать форматы информационных компонентов, обеспечивающие отделение содержательной информации от данных, описывающих ее представление.
Учебный материал, описание его структуры, схему навигации по нему, а также информацию, используемую и формируемую при управлении учебным процессом (сведения об обучаемом, модели компетенции, протокол работы с ЭСО, модель обучаемого и др.) рекомендуется представлять в форматах, определенных в признанных корпоративных стандартах и спецификациях.
Рекомендуется, чтобы форматы и параметры информационных компонентов ЭСО обеспечивали возможности для:

· многократного использования ЭСО и его компонентов в разных контекстах;

· переносимости ЭСО;

· использования существующих информационных компонентов (в имеющемся виде или после конвертации) при модернизации программного обеспечения ЭСО, связанного с переходом к новым или усовершенствованным аппаратно-программным платформам, реализацией новых информационных технологий и т.п.

Форматы и параметры содержательного наполнения ЭСО должны быть адекватны его предметному содержанию и дидактической роли. Реализация содержательного наполнения ЭСО, а также форматы и параметры, используемые при его хранении, должны быть экономными с точки зрения объема информации.
Графические и мультимедийные компоненты ЭСО должны храниться в форматах со сжатием данных. В неупакованном виде могут храниться небольшие по объему компоненты, многократно отображаемые или воспроизводимые в рамках сеанса работы с ЭСО (графические элементы пользовательского интерфейса, пиктограммы, аудиоэффекты длительностью не более 10 с и т.п.).
Экономная реализация содержательного наполнения подразумевает:

· отсутствие по краям графических изображений пустых полей, не несущих смыслового значения;

· представление визуальных компонентов с глубиной цвета, минимально достаточной для кодирования используемого в них количества цветов;

· рациональное использование пространства визуальных компонентов;

· запись аудиокомпонентов с параметрами, соответствующими характеру звука;

· отсутствие участков тишины в начале и конце аудиокомпонентов и др.

Характеристики изображений, имеющих предметное содержание, т.е. относящихся к изучаемому курсу (дисциплине), - размер, глубина цвета, композиция, четкость, яркость, контраст и др. - должны обеспечивать адекватное представление демонстрируемых объектов и (или) процессов и создавать удобные условия для восприятия информации пользователями ЭСО.
В визуальных компонентах не должно быть зон с видимым снижением качества изображения (зернистостью, размытостью, искажениями цветов и др.), вызванных использованием компрессии с потерями информации.
Размер кадра видео или анимации, воспроизводимой в окне ЭСО, не должен превышать размеров этого окна, устанавливаемых по умолчанию.
Для видео и анимации, воспроизводимых в окне ЭСО, рекомендуется использовать размеры кадра, при которых его площадь составляет от 1/4 до 3/4 площади окна ЭСО, устанавливаемой по умолчанию.
Рекомендуется, чтобы кадры видео и анимации имели соотношение ширины к высоте в пропорции 4:3.
Частота следования кадров (скорость воспроизведения) видео, анимации и презентаций должны соответствовать динамичности представляемых ими процессов и обеспечивать удобные условия для восприятия информации пользователями ЭСО (давать возможность рассмотреть и понять суть отдельных фаз процесса, а также уяснить их взаимосвязь).
Аудиокомпоненты, содержащие цифровое представление звуковых волн, должны иметь разрядность отсчета не менее 16 бит. Частота дискретизации должна составлять:

· для музыки - не ниже 32 кГц;

· для других звуков - не ниже 16 кГц.

В аудиокомпонентах не должно быть искажений и шумов, создающих заметные трудности при восприятии звука.
Речевые сообщения должны произноситься грамотно, четко, без акцента, в едином темпе. Тембр голоса и используемые интонации не должны раздражать слушателей или создавать у них неприятные ощущения.
Все аудиокомпоненты ЭСО должны быть нормализованы по громкости, т.е. иметь единый уровень громкости.
Длительность аудиоэффектов, используемых в методических целях (для привлечения внимания обучаемого, оценивания его действий и т.п.), не должна превышать 7-10 с. В таких аудиоэффектах не должны использоваться негармоничные звуки (отрывистые, режущие слух, пугающие), которые могут раздражать пользователей или создавать у них неприятные ощущения.
Должна обеспечиваться корректная синхронизация воспроизведения взаимосвязанных мультимедийных компонентов (в частности, синхронизация соответствующих друг другу аудио- и видеодорожки).
Воспроизведение мультимедийного компонента не должно полностью блокировать работу с ЭСО. Допускается ограничение доступа к отдельным функциям ЭСО на период воспроизведения.
Должны быть предусмотрены средства отмены (прерывания) воспроизведения мультимедийных компонентов, длительность которых превышает 10 с.
Рекомендуется предусмотреть возможности управления воспроизведением мультимедийных компонентов (с помощью внутренних или внешних средств).
Для графических и мультимедийных компонентов ЭСО, публикуемых в сети Интернет, рекомендуется использовать форматы и параметры, поддерживающие технологию прогрессивной загрузки (для графики - запись и чтение с чередованием строк).
Использование объектов интеллектуальной собственности. В электронных средствах обучения могут использоваться объекты интеллектуальной собственности, с которыми ассоциируются правоотношения, регулируемые законодательством в области:

· авторского права (текст учебного материала, иллюстрации, программы, научные, литературные, музыкальные и аудиовизуальные произведения, базы данных и др.);

· смежных прав (фонограммы, записи театральных постановок, телепередач и т.д.);

· промышленной собственности (изобретения и полезные модели, лежащие в основе применяемых технологий, алгоритмов и форматов, товарные знаки и др.).

Для легитимного создания и распространения ЭСО необходимо владеть правами на использование этих объектов, а также воспроизведения и распространения ЭСО, использующего эти объекты.
Право на применение ЭСО, предоставляемое пользователю, не должно предусматривать приобретения им дополнительных прав или испрашивания разрешений на применение объектов интеллектуальной собственности, использованных в ЭСО, у третьих лиц.
При реализации средства обучения должны быть выполнены условия лицензионных соглашений (договоров), предоставляющих права на использование в ЭСО объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам. Например, такие соглашения могут требовать указания информации об используемых объектах интеллектуальной собственности и их владельцах на титульном экране средства обучения, в справке, эксплуатационной документации и т.д.
Сопровождаемость. Рекомендуется обеспечить возможности изменения ЭСО разработчиками (исправления ошибок, адаптации к изменениям, добавления и обновления учебного материала и т.д.). Возможности изменения обусловливаются как технологией реализации, так и документацией. Обеспечение изменяемости ЭСО (широты и удобства соответствующих возможностей) способствует увеличению срока их эффективного использования в обучении, повышению качества и ценности, что должно находить адекватное отражение в экспертизе ЭСО.
Рекомендуется обеспечить возможность независимого изменения отдельных модулей (компонентов) ЭСО.
Рекомендуется, чтобы программные компоненты электронных средств обучения обеспечивали возможности для их модернизации, связанной с переходом к новым или усовершенствованным аппаратно-программным платформам, реализацией новых информационных технологий и т.д.
ЭСО, предусматривающие возможность наращивания учебно-методического обеспечения силами пользователей, должны содержать соответствующие средства поддержки (программный инструментарий, техническую документацию, методические материалы, примеры и др.).
Реализация ЭСО должна обеспечивать его анализируемость, позволяющую диагностировать недостатки или причины отказов, а также идентифицировать компоненты средства обучения для модификации.
Рекомендуется, чтобы реализация ЭСО обладала стабильностью, обеспечивающей минимизацию непредвиденных эффектов, вызванных его изменениями.
По запросу пользователя ЭСО должен предоставлять интерактивную справку по работе с ним.
Рекомендуется, чтобы справка по работе с ЭСО была контекстно-зависимой, т.е. пользователю по запросу предоставлялась информация, соответствующая текущему режиму функционирования средства обучения.
Рекомендуется реализовать в ЭСО демонстрационный режим или презентацию, иллюстрирующую основные возможности средства обучения и приемы работы с ним.
Рекомендуется обеспечивать сопровождение ЭСО в течение определенного периода. Для поддержки решения задач, связанных с сопровождением, на web-странице или web-сайте средства обучения рекомендуется разместить инструкцию по его установке и настройке, ответы на часто задаваемые вопросы и другую информацию, представляющую технические стороны применения ЭСО и ориентированную на его конечных пользователей.
Дистрибутив и установка. Электронные средства обучения, создаваемые педагогами, могут распространяться в бумажном виде, на информационных носителях или через телекоммуникационные сети.
Дистрибутивные носители ЭСО должны быть стандартными, надежными и обеспечивать сохранность информации в течение длительного времени.
Упаковка дистрибутивных носителей ЭСО должна обеспечивать их надежную защиту от внешних воздействий (в том числе при транспортировке и длительном хранении).
Дистрибутивные носители ЭСО и их упаковка должны содержать выходные сведения в соответствии с ГОСТ.
Рекомендуется, чтобы оформление дистрибутивных носителей ЭСО и их упаковки было эстетичным, информативным и привлекательным для пользователей.
Дистрибутив должен быть технически автономным, т.е. содержать все ресурсы, необходимые для функционирования ЭСО. Допускается использование ресурсов, размещенных в Интернет и идентифицируемых в ЭСО сетевыми ссылками (URL). При этом должен обеспечиваться бесперебойный доступ пользователей ЭСО к данным ресурсам.
Дистрибутив ЭСО, записанный на информационных носителях, должен включать:

· упакованную версию ЭСО для установки и программу установки;

· метаданные;

· краткое руководство по установке ЭСО;

· лицензионное соглашение (в том числе для свободно распространяемых средств обучения);

· эксплуатационную документацию;

· средства автозапуска.

При наличии печатной эксплуатационной документации ее неупакованная электронная версия в дистрибутиве может отсутствовать. Эксплутационная документация в электронном виде должна входить в упакованную версию ЭСО для установки.
Рекомендуется обеспечить возможность работы с ЭСО непосредственно с дистрибутивного носителя, т.е. без установки средства обучения на компьютер пользователя. В этом случае в дистрибутив также должны входить:

· развернутая версия ЭСО, запускаемая непосредственно с дистрибутивного носителя;

· упакованная версия системных компонентов для установки на компьютер пользователя и программа их установки;

· краткое руководство по установке системных компонентов.

Краткое руководство по установке ЭСО должно содержать:

· требования к аппаратно-программной конфигурации вычислительной системы для функционирования ЭСО (описание минимальной и оптимальной конфигураций);

· описание ресурсов вычислительной среды, используемых ЭСО;

· перечень системных компонентов, устанавливаемых на клиентской вычислительной системе, и описание изменений, вносимых в ее конфигурацию;

· технические особенности установки и настройки ЭСО.

Краткое руководство по установке и лицензионное соглашение должны быть представлены в файлах стандартных распространенных форматов. При загрузке дистрибутивного носителя в дисковод средства автозапуска должны обеспечивать один из следующих вариантов:

· запуск основной программы установки ЭСО;

· запуск ЭСО с дистрибутивного носителя (если такая возможность предусмотрена);

· вывод меню, позволяющего выбирать нужную операцию (установка ЭСО, запуск ЭСО с дистрибутивного носителя, установка системных компонентов, просмотр краткого руководства по установке, просмотр лицензионного соглашения и др.).

Дистрибутив ЭСО, распространяемый через Интернет, должен быть реализован в виде единого файла, который представляет собой программу установки, включающую упакованную версию ЭСО и метаданные, или архив, содержащий указанные компоненты (упакованную версию ЭСО, метаданные и программу установки).
Для установки системных компонентов, необходимых для работы с ЭСО в режиме удаленного доступа, должны быть предусмотрены соответствующие средства установки (дистрибутивы). Для установки системных компонентов, которые могут применяться независимо друг от друга (например, в рамках разных конфигураций ЭСО), могут использоваться отдельные дистрибутивы (в том числе, разработанные третьими лицами).
Для функциональных компонентов ЭСО, которые могут использоваться в самостоятельном качестве, должны быть предусмотрены средства автономной установки, реализованные в виде отдельных дистрибутивов (упакованных версий данных компонентов и программ их установки) либо обеспечиваемые режимом выборочной установки основной программы установки ЭСО. Автономные программы установки функциональных компонентов ЭСО должны вызываться из меню, выводимого средствами автозапуска дистрибутивного носителя.
Программы установки должны реализовывать типовой сценарий установки, понятный пользователям, не обладающим существенными навыками работы на компьютере.
Средства диалога программы установки ЭСО должны обеспечивать:

· вывод на экран краткого руководства по установке;

· вывод на экран лицензионного соглашения;

· ввод информации о принятии или непринятии лицензионного соглашения (во втором случае программа установки должна завершать работу);

· выбор или ввод имени каталога для установки компонентов ЭСО;

· выбор или ввод раздела системного меню для размещения ярлыков.

Программа установки должна обеспечивать:

· полную и корректную установку на клиентскую вычислительную систему компонентов ЭСО и системных компонентов, соответствующих выбранным параметрам установки;

· внесение изменений в конфигурацию вычислительной системы для интеграции установленных системных компонентов и поддержки функционирования ЭСО (включая регистрацию ЭСО в качестве приложения);

· создание ярлыков для вызова компонентов ЭСО.

Для установки системных компонентов могут использоваться автономные дистрибутивы, вызываемые из программы установки ЭСО.
Если устанавливаемый системный компонент потенциально замещает аналогичный компонент, используемый в вычислительной системе, то программа установки должна проинформировать об этом пользователя и предоставить ему средства для выбора одного из следующих вариантов:

· заместить имеющийся компонент устанавливаемым компонентом;

· не устанавливать данный системный компонент;

· сохранить имеющийся компонент под другим именем и установить замещающий его компонент.

В ЭСО должны быть предусмотрены средства его автоматического удаления (деинсталляции) с клиентской вычислительной системы. Они должны обеспечивать полное удаление установленных ранее компонентов и отмену изменений, внесенных в конфигурацию вычислительной системы.
ЭСО должно иметь эксплуатационную документацию. Реализация интерактивной справки по работе с ЭСО не исключает необходимость наличия эксплуатационной документации.
Эксплуатационная документация по ЭСО представляется в электронном виде в формате, допускающем распечатку материалов как целостных документов (т.е. не только по статьям или экранам). Дистрибутивный комплект ЭСО, распространяемого на информационных носителях, может содержать эксплуатационную документацию в печатном виде.
Каждый функциональный компонент ЭСО, который может использоваться в самостоятельном качестве, должен иметь отдельную эксплуатационную документацию.
Эксплуатационная документация должна содержать сведения по установке, настройке и порядку работы с ЭСО, а также рекомендации по его использованию в учебном процессе. Она должна отражать все существенные аспекты применения средства обучения, достаточные для его быстрого освоения.
Эксплуатационная документация должна быть изложена простым доступным языком, ориентированным на пользователей, не обладающих глубокими навыками работы на компьютере.
Содержание эксплуатационной документации должно быть адекватно реализации ЭСО.
Содержание эксплуатационной документации может быть декомпозировано на части, излагаемые в отдельных документах, ориентированных на разные категории читателей. Например, в состав эксплуатационной документации могут входить три документа:

· руководство учащегося;

· руководство преподавателя;

· руководство системного администратора.

Технические и методические вопросы использования ЭСО могут излагаться в разных документах. Например, эксплуатационная документация может включать:

· руководство по применению ЭСО;

· методические указания для учащихся по работе с ЭСО;

· методические указания для преподавателей по использованию электронного средства в обучении школьников.

Технические аспекты рассматриваются в первом документе, методические - во втором и третьем.
Ключевые вопросы, связанные с установкой ЭСО, должны быть представлены в кратком руководстве по установке, которое выводится на экран программой установки в начале ее работы и содержится в неупакованном виде в дистрибутиве ЭСО, распространяемого на информационных носителях.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Предельное время выполнения, с 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предельное время выполнения, с

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)