Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация и показатели издержек обращения



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Классификация и показатели издержек обращения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по:

• участию в образовании стоимости.

По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.

Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержек обращения. Но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме;

• подотраслям деятельности.

По этому признаку можно выделить издержки обращения:

розничных торговых предприятий;

оптовых торговых предприятий;

предприятий массового питания.

Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий – на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию;

• выполняемым задачам.

По этому признаку все издержки обращения можно разделить на операционные и административно-управленческие.

Операционные издержки обращения – это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и др.;

• способу распределения по товарным группам.

По этому признаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые издержки – это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) издержки – это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов;

• степени зависимости от изменений объема товарооборота.

По этому признаку все издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьшается с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.

Условно-постоянные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу и др.

Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Однако на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации;

• видам затрат.

Данный признак классификации издержек обращения является основным. По этому признаку затраты торговых предприятий можно разделить на следующие укрупненные группы:

оплата труда работников торговых предприятий;

оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунального хозяйства);

материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);

материальные потери (убыль и потери товаров);

другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и социальное страхование)

Издержки обращения характеризуются двумя показателями: абсолютной суммой издержек обращения и их относительным уровнем.

Абсолютная сумма издержек обращения представляет собой стоимость показателей и характеризует объём затрат на процесс товародвижения.

Относительный уровень издержек обращения – это затраты на рубль товарооборота, которые определяются по формуле:

 

 

где Уи – относительный уровень издержек обращения;

И – абсолютная сумма издержек обращения;

? pq – объём товарооборота.

Информация об издержках обращения содержится в данных статистического учёта и бухгалтерии. Сумма издержек обращения отражается в справке №1 к ежемесячному балансу, где показывают их относительный уровень. Форма №5 (квартальная) «Отчёт об издержках обращения по торговле и общественному питанию» содержит эти данные за квартал и с начала года нарастающим итогом. Для анализа заработной платы можно дополнительно использовать данные, содержащиеся в форме №5-Т «Отчёт о выполнении плана по труду в торговле». В форме №14 «Отчёт о расходах на содержание аппарата управления» содержатся данные по административно-управленческим расходам.

Для анализа структуры и динамики издержек обращения используются следующие показатели:

1) изменение суммы издержек обращения (? И):

 

 

где И1 и И0 – сумма издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;

2) изменение относительного уровня издержек обращения (? Уи):

 

 

где Уи1 и Уи0 – относительный уровень издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;

3) индекс относительного уровня издержек обращения (IУи):

 


4) темп изменения уровня издержек обращения (ТизмУи):

 

 

Данный показатель характеризует интенсивность изменения затрат и применяется для сопоставления изменений относительных уровней издержек обращения различных предприятий;

5) сумма относительной экономии или перерасхода издержек обращения (? Иотн). Этот показатель характеризует экономический эффект изменения уровней.

 

 

Необходимо отметить, что индексы уровней издержек обращения в фактических и сопоставимых ценах взаимосвязаны между собой в следующей зависимости:

 

 

где Ip характеризует изменение цен на товары и услуги.

Необходимо понимать, что уровень издержек обращения на разных предприятиях и в разных торговых системах различается. Это связано с тем, что у них разный объём и структура товарооборота, условия деятельности и т.д. На уровень издержек обращения оказывают и другие факторы, которые специфичны для разных предприятий (специализация производства и другие).


Таблица 1.

Показатели финансово – хозяйственной деятельности за 2009 год по Саратовскому ОПС

Показатели Ед.изм. 2008 год 2009 год
1. Прибыль (чистая) всего Тыс. руб. 35211 44221
  торговля Тыс. руб. 7430 12096
  общепит Тыс. руб. 4315 6092
  производство Тыс. руб. 8664 10128
  рынки Тыс. руб. 2662 2621
  прочие Тыс. руб. 12140 13274
2. Валовый объем деятельности Тыс. руб. 1429262 1501539
3. Валовый доход от деятельности Тыс. руб. 312447 339539
  в% к валовому объему % 21,86 22,61
4. Уровень реализационного наложения в торговле % 21,2 22,07
5. Уровень расходов в торговле % 19,27 19,65
6. Уровень реализационного наложения в общепите % 37,65 39,46
7. Уровень расходов в общепите % 31,47 33,31
8. Кредиты и займы на 1.01.09 Тыс. руб. 55379 57855
  в т.ч. займы от населения Тыс. руб. 44294 46324
9. Дебиторская задолженность Тыс. руб. 48481 49128
10. Кредиторская задолженность, всего Тыс. руб. 93077 99999
  в т.ч. поставщикам Тыс. руб. 61658 62038
  по оплате труда Тыс. руб. 10764 11441
  бюджету Тыс. руб. 17158 20803
11. Начислено налогов Тыс. руб. 80182 88611
  в т.ч. ЕСН Тыс. руб. 30441 34633
12. Уплачено налогов включая налог на доходы физ. лиц Тыс. руб. 76963 84966
13. Объем капитальных вложений Тыс. руб. 19484 26504
14. Чистые активы Тыс. руб. 171787 202897
15. Обеспеченность баланса Тыс. руб. 44097 66336
16. Коэффициент ликвидности % 1,30 1,41

 


Из данной таблицы видно, что прибыль в торговле увеличилась на 4666 тыс. руб., уровень расходов в торговле увеличился на 0,38% по сравнению с 2008 годом, а уровень расходов в общепите уменьшился на 0,16%.

 

Таблица 2.

Показатели издержек обращения по потребительским обществам Саратовского ОПС за 2009 год.

Наименование организации Сумма издержек (тыс. руб.) Уровень издержек (%)
ПО «Хопер» (Балашов) 16708,00 22,32
Турковское райпо 5034,00 35,18
Аткарское райпо 17498,00 19,42
Екатериновское райпо 4495,00 18,17
Красноармейское райпо 3176,00 18,03
Лысогорское райпо 2668,00 52,43
Саратовское райпо 5982,00 31,85
И т.д. - -

 

3. Прогнозирование планирование издержек обращения по общему объему и по основным статьям.

Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями.

Важным направлением в формировании затрат является планирование издержек.

Содержание плана издержек обращения состоит в определении величины расходов предприятиями для осуществления ими нормального торгового процесса. В основе плана издержек обращения лежат:

- запланированный объем и структура товарооборота;

- задания по приросту сети;

- изменение в организационной структуре, ставках, тарифах и других условиях расчета.

Планирование издержек обращения неразрывно связано с планами валовых доходов, прибыли, расчетом потребности оборотных средств и банковских кредитов и т.д.

При разработке плана издержек обращения делается несколько вариантов расчета, в основу которых кладутся прогрессивные нормативы. При этом следует выбрать оптимальный вариант. Оптимальным называется такое решение, которое в данных хозяйственных условиях является наиболее эффективным.

При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.

Расчет плановой величины издержек обращения должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия. Следовательно, правильное планирование затрат на предприятии имеет ключевое значение в системе управления издержками фирмы.

Планирование издержек обращения в торговых предприятиях осуществляется в определенной последовательности. Выделяют следующие этапы планирования затрат предприятия:

- анализ издержек коммерческой фирмы в предплановом периоде;

- обоснование основных направлений экономии затрат в плановом периоде;

- расчет плановой суммы затрат в разрезе отдельных статей;

- распределение общей величины затрат по этапам реализации товаров;

- расчет плановых издержек обращения в разрезе структурных подразделений.

При планировании издержек обращения используются различные методы, основными по которым являются: метод технико-экономических расчетов, вариантных приближений, экономико-математическое моделирование.

Технико-экономические нормативы используются при определении затрат труда, расходов по транспортированию товаров, расходов на содержание торговых помещений и инвентаря, расходов по таре, величины естественной убыли и т.д. Так, если нужно определить затраты по перевозке грузов, то учитывается грузооборот и норма тарифа за погрузочно-разгрузочные работы. При планировании затрат может использоваться метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте товара. Сущность его заключается в том, что затраты исчисляются по каждой статье расходов, исходя из фактического уровня издержек.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияния отдельных факторов на плановую величину затрат и при большой номенклатуре товаров очень трудоемок.

Аналитический метод планирования издержек применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую величину затрат. При аналитическом методе издержки рассчитываются не по каждому виду товаров, предлагаемых в планируемом году, а по всему объему продаж в целом.

Все большее применение при расчетах издержек находит экономико-математическое моделирование. С помощью математических расчетов и вычислительной техники устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, дальностью перевозок и транспортными расходами и т.д. и влиянием ограничивающих факторов. Наилучший вариант, полученный путем построения математической модели, применяется в плановых расчетах. Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы вариантных приближений и технико-экономических расчетов.

При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.

Каждый вид издержек обращения имеет свои особенности расчета.

Предприятие планирует издержки обращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы в соответствии с грузооборотом, численностью работников, договорами по аренде и содержанию помещения и т.д., а также в соответствии с установленными нормами, тарифами, ставками и другими показателями.

Кроме того, при планировании издержек обращения по основным статьям расходов можно использовать метод среднего уровня затрат.

Базовым показателем расчета в этом случае является средний уровень расходов по статье затрат по отношению к товарообороту.

Издержки обращения при использовании данного метода, будут определяться по формуле (3.2):

 

И = Т * Уср / 100%                             (3.2)

 

где Т – товарооборот;

Уср – средний уровень издержек.

Для определения среднего уровня затрат используем результаты анализа издержек, данные о товарообороте предприятия.

Например, средний уровень расходов по оплате труда составляет 5,3%. Таким образом, используя формулу (3.2), получаем прогнозную величину затрат на предстоящий период.

И = 2644,3 * 5,3 / 100% = 140,1.

При прочих равных условиях и неизменности основных статей затрат, общая величина издержек обращения предприятия составит 308,1 тыс. руб.

Рассмотрим коротко расчет отдельных статей издержек обращения.

Так, расходы по перевозке товара исчисляются отдельно по видам перевозок железнодорожным, водным и воздушным путем, автомобильным и гужевым транспортом.

В большинстве случаев железнодорожным путем товары поставляются на условиях франко-станция (пристань) назначения. Транспортные расходы оплачиваются поставщиками при отгрузке товаров, а торговые предприятия, получая товары, оплачивают расходы только по разгрузке вагона на станции назначения и доставке товаров автотранспортом на торговое предприятие. Поэтому расходы на железнодорожные и водные перевозки планируют только на ту часть товаров, которая будет доставлена на условиях цены франко-станция (пристань) отправления. Для этого необходимо сначала определить количество груза в тоннах, которое будет поступать на этих условиях. Это количество грузов умножают на стоимость перевозки (тарифы). Стоимость погрузки и разгрузки товаров исчисляется отдельно на основе установленных ставок. При постоянном составе иногородних поставщиков можно планировать расходы по железнодорожным и водным перевозкам на основе фактически скопившихся расходов за предплановый год с учетом возможных изменений.

Расходы за аренду помещения определяют из размера площади арендуемых площадей и ставок арендной платы. Прогнозная величина этих расходов соответствует сумме за аналогичный период 2003 г., то есть 49,1 тыс. руб.

Расходы по амортизации основных фондов отчисляют, исходя из стоимости их существующих норм амортизационных отчислений. При расчете принимают во внимание все оборудование, в том числе то, которое поступит в плановом периоде.

Расходы по износу и содержанию МБП планируют с учетом потребности в них, сроках службы или состояния физического износа на начало планового периода.

По всем остальным видам издержек обращения расчет производится на основе нормативов или же размер их устанавливается, исходя из фактической потребности в плановом периоде.

При планировании издержек обращения по каждой статье торговым предприятиям необходимо широко использовать передовой опыт лучших предприятий, достигших наиболее экономного поведения хозяйства, нормативы по отдельным статьям в однородным торговых предприятиях и т.д.

Расходы на рекламу определяются на основе плана рекламных мероприятий в соответствии со сметой и графиком их осуществления.

Расходы на тару рассчитываются исходя из объемов товарооборота по отдельным ее видам, норм уценки при ее возврате, норм амортизации по собственной инвентаризации, таре (таре – оборудованию) и планируемой сумме расходов на ее ремонт на предприятии.

Расходы на обязательное страхование имущества определяются исходя из стоимости активов предприятия, подлежащих страхованию, размеров страховых тарифов и нормативов платежей страхования.

Оставшаяся часть плановой суммы издержек обращения предприятия (за вычетом их суммы относимой на запасы товаров на конец планового периода) будет относиться к объему реализации товаров в плановом периоде и определять его реальную издержкоемкость.


Таблица 3.

Показатели прогноза развития потребительской кооперации САРАТОВСКОЙ области на 2010 год

показатели Единица измерения 2010 год
Совокупный объем деятельности Млн. руб. 2437
В том числе: Млн. руб.  
Оборот розничной торговли Млн. руб. 1370
Оборот общественного питания Млн. руб. 143
Оптовый оборот Млн. руб. 45
Объем закупок сельхозпродуктов и сырья Млн. руб. 460
Объем производства промышленной продукции Млн. руб. 360
Объем платных услуг населению Млн. руб. 59
Из них бытовые услуги Млн. руб. 3,3
Закупки основных видов сельхоз продуктов:    
Мясо и мясопродукты (живой вес) тонн 3800
(убойный вес) тонн 2300
Молоко и молокопродукты тонн 2100
Яйца Тыс.шт. 4700
Картофель тонн 1300
Овощи тонн 1700
Плоды и ягоды культурные-всего тонн 700
И т.д. - -

 

В таблице 3 представлены показатели прогноза развития потребительской кооперации на 2010 год.

 



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Классификация и показатели издержек обращения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация и показатели издержек обращения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)