Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тенденции формирования вертикального и горизонтального выравнивания в общей системе бюджетного федерализма




 

В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Действующая модель межбюджетных отношений в России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных функций. Естественно, что эта модель не может эффективно работать в условиях реальной рыночной экономики, поскольку в ней отсутствует стержневая основа распределительных отношений, отражающая интересы региональных и местных органов государственной власти.

В результате исследования целевые ориентиры предложенной системы вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания можно сформулировать следующим образом (Рисунок 2).

Соответственно механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Вертикальное выравнивание – процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней.



Т.е. если потенциальная возможность нижестоящего уровня бюджетной системы не достаточно для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень должен передать недостающие ресурсы (чаще всего с помощью регулируемых налогов).

Горизонтальное выравнивание – процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня по горизонтам, вызванного объективными причинами (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета).

Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, то есть устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой – на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания.

Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример – существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых «нуждающихся» регионов, вторая – в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» – регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.

Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах.

Стоит сказать, что на федеральном уровне создано 4 фонда: ФФПР (федеральный фонд поддержки субъектов РФ), ФФК (федеральный фонд компенсации), ФССР (фонд софинансирования социальных расходов) и ФРР (фонд регионального развития). Отрадно в этой связи заметить, что в настоящее время уже разработан новый проект методики распределения ФФПР, более полно учитывающий как природно-географические, так и социально-экономические особенности регионов.

Тем не менее само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.

В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

Стоит сказать, что в контексте вертикального и горизонтального выравнивания выделяется критерий достаточности (сбалансированности) доходных источников для покрытия расходных обязательств, который должен подлежать оценке. При проведении анализа динамики современных межбюджетных отношений следует вводить оценочные показатели критерия сбалансированности:

– вертикальный разрыв – разница между доходными источниками и расходными обязательствами без учета финансовой помощи (межбюджетных трансфертов)

– горизонтальный разрыв первого порядка – оценивает несбалансированность бюджетной системы после распределения финансовой помощи вышестоящими бюджетами;

– горизонтальный разрыв второго порядка – оценивает итоговую несбалансированность бюджетной системы, то есть степень достаточности всех доходных источников и совокупных расходных


Рисунок 2 – Целевые ориентиры бюджетного выравнивания

 

Оценка достаточности доходных источников для покрытия соответствующих расходных обязательств по РФ представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ сбалансированности бюджетной системы РФ

Показатели бюджета 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Федеральный бюджет

Доходы 1131,8 1594,0 2204,7 2586,2 3426,3
Расходы 1019,1 1321,0 2054,3 2358,6 2695,6
Чистые расходы 917,9 109,1 1736,0 1780,0 1791,7
Вертикальный разрыв 213,9 502,1 468,7 806,2 1634,6
Дефицит (–) Профицит (+)   112,7   272,1   150,5   227,6   730,7

Консолидированный бюджет субъекта РФ

Доходы 1158,5 1479,7 1892,7 2246,2 2831,6
Расходы 1138,3 1485,7 1957,0 2307,4 2800,8
Чистые доходы 935,5 1075,2 1301,1 1536,5 2341,4
Чистые расходы 1010,6 1293,7 1664,0 1959,3 1986,2
Вертикальный разрыв -75,0 -218,5 -362,9 -422,8 -355,2
Горизонтальный разрыв первого порядка     148,0     185,7     228,7     286,9     490,3
Горизонтальный разрыв второго порядка     20,2     -6,3     -57,4     -61,2     30,9

Региональный бюджет

Доходы 704,4 918,1 1184,9 1410,7 1783,6
Расходы 677,7 909,2 1221,8 1444,6 1754,9
Чистые походы 606,9 700,7 877,1 1045,9 1393,3
Чистые расходы 555,5 719,3 997,3 1098,9 1298,9
Вертикальный разрыв 51,4 -18,6 -60,2 -53,0 94,4
Горизонтальный разрыв первого порядка     148,9     198,8     247,6     311,8     484,7
Горизонтальный разрыв второго порядка     26,7     8,9     -36,9     -33,9     28,7

Местный бюджет

Доходы 454,1 561,4 707,8 835,4 1048,1
Расходы 460,7 576,3 728,3 862,8 1045,9
Чистые доходы 328,6 374,5 424,0 490,5 592,9
Чистые расходы 455,1 574,4 726,7 860,4 1042,5
Вертикальный разрыв -126,4 -199,9 -302,7 -369,8 -449,6
Горизонтальный разрыв первого порядка     0,9     -13,0     -18,9     -24,9     5,6
Горизонтальный разрыв второго порядка     -6,5     -15,2     -20,5     -27,4     2,2

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7