Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В период прохождения государственной педагогической практики с 15.11. по 25.12.1999 г. г. Караганды в сш №66 на базе 4 «В» класса был проведен эксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира.

Формирующая часть эксперимента протекала по таким разделам программы, как «Зимние изменения в природе» во время работы в 4 «В» классе, «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву!»

При ознакомлении с темами раздела «Зимние изменения в природе» применялись следующие виды работы:

- чтение художественных текстов познавательного характера по теме «Птицы зимой»;

- ребусы по теме «Дикие животные»;

- загадки по темам «Птицы зимой» и «Охрана и укрепелние здоровья зимой».

- дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

При закреплении знаний использовались:

- кроссворды по темам: «Растения зимой», «Дикие животные зимой».

- дидактические игры «Лесной телефон», «Кто здесь лишний?»

- проблемные вопросы по темам: «Растения зимой» и «Птицы зимой» и проблемное задание по темам «Птицы зимой», «Дикие животные зимой»;

- связь материала с окружающей действительностью, опора на наблюдения и личный опыт детей;

- работа по индивидуальным карточкам по всем темам раздела.

При обобщении знаний применялись:

- кроссворд;

- загадка;

- чтение художественного познавательного текста;

- дидактическая игра «По страницам журнала Зимушка-Зима»;

- составление схемы, позволяющей уяснить причинно-следственные связи зимних изменений в природе;

- работа с иллюстрациями.

На уроках ознакомления с темами раздела «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву!» были использованы следующие виды работы:

- опыты по темам «Тела, вещества, частицы», «Воздух и его охрана», «Вода и ее свойства», «Превращение воды».

- дидактические игры «Тело или вещества», «Какой термометр нужен?»

- работа с моделью термометра;

- таблицы и схемы по темам «Вода и ее свойства», «Превращение воды».

- игровой сюжет «Сказка о превращении капельки»;

- познавательный материал по темам: «Вода и ее свойства», «Превращение воды»;

- при закреплении знаний применялись: кроссворды по темам «Вода и ее свойства»;

- перфокарты по темам «Температура и термометр», «Воздух и его охрана», «Превращение воды»;

- работа с моделью термометра»

- индивидуальная работа по теме: «Тела, вещества, частицы».

При обобщении знаний по разделу «Природа и мы» использовались:

- кроссворд;

- игровой сюжет.

На уроке «Птицы зимой» нами использовались прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между птицами. Рассказы Н. Сладкова помогали в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом (приложение 12).

Такие формы занимательного материала, как ребусы и загадки легко увязываются с темой конкретного урока и преследуют задачи расширения кругозора, активизации мыслительной деятельности учащихся, повышение работоспособности. На уроке ознакомления с жизнью диких животных зимой применялись ребусы. Дети разгадывали ребус и узнавали, о каком животном будет идти речь. (Приложение 13). Загадки использовались на уроках «Птицы зимой», «Охрана и укрепление здоровья», (Приложение 14), они вошли также и во многие кроссворды.

Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала. В их числе кроссворды. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изучаемый материал (приложение 15).

Возможность свободного выбора при ответе предлагает дидактическая игра «Лесной телефон». Ребенок набирает номер лесного домика и рассказывает о его хозяине, о том, как он зимует, чем питается в это время года. А кто это будет, барсук или белка, дело личных симпатий рассказчика. Такая форма воспроизведения учебного материала не снижает интерес к предмету, т.к. подводится к простому рассказу текста учебника (Приложение 16).

Задачам активизации учебно-познавательной деятельности учащихся служили и проблемные вопросы и задания, направленные на формирование у учащихся умения применять знания о природе в новой ситуации (Приложение 17).

При повторении материала часто использовалась самостоятельная работа учащихся. Большую роль сыграли на этом этапе работы перфокарты, карточки для индивидуальной самостоятельной работы. Такие карточки рассчитаны на разный уровень знаний учащихся (Приложение 18).

Для формирования правильных представлений о предметах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия, используют картинки, таблицы, карты, картины, экранные пособия. Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся. На практике нами использовались различные виды изобразительной наглядности: образные картины, открытки, таблицы с изображениями растений и животных, модели; и условной – схемы, таблицы, карты.

В формировании у учащихся представлений и понятий о природе в комплексе особое место занимает обобщающий урок. Такой урок мы проводили в конце изучения раздела «Зимние изменения в природе». Для установления причинно-следственных связей, происходящих в природе изменений, мы начали работу с обобщения результатов личных наблюдений учащихся, зафиксированных в классном календаре природы и труда. По данным этого календаря учащиеся определяют продолжительность дня, температурный режим воздуха, состояние неба, осадки. На основании этих данных дети делают краткую характеристику времени года и т. д. На этом уроке мы применяли самые различные средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: чтение художественного познавательного текста «Для чего нужен снег?» Н. Дмитриева, загадки, кроссворд, дидактическую игру «По страницам журнала Зимушка – Зима» и т.д. Фрагмент этого урока описан в приложении 19.

На государственной педагогической практике II курса в 4 «В» классе сш №66 г. Караганды мы работали с учебником природоведения А.А. Плешакова. Основная задача учебника – все элементы природы взаимосвязаны, природа и человек – одно целое. Учебник оригинален, интересен своим содержанием, языком и методическим аппаратом, которые находятся в органическом единстве направлены на развитие экологического мышления, привитие практических навыков охраны природы, индивидуального обучения. Очень много заданий, которые ориентируют ребят на развитие наблюдательности. Учебник предусматривает проведение большого числа опытов и практических работ, как на уроке в классе, так и при выполнении домашнего задания.

В приложении № 20 приведены фрагменты уроков по темам «Природе нужна твоя помощь», «Тела, вещества, частицы», «Температура и термометр», «Превращение воы», на которых в системе использовались такие средства активизации учебно-познавательной деятельности школьников, как:

- содержание учебного материала;

- использование занимательного материала;

- дидактические игры;

- проблемные вопросы и задания;

- опыты и практические задания;

- наглядные пособия;

- самостоятельная работа учащихся.

Критерии оценки знаний учащихся на уроках познания мира:

- высокий – если ребенок может воспроизвести знания на 5 день после изучения темы;

- средний – если ученик воспроизводит их на 2 день;

- низкий – если воспроизводит на 1 день, после ознакомления с темой.

Мобильность – описывает результат дальнейшего преобразования знаний в процессе их применения в различных учебных ситуациях. Высокий уровень мобильности характерен для учащихся, выполняющих сложные задания по изученной теме. Средний уровень – у тех, кто справляется с заданиями средней сложности. Низкий – у ребят, решающих простые задания (23,75).

Осмысленность – описывает результат понимания полного обобщенного и систематизированного знания.

Уровень сформированности умений определяется по таким показателям, как точность, скорость, самостоятельность.

Точность – способность выполнять определенный вид заданий без ошибок. Выделяют 3 уровня точности:

- высокий – отсутствие ошибок;

- средний – наличие 1-2 незначительных ошибок;

- низкий – наличие 3 и более ошибок.

Скорость – описывает выполнение действия за минимальный промежуток времени. Отдельно фиксируется время первого и последнего выполнивших задание. Этот временной промежуток делится на 3 части. Дети, выполнившие задание за минимальный срок, обладают высоким уровнем скорости; за максимальный промежуток времени – низким уровнем. У остальных средний уровень скорости.

Самостоятельность – способность, не опираясь на постороннюю помощь, выполнять действия. Выделяют 3 уровня сформированности этого показателя:

- высокий – выполнение заданий без помощи учителя;

- средний – необходимость в небольшой подсказке;

- низкий – выполнение задания с помощью учителя.

На начальном и заключительном этапах практики были проведены контрольные срезы знаний по познанию мира за данный период.

Если ученик дал правильные ответы во всех вариантах опроса, это высокий уровень прочности. Наличие 30 % ошибок в последнем срезе и безошибочное выполнение первого – это средний уровень. Низкий уровень – 50 % ошибок.

Срез, проведенный после изучения тем: «Растения зимой» и «Птицы зимой», состоял из 3-х заданий разной сложности. С его помощью выявили уровень сформированности мобильности знаний и точности, скорости, самостоятельности умений.

Если выполнены все задания – высокий уровень мобильности. Средний – если выполнены 1 и 2 задания без ошибок или все задания без ошибок или все задания с наличием 1 или 2 ошибок. Низкий уровень – 1 задание без ошибок или все задания с наличием 2-3 серьезных ошибок. Точность выполнения определялась с помощью первого задания. Высокий уровень – отсутствие ошибок; средний – наличие одной серьезной или 1-2 незначительных ошибок; низкий – 2-3 серьезных, основанные на незнании программного материала, ошибки.

На основе проведенных срезов, характеризующих уровни показателей заданных критериев, можно определить общий итоговый уровень сформированности знаний и умений по определенным темам природоведения. Это же, в свою очередь, необходимо для подтверждения сформированности познавательной активности учащихся класса.

Зная уровни притязаний учащихся можно определить методику для выявления познавательной активности.

Определить их можно следующим образом:

На столе раскладываются в порядке возрастания 14 пронумерованных конвертов, в них карточки с одинаковыми по сложности заданиями.

Ученику дается установка, что сложность задания вырастает от 1 до 14, т.е. самое легкое – первое задание, самое сложное - в конверте под номеров 14. По этому выбору судят об уровне его притязаний о познавательной активности.

Вцелом по классу уровень знаний по познанию мира повысился: на высоком уровне с 35 % до 46,5%; на среднем понизился с 55% до 50%; на низком – с 11,5% до 3,5%.

Сформированность умений на высоком повысилась с 21,5 % до 43,5% на среднем понизилась с 61,5% до 50 %; на низком с 16,5% до 6,5%.

Начальный срез, проведенный по выявлению уровня сформированности познавательной активности, дал следующие результаты:

- высокий уровень – 3 человека – 15%;

- средний уровень – 12 человек – 60%;

- низкий уровень – 5 человек – 25%.

Конечный срез выявил уровень познавательной активности: высокий 6 человек (30%), средний – 12 человек (60%), низкий уровень понизился с 10,4% до 6,4%.

Начальный срез, проведенный по выявлению уровня сформированности, познавательной активности дал следующие результаты:

- высокий уровень – 7 человек –28 %;

- средний уровень – 16 человек 64 %;

- низкий уровень – 2 человека – 8 %.

Конечный срез выявил уровень познавательной активности высокий у 15 человек класса (60%), т.е. помимо 7 прежних у 8 детей он поднялся со среднего на высокий.

Таким образом, уровень познавательной активности вцелом по классу увеличился на 30%.


Заключение

 

Активизация знаний учащихся одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать так, чтобы учебный материал на каждом уроке становился предметом активных действий учащихся.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Активизация познавательной активности является целенаправленным процессом, в ходе которого формируются такие качества личности, как любознательность, самостоятельность, активность в познании окружающей действительности, творческий подход к любой деятельности.

Для активизации познавательной деятельности на уроках познания мира используется большой арсенал средств: показ значимости и ценности учебного содержания, занимательный материал, опору на личный опыт и наблюдения людей, детей, проблемное обучение, самостоятельную работу, наглядные средства обучения, опыты и практические работы, экскурсии, создание положительных мотиваций учения.

При разработке методических материалов необходимо опираться на существующие современные методические пособия, литературу познавательного характера, сборники занимательного материала.

При активизации познавательной деятельности необходимо учитывать следующие методические условия:

- возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;

- организацию учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

- систематическое, продуманное использование средств активизации;

- применение средств активизации в комплексе, чередуя различные средства, не повторяя одни и те же из урока в урок.

Только в этом случае будет развиваться подлинный познавательный интерес к учебной деятельности. Рекомендуем начинающим учителям:

- проявлять творчество в подготовке к уроку, дифференцировано подходить к уроку, к каждому этапу и соотносить его со знаниями и способностями школьников, развивая стремление познать более сложное;

- вводить в урок разнообразные проблемные ситуации – именно они развивают аналитическое мышление и активность в приобретении знаний;

- варьировать формы самостоятельной работы, следить за правильностью их выполнения, постепенно наращивать объем и сложность материала для этой деятельности на уроке;

- поощрять самостоятельность детей в овладении знаниями – широко использовать наблюдения, опыты, практические работы;

- применять разнообразную наглядность, строго соблюдая методы введения в урок таблиц и раздаточного материала;

- учитывая возрастные особенности младших школьников, применять занимательный материал: загадки, кроссворды, викторины, ребусы; вводить в урок дидактическую игру, имея ввиду, что их содержание должно носить познавательный характер.


Список литературы

 

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх школьников – М.: П., 1992г. –96 с.

2. Аквилева Г.Н., Кляпинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М. П. 88г. 95с.

3. Активизация познавательной деятельности мл. школьников (Под ред. М.П, Осиповой, Н.И. Качановской – МН.: Нарасвета, 88 г., 111 с.

4. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий// Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В. Петровского – М.: 87г. 446с.

5. Гаспирович Т.А, Дидактический материал по природоведению // Начальная школа – 91 г. №5 с.28-32.

6. Грюцева Н.И. Познавательные задания на уроках природоведения // Начальная школа – 91 г. №5 с.51-54.

7. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения М.: Пед – а, 86 г., 239с.

8. Замелина Л. Следующий урок будет превосходным // Начальная школа – 89 г. №2 с. 29-30.

9. Ильина Т.А. Педагогика М.: П., 84 г. с.574.

10. Краткий пед. словарь пропагандиста. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 8 г. 367 с.

11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: П.-83 г. 95 с.

12. Маслакова З.С. Дидактические игры, проводимые на уроках природоведения // Начальная школа 89 г., №1 с.50-51

13. Попова Н.Н. Идет эксперимент// Начальная школа – 90 г. №4 с. 15-21.

14. Психологический словарь –М.: Педагогика, 83 г. – 447 с.

15. Сапронова О.Д. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 92 г. №7-8, с.43-45.

16. Сироткина Е.Я. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 90 г. №6, с.18-19.

17. Скаткин Л.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: Педагогика 71 г., с.132.

18. Средства обучения и методика их использования в начальной школе./ Под ред. Г.Ф. Суворовой – М.:П. 90г. с.160.

19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. – М.:П. 88г. –174 с.

 


Приложение №1

 

М.М. Пришвин «Березовый сок»

Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки – есть сок в березе.


Приложение №2

Н.Сладков «Вести из леса», «Кабанчик и лисенок».

- Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик? Щетинка жесткая, да еще редкая. Как же ты зимовать будешь?

- Худой до чего ты, Лисенок! – Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

- У меня шерстка густая, шубка теплая не замерзну.

- А у меня хуже, думаешь? Уменя под кожей жир. Жир лучше всякой шубы греет!


Приложение №3

«В магазине природы». Игра.

Перед открытие магазина директор просит продавцов распределиьт растения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку.

Отделы:

а) теневыносливые: аспидитра, бегония, килвия, традесканция, сенполия;

б) тенелюбивые: аспарагус, алоэ, хлорофитум, плющ;

в) светолюбивых: кактус, колокольчик, монстера.


Приложение №4

 

Тема: «Растения поля».

1. Пшеница, просо, ячмень, овес, - эти культуры называем …

2. Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.

3. Овсюг, пырей, вьюнок – это …

4. Почему на поле живет мало зверей. (выбери главное) Мало пищи. Открытая местность. Много врагов.

5. 1-я группа: сова, канюк.

2-я группа: суслик, хомяк, полевка.

По какому признаку сделано деление на группы?

Приложение №5

Тема: «Животные леса»

- Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и пушистый. На кончиках ушей черные кисточки (Рысь).

- Это животное полуводное. прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр).

- Это самый крупный представитель семейства оленьих. Может легко преодолевать сугробы, болота. Хорошо плавает. (Лось).


Приложение №165

 

Тема: «Состав и свойства почвы».

1. Верхний слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещества, повышающие плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

 

о ч в а
е с о к
е р е г н о й
л о д о р о д и е

П

 


Приложение №7

 

Тема: «В тундре».

Что лишнее? Объясни почему.

Карликовая береза, тополь, полярная ива, морошка, мох ягель.

Тема: «Животные и растения леса».

Чье это меню? Расскажи об этом животном.

Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед.


Приложение №8

 

Введение в курс познания мира.

Докажите, что комар относится к живой природе.

Трудом человека создаются самолеты, и выращивается пшеница. Почему же самолет называется изделием, а пшеница – частью природы?

Части растений (Загадка)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(Горох, фасоль, редис, репа)

О каких частях растений говорится в загадке? Какие загадки о различных частях растений вы знаете?


Приложение №9

 

Тема: «Лиственные и хвойные растения зимой»

1. Отделите ветки лиственных деревьев от хвойных.

2. Сравните ветки лиственных и хвойных деревьев.

3. Рассмотрите строение почки.

4. Сравните ель и сосну.


Приложение №10

 

Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожит за месяц?

Посчитай, сколько зерна сохранит этот зверек, если известно, что одна мышь уничтожает за год до 12 кг обычного зерна.


Приложение №11

 

«Клёст и Чиж» Н.Сладков.

- Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

- Да нет, чижик, - это я радуюсь.

- Нашел время радоваться…

- Как раз самое время! У меня в гнезде птенчики вывелись.

- В такой- то мороз? Да они живыми не останутся.

- Еще как будут жить –поживать.

- Я им еловых веточек и елочек натаскала, а мать – клестика греет их вроде печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело.

Вопросы после чтения:

1. Чему радовался клёст?

2. Почему у клестов птенцы выводятся зимой?

3. Чем питаются клесты?

Приложение №12

Ребусы по теме: «Дикие животные».

 

4

 

Приложение №13

 

Загадки по теме: «Птицы зимой».

1. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

2. Днем – молчит,

Ночью – кричит

(Сова)

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи подбирает.

(Воробей)

4. Не дровосек, не плотник,.

А первый в лесу работник.

(Дятел)


Приложение №14

 

Тема: «Растения зимой»

 

1 е 2 х 3 ч
4 л и 5 с т в е н н ы е
ь н о ш
е я у
г 6 п й
л к
7 п о ч к и
д
ы

 

 

По вертикали:

1. Хвойное дерево.

2. Название листьев

3. Что покрывает почку снаружи?

4. Что остается зимой на некоторых лиственных деревьях?

По горизонтали:

4 Какие деревья сбрасывают на зиму листву?

5. Что служит «одеялом» для клюквы, земляники, озимой пшеницы?

6. Что остается на месте опавших листьев?


Приложение №15

 

Проблемные вопросы и задания по темам «Растения зимой».

1. Если взять снег в руки – ощутишь холод? Почему же под снегом растения не замерзают?

2. Почему так говорят: «Много снега – много хлеба»?

«Птицы зимой»

1. Почему кормушку для птиц надо каждый год устраивать в одном и том же месте?

2. Какие это птицы?

Это птицы с красной грудкой появляются у нас с первым снегом. Питаются семенами рябины, клена, трав. С наступлением весны они улетают от нас в более северные места.

Приложение №16

№1 1) Как надо одеваться, когда идешь кататься на лыжах, коньках, когда идешь гулять?

2) Почему одежда лыжников и рыбаков разная?

№2 Вставь пропущенные слова:

Белка делает на зиму _______________

Она запасает ______________, ________________.

Сова запасов не делает. Она ___________, ловит ___________.

Слова для справок: хищница, грибы, мышей, запасы, орехи.


№3 Времена года.

 

 

Изменение окраски шерсти, весь день в поисках корма, некоторые в спячке.

 

 


№1 – для ученика с низким уровнем знаний,

№2 – для среднего ученика,

№3 – для сильного ученика.


Приложение №18

 

Вопросы 1 2 3 4 5 У И.Ф. уч-ка

1. Как часто уч-к занимается работой природоведч. характера? (до 1 ч)

2. Что предпочитает, когда задан вопрос на сообразительность?

3. Много ли читает дополнит. лит. – ру по познанию мира?

4. Насколько эмоционально относится к интересному занятию, связанному с умств. работой по познанию мира?

5. Часто ли задает вопросы о природе и человеке?

3 3 3 5 3 3,4 Айдана А.
3 3 3 3 1 2,6 Андрей А.
3 3 3 5 3 3,4 Муса А.
1 3 1 3 3 2,2 Айгерим А
3 5 3 5 5 4,2 Айдос А.
3 5 3 5 5 4,2 Зарина Б.
3 5 3 1 3 3 Вова Г.
5 3 3 3 5 3,8 Саша Г.
3 3 5 1 3 3 Алибек З.
5 5 5 3 5 4,6 Асель К.
3 3 3 5 5 3,8 Диас К.
3 3 3 5 3 3,4 Владик К.
3 5 3 3 3 3,4 Гена К.
1 1 1 3 3 1,8 Эльмира К.
3 1 3 3 3 2,6 Люда К.
5 5 5 3 3 4,2 Асель К.
3 5 3 5 5 4,2 Айбек К.
5 5 5 3 3 4,2 Юля М.
3 3 3 1 3 2,6 Даша М.
3 3 3 1 5 3 Толя М.

 

Возможные ответы:

1. а) часто,

б) иногда,

в) очень редко.

2. а) получится, но самому найти ответ от др.

3. а) много, постоянно,

б) неровно,

в) мало или совсем не читает.

4. а) очень эмоционален,

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены.

5. а) часто,

б) иногда,

в) редко.

Балл: а) 5                 б) 3                                    в) 1

 

Условные обозначения:

в – высокий уровень,

с – средний уровень

н – низкий уровень



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)