Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решение проблемы провалов рынка России



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Решение проблемы провалов рынка России 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Выделяя основные недостатки рыночного механизма ,следует вывод, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно провалами рынка.

Для регулирования экономической деятельности населения правительством России создаются различные институты, такие как:

· Министерство экономического развития (до 12 мая 2008 года — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.

Министром экономического развития с 12 мая 2008 года является Эльвира Набиуллина.

Подведомственные органы власти:

1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

3. Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)

4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[19, 24]

Основными показателями эффективности деятельности Минэкономразвтия является экономический рост. Основными точками экономического роста России являются проекты поддержки малого бизнеса (по средствам выделения грантов, совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса), улучшения энергоэффективности предприятий (Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачу по снижению уровня энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. по отношению к уровню 2007 г.), реструктуризации естественных монополий и контроль за их тарифами (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 334 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения к электрическим сетям»), введение особых экономических зон, организация ежегодного Петербургского экономического форума как площадки для привлечения международного капитала.[24]

· Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)[7] ;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года)[3,4] ;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)[8] ;

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)[5] ;

д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)[6] .

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года[10].

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).

Основным достижение ФАС является введение открытых аукционов в сфере государственных закупок (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»), контроль естественных монополий в сфере соблюдения тарифов (Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»). [22]

· Центральный банк РФ (официальное, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля.[1] Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4. устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

5. устанавливает правила проведения банковских операций;

6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);

8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13. определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14. устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России № 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);

15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16. принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;

17. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

18. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19. осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

20. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.[19]

Основным показателем эффективности деятельности ЦБ РФ служит факт отсутствия глубокого экономического кризиса в России в 2008-2009 годах, по средствам снижения основной учетной ставки рефинансирования, упрощение процедуры кредитования, помощь в реструктуризации иностранных долгов РФ.[20]

· Фондовые биржи

Сейчас в России насчитывается 11 фондовых бирж. Однако реальные торги ценными бумагами происходят только на 5 биржах:

1. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)

2. Российская Торговая Система (РТС)

3. Уральская региональная валютная биржа(город Екатеринбург)

4. Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ)

5. Фондовая биржа «Санкт-Петербург» (ФБ СПб)

Наиболее крупными фондовыми биржами в России являются ММВБ и РТС.[19]

Таким образом, для решения проблем возникающих в связи с экономической деятельностью, необходимо качественно усовершенствовать институты, осуществляющие контроль за этой деятельностью.

 



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Решение проблемы провалов рынка России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решение проблемы провалов рынка России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)