Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демографическая политика в отношении семьи в России.



2019-12-29 332 Обсуждений (0)
Демографическая политика в отношении семьи в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




По сегодняшним прогнозам ООН, при сохранении нынешней тенденции развития демографических процессов, в ближайшие 50 лет численность населения России может сократиться на 30 млн. человек и остро встанет проблема депопуляции многих регионов.

В стране сложилась неблагоприятная демографи­ческая ситуация:

· сегодня темп убыли численности населения и Российской Федерации составляет 0.5%;

· общий коэффициент рождаемости в России - низкий (9,1%^ а общий коэффициент смертности (15.в%0) — один из самых высоких в мире (такой же уровень смертности наблюдается в некоторых слабо-развитых государствах Африки);

· суммарный коэффициент рождаемости (1.17) один из, самых низких на планете;

· с 1987 по 1996 г. в стране родилось на 6 млн. меньше детей, чем за предыдущие 10 лет;

· сокращается доля детей и подростков в возра­сте до 16 лет, усилился процесс старения нации:

· сокращается ожидаемая продолжительность жизни населения (в 1970 г. она была равна 68,93 годам, а в 2001 г. - 65.29)

· в 1985 г. каждый 20-й юноша призывного воз­раста по состоянию здоровья был не способен служить в армии, а в 1996 г - уже каждый третий; такая ситуация отмечалась и в 2002 г.;

· 90% школьников больны разными заболевани­ями, в том числе, и хроническими. 70% рожениц боль­ны и рожают детей с родовыми травмами;

· коммерциализация здравоохранения и сферы распределения лекарств грозит обострением санитар­но-эпидемиологической обстановки и угрозой распро­странении массовых заболеваний (малярии, дифтерии, холеры, туберкулеза и венерических заболеваний);

· от алкогольного отравления страдает и умира­ет значительная часть мужского населения в активном трудоспособном возрасте. В 1994 г. Россия почти в два раза превысила опасный предел употребления алко­голя: на душу населения пришлось 14— 15 литров чи­стого алкоголя против 8 литров, которые оценивают­ся экспертами Всемирной организации здравоохране­ния как уровень, превышение которого угрожает сохранению генофонда страны;

· обострилось положение семьи, ухудшились ус­ловия реализации ее социальных функций - репродук­тивной, содержания и социализации детей. В настоя­щее время среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50%, среди молодых семей — более 60%, среди многодетных семей - почти 90%. В актив­ной социальной защите нуждается 70% населения.[11]


   В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...

Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН): в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18 до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок фертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов.

Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".

Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.

Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.

А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.

Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.

           В сложившейся демографической ситуации стало актуальным проведение на государственном уровне действенной демографической политики. В настоящее время государство отказалось от пре­жней системы социальных пособий и перешло к поли­тике, сориентированной лишь на поддержку малообес­печенных слоев общества.

В целом государственные меры семейной полити­ки, выражающиеся в экономической поддержке семьи, недостаточно эффективны и ограничиваются:

—пособиями по беременности и родам;

—единовременным пособием женщинам, встав­шим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

—единовременным пособием при рождении ре­бенка;

—ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

  При рождении каждого ребенка родителям вып­лачивается пособие в размере 13 тыс. руб.. С полутора до трех лет по уходу за ребенком предоставляется неоплачиваемый отпуск.

   Безусловно, все эти пособия не соответствуют сло­жившейся в праве экономической ситуации, поскольку ежемесячная государственная помощь (600 руб.) способ­на возместить лишь до 5% необходимых затрат на детей (прожиточной) минимума}, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности.

    Таким образом, именно число детей и стало глав­ным определяющим фактором бедности.

      Нынешняя российская семья нуждается в услугах государства. На сегодня несколько категорий семей нуждаются в особых льготах и услугах государства. Это многодетные семьи; семьи с одним кормильцем (в боль­шинстве случаев это одинокие матери); семьи с детьми инвалидами; супруги, взявшие детей под опеку; студенческие пары с детьми; семьи беженцев и вынуж­денных переселенцев, и семьи безработных с детьми.

      Вопросы семейной политики нашли снос отражение также в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин.

        Появляются новые моменты в политике, направ­ленной на поддержку семья. Правительством Российской Федерации разработа­на федеральная программа «Дети России», которой Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 придан статус президентской программы. Во испол­нение этого указа определены дополнительные мероп­риятии па 1996-1997 гг. и последующие 3 года по ут­вержденным ранее программам, л также разработаны новые федеральные целевые программы. В состав пре­зидентской программы «Дети России» входят федераль­ные целение программы: «Дети-инвалиды», «Дети-си­роты» «Дети Севера». «Дети Чернобыля». «Планирова­ние семьи». «Развитие индустрии детского питания». «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха де­тей». «Дети семей беженцев и вынужденных переселен­цев» и «Безопасное материнство».

По программе «Дети-инвалиды» предусматривает­ся проведение комплекса мероприятий по повыше­нию эффективности профилактики детской инвалидно­сти, созданию системы реабилитации детей-инвалидов, приобщению к занятиям спортом, по развитию их твор­ческих способностей, разработке и выпуску техничес­ких изделий и средств реабилитации, подготовке спе­циальных кадров, работающих с детьми, имеющих физические и умственные ограничения, а также орга­низация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности.

  Программа «Дети-сироты» включает к себя комп­лекс мер но предупреждению случаев социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родите­лей, к самостоятельной жизни.

       Программа «Дети Севера» нацелена на создание условий для нормального физического, психическо­го и культурного развития, живущих в районах Край­него Севера.

       Программа «Дети Чернобыли» предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение воздействия па детей неблагоприятных факторов чернобыльской катострофы.

       Программа «Развитие индустрии детского питания» содержит вопросы разработки новых продуктов питания для здоровых и больных детей и внедрения их в промыш­ленное производство, выявления экологически благополучных сельскохозяйственных зон для обеспечения промыш­ленности сырьем гарантированного качества.

Программа «Одаренные дети» нацелена на созда­ние условий для развития потенциальных возможнос­тей и способностей юных дарований, внедрении новых образовательных технологий обучении и развития ода­ренных детей, на проведение исследований по пробле­мам одаренности ребенка.

Программа «Организация летнего отдыха детей» ориентирована на сохранение в современных услови­ях системы детского отдыха и оздоровления.

Программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на охрану жизни, здоровья и адаптацию детей беженцев и вынужденных переселенцев; на пре­дупреждение социального сиротства, обеспечение пра­вовой и социальной защиты детей.

           Программа «Безопасное материнство» направлена на создание необходимых условий для улучшения со­стоянии здоровья женщин-матерей, снижения их смер­тности, преодолении кризисных тенденций в воспро­изводстве населения Российской Федерации.

Реализации президентской программы «Дети Рос­сии» позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболемости и смертности, улучшения социально-экономического положения детей, сохранения и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием.

Разработана Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. А в апреле 2001 г. прошли парламентские слу­шания на тему «О проекте концепции демографичес­кой политики Российской Федерации до 2015 г.».

Анализ тенденций демографических процессов и их причин свидетельствует о невозможности улучше­ния демографической обстановки в стране без пре­одоления социально-экономического и финансового кризиса, подъема экономики и повышения уровня жизни населения.

Меры демографической политики в целях выво­да страны из кризиса должны быть направлены на ре­шение конкретных неотложных задач. А именно на:

—улучшение жизненных условий населения;

—радикальное изменение и улучшение медицин­ского обслуживания населения;

—нормализацию процессов естественного дви­жения населения;

—оптимизацию механического движения (миг­рации) населения.

В целях нормализации естественного движения населении, сокращения смертности, улучшения здо­ровья и повышения качества медицинского обслужи­вания необходимо:

— оборудовать медицинские учреждения страны нужными препаратами и современной техникой;

— установить дотацию на наиболее часто упот­ребляемые населением лекарственные препараты от сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, воспали­тельных и эндокринологических заболеваний;

— улучшить качество питания в школах и детс­ких садах, увеличить средства на питание школьни­ков:

—повысить размер пособий надетой; принять меры по стимулированию определенного числа детой в семье. Как уже отмечалось выше, большинство се­мей в стране имеет только одного ребенка, однако только третий ребенок обеспечивает расширенное воспроизводство населения. Поэтому при выделении

средств на детские пособия, необходимо увеличить размер пособия при рождении третьего ребенка;

— увеличить срок оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, по крайней мере, хотя бы до 3-х лет;

— усилить меры против распространения среди мо­лодежи наркомании и токсикомании; усилить контроль над употреблением спиртных напитков в целях снижения возрастного травматизма, отравлений и сердечно-сосуди­стых заболеваний у мужскою населения в активном тру­доспособном возрасте и продолжения жизни населения;

— использовать опыт разработки первоочередных мер и области демографической политики передовых за­рубежных стран, где имеются существенные положитель­ные результаты (Франции, Швеции, Австрии и др.).[12]

 

Семья как социальный институт обеспечивает об­щество трудовыми ресурсами, исполнителями соци­альных целей. Без этого «продукта семейного производ­ства», социальная система просто не существует. Сле­довательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции Воспроизводства и социализации новых поко­лений. Между тем сегодня ослабевают и даже полнос­тью исчезают стимулы, определяющие личную заинте­ресованность в рождении детей.

Содержание семейной политики Российской Феде­рации в настоящее время ориентирует правительство и его органы на решение только краткосрочных задач, связанных с улучшением материальных условий жиз­недеятельности семей, профилактикой бедности и поддер­жкой Малоимущих семей. На самом деле, реальная семей­ная политика — это деятельность государства, направлен­ная на возрождение семьи, утрачиваемого семейного образа жизни, возвращение семье органично присущих ей социальных функций, направленная на укрепление семьи как социальною института.

 

 

Заключение.

 

Семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Потребности побуждают человека объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи. Планируя завести семью, человек задается целью решения определенных задач: уйти из дома, спасти друг друга, завести детей или укрепить любовь. Семья регламентирует взаимоотношения между родственниками, индивидуальные потребности членов семьи. Нормированием и санкционированием всех жизненных ситуаций и отношений семья осуществляет и системно реализует функцию социального контроля.

Планирование семьи – понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи – это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи – это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно признанным правом каждого человека.

Для чего нужно планирование семьи?

· Для рождения желанных и здоровых детей.

· Для сохранения здоровья женщины.

· Для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье.

· Для осуществления жизненных планов.

В настоящее время семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологичес­ком состоянии. По данным социологических обсле­дований, российскую семью тревожат разные про­блемы, среди которых главные; неуверенность в бу­дущем, безысходность и отсутствие перспектив, ус­талость, переутомленность, отсутствие свободного времени, семейные конфликты. К социальным последствиям демографического кризиса семьи относятся: рост числа вдов, вдовцов и детей-сирот; психологическое неблагополучие в непол­ных семьях: рост бедности; снижение числа молоде­жи призывного возраста; уменьшение численности населении с его плотности; угроза национальной бе­зопасности России, перспективам ее дальнейшего успешного развитии и  многое другое.

           В сложившейся демографической ситуации стало актуальным проведение на государственном уровне действенной демографической политики. В настоящее время государство отказалось от пре­жней системы социальных пособий и перешло к поли­тике, сориентированной лишь на поддержку малообес­печенных слоев общества.

В целом государственные меры семейной полити­ки, выражающиеся в экономической поддержке семьи, недостаточно эффективны и ограничиваются:

—пособиями по беременности и родам;

—единовременным пособием женщинам, встав­шим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

—единовременным пособием при рождении ре­бенка;

—ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

  При рождении каждого ребенка родителям вып­лачивается пособие в размере 13 тыс. руб.. С полутора до трех лет по уходу за ребенком предоставляется неоплачиваемый отпуск.

     Появляются новые моменты в политике, направ­ленной на поддержку семья. Правительством Российской Федерации разработа­на федеральная программа «Дети России», которой Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 придан статус президентской программы. Во испол­нение этого указа определены дополнительные мероп­риятии па 1996-1997 гг. и последующие 3 года по ут­вержденным ранее программам, а также разработаны новые федеральные целевые программы. В состав пре­зидентской программы «Дети России» входят федераль­ные целение программы: «Дети-инвалиды», «Дети-си­роты» «Дети Севера». «Дети Чернобыля». «Планирова­ние семьи». «Развитие индустрии детского питания». «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха де­тей». «Дети семей беженцев и вынужденных переселен­цев» и «Безопасное материнство».

Сила и притягательность семьи заключаются в целостности, присущей семье как общности, образуемой за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов. Создавая семью для удовлетворения комплекса жизненно важных потребностей, человек объединяет всю целостность своего существовани

 

Список литературы.

1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.:

2. Апрель-Пресс, ЭКСМО -Пресс, 2000г. –512 с.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР – 2- ое изд., перераб. И доп.- М.:

4. Мысль, 1979г. –367 с.

5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павлюнок – М.:

a. ИННФРА-М, 1997г. – 368 с.

6. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И.

7. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России.– СПб:Сударыня, 1999г.-242с

8.  Жаназарова Ж.З.Социология семьи и брака

9. Антонов А.И, Медков В.М. «Социология семьи».Москва. МГУ. 1996г.

10.  Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге XXI века». СПб. Петрополис. 1999г.

11.  Здравомыслова О.М. «Семья и общество». Москва. УРСС. 2003г.

12.  Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов.-.: Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003.-344с.

13.  Щербаков А. И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект: Культура,2005.- 208с.-(«Gaudeamus»)

 


[1] Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.Курс лекций.-М:Апрель-Пресс,ЭКСМО-Пресс, 2000г-512с.

[2] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР- 2 изд., перераб. и доп.-м:Мысль, 1979г-367с

[3] Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.:

Апрель-Пресс, ЭКСМО -Пресс, 2000г. –512 с.

[4] Харчёв А.Г., Голод С. И. Профессиональная работа женщин и семья.

- Л., 1991

[5] Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павлюнок – М.:

ИННФРА-М, 1997г. – 368 с.

[6] Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России.

– СПб:Сударыня, 1999г.-242с

[7]Жаназарова Ж.З.Социология семьи и брака

 

[8] Жаназарова Ж.З.Социология семьи и брака

 

[9] А,И. Щербаков, М,Г, Мдинарадзе

Основы демографии и государственной политики нарордонаселения: Учебное пособие для вузов.-М.; Академический проект : Культура, 2005.-208с.-(«Gaudeamus»)

[10] А,И. Щербаков, М,Г, Мдинарадзе

Основы демографии и государственной политики нарордонаселения: Учебное пособие для вузов.-М.; Академический проект : Культура, 2005.-208с.-(«Gaudeamus»)

 

[11] Борисов В.Б.

Демография. Учебник для вузов.-М.; нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003.- 344с.

[12] А,И. Щербаков, М,Г, Мдинарадзе

Основы демографии и государственной политики нарордонаселения: Учебное пособие для вузов.-М.; Академический проект : Культура, 2005.-208с.-(«Gaudeamus»)

 

 



2019-12-29 332 Обсуждений (0)
Демографическая политика в отношении семьи в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демографическая политика в отношении семьи в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)