Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура подготовки специалистов



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Структура подготовки специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок




СПРАВКА

о результатах самообследования

 

по состоянию на 01 октября 2008 года

 

 

Утверждена на заседании совета факультета 2 октября  2008 г.

Протокол № 1.

 

 

Декан факультета ___________________

/Полин А.К./

 

 

 

 

Петрозаводск 2008 г.

Оглавление

Стр.

 

Введение                                                                                                                                  

   Краткая историческая справка…………………………………………………….1

       1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности..........2

2. Система управления………………………………………………………………….3

3. Структура подготовки специалистов …………………………………………….5

4. Содержание подготовки выпускников …………………………………………..6

4.1 Структура и содержание профессиональных образовательных программ…6

4.2 Обеспеченность источниками учебной информации ………………………….6

4.3 Организация учебного процесса…………………………………………………7

5. Качество подготовки специалистов ……………………………………………..10

5.1 Оценка качества знаний …………………………………………………………10

5.2 Условия, определяющие качество подготовки специалистов ………………..11

5.2.1 Кадры……………………………………………………………………...11

5.2.2 Научно-исследовательская деятельность……………………………….12

5.2.3 Международное сотрудничество………………………………………..19

5.2.4 Материально-техническая база………………………………………….21   

 

Приложение 4 Форма 1. Соответствие учебного плана и профессиональной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта по направлению и специальностям,

Приложение 4 Форма 4. Перечень монографий, учебников и учебных пособий, выпущенных преподавателями за последние 5 лет,

Приложение 5 Форма 3, 5, 7, 8, 9. Итоговые данные контроля знаний студентов,

Приложение 5 Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин,

Приложение 6 Форма 4. Информационные данные по потенциалу направления (специальности),

Приложение 9 Форма 4. Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами, 

Приложение 10 Форма 4а. Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием,

Приложение 12 Форма 5. Сведения о педагогических работниках.

 

1. Организационно - правовое обеспечение образовательной деятельности

 

       На естественно-географическом факультете ведется обучение студентов по двухступенчатой системе:

       1 ступень - по направлению «540100 – Естественнонаучное образование».

                        Квалификация выпускника – бакалавр естественнонаучного образования.

                             Срок обучения - 4 года.

В пределах направления три профиля: биология,

                                                                          химия,

                                                                          география,

       2 ступень - по специальностям:

                   «032400.00 Биология с дополнительной специальностью география»,

                    «032300.00 Химия с дополнительной специальностью биология»,

                    «032500.00 География с дополнительной специальностью биология».

                  Базовое образование - бакалавр естественнонаучного образования.

                   Срок обучения - 1 год.

                   Квалификация выпускника:   

                                                                   учитель биологии и географии,

                                           учитель химии и биологии,

                                           учитель географии и биологии.

       На факультете существует аспирантура по трем специальностям: зоология, биохимия, рациональное природопользование и охрана природы,

Приложение 2

Карельский государственный педагогический университет

Наличие лицензий по профессионально-образовательным программам

  № п/п

Направление, специальность, программы дополнительного образования, магистратура

Дата выдачи и номер лицензии

 

Уровень

Срок окончания действия  лицензии
  Шифр

Наименование

  Заявлен-ный Реализуе-мый  
 

Программы высшего образования

   
1.

540100

Естественнонаучное образование 29.01.2004 № 1562 бакалавр бакалавр 2009
2.

032400.00

 

032300.00

 

032500.00

Биология с доп. специальностью Химия с доп. специальностью География с доп. специальностью   29.01.2004 № 1562 специалист (учитель) специалист (учитель) 2009
               

 

Ректор _________________________(С.П. Гриппа)

 

       Заявленные ступени и формы подготовки, квалификация профессорско- преподавательского состава, учебно-методическое обеспечение полностью соответствует нормативам, установленным в лицензии.

 

2. Система управления факультетом

 

2.1-2.2 Соответствие правовым требованиям

           

Деятельность факультета осуществляется в полном соответствии с Уставом университета, утвержденным Министерством образования Российской Федерации

14 марта 2003 г.

 

2.3 Структурные подразделения факультета

2.3.1   Деканат

Декан факультета - Полин А.К.,  к.геол.-.мин. н., доц.

тел. 78-30-29, 78-34-59, E:mail geol@ kspu.karelia.ru

Зам. декана по воспитательной работе - ст. преп. Н.Г.Линевич

тел. 77-61-58

 

Совет факультета

 

1. Полин А.        – декан ЕГФ, председатель, канд. геол.-мин.н., доцент,

2. Линевич Н.     – зам. декана, ст. преподаватель,

3. Разновская С.В. – ст. преподаватель, секретарь

4. Брязгин В.      – зав. кафедрой зоологии и экологии, докт. биол. н., профессор,

5. Воронова Т.   – и.о. зав. кафедрой ботаники и МОБ, канд.био.н.,

6. Потахин С.     – зав. кафедрой географии, канд. геог. н., доцент,

7. Лозовик П.А.. – зав. кафедрой химии, докт. хим. н., профессор,

8. Баранова В.     – ст. преподаватель каф. ботаники и МОБ, методист,

9. Белунова Т.     – ст. преподаватель каф. химии, методист,

10. Вага Т.             - ст. преподаватель каф. географии, методист,

11. Кирилина В.М. – зав.каф. анатомии и физиологии человека, канд. биол. н., доцент

12. Гуринович М. – студентка 3 курса, пред. студ. профсоюза,

13.Мацкевич В.    – студент 4 курса

 

   2.3.2.Кафедры, осуществляющие учебный процесс в рамках блока дисциплин предметной подготовки:

       - Кафедра ботаники и методики обучения биологии

       Заведующий – Титов А.Ф., д.б.н., проф., член-кор. РАН, засл. деят. науки РК,   тел. 78-52-69, 78-97-10 E:mail: science@ karelia.iasnet.com

       - Кафедра зоологии и экологии

       Заведующий - Брязгин В.Ф., д.б.н., проф., засл. деят. науки РК,

       тел. 55-48-27, E:mail: [email protected]

       - Кафедра химии

       Заведующий - Лозовик П.А., д.х.н., проф.,

       тел. 55-56-56, 55-43-41, E:mail: lozovik@ nwpi.karelia.ru

       - Кафедра географии

       Заведующий - Потахин С.Б., к.г.н., доц.

       тел. 55-48-27, E:mail: [email protected]

       

2.3.3 Учебный процесс на факультете (учебные занятия, практика) осуществляют также межфакультетские кафедры и кафедры других факультетов. Их доля в учебной нагрузке факультета - 3884 часов (48,7%). Их участие осуществляется в рамках блоков общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин.

       2.3.4 Все специальные кафедры факультета участвуют в подготовке специалистов других факультетов. Они ведут учебные занятия в обьеме 2934 час. (10,7%). 

       2.3.5 Учебный процесс координируется учебно-методической комиссией

(председатель – ст. преп. В.А. Баранова).

 

Взаимодействие между структурными подразделениями, ведущими учебный процесс на факультете, осуществляется деканатом. Наиболее важные вопросы учебной и организационной деятельности обсуждаются на Совете факультета, который заседает регулярно раз в два месяца. В случае необходимости заседания Совета факультета проводятся ежемесячно, а также и в рабочем порядке. Практикуются также совещания заведующих кафедрами при декане.

 

На факультете работают на средства РФФИ и РГНФ три научно-исследовательские лаборатории:

    1.   «Экология северных вод» на кафедре зоологии и экологии, руководитель Брязгин В.Ф., д.б.н., профессор,

     2. «Геоэкология и геоинформатика» на кафедре географии, руководитель Потахин С.Б., к.г.н., доцент,

     3. «Региональные социально-географические исследования» на кафедре географии, руководитель Полевщикова Н.Б., к.г.н., доцент.

 

Структура подготовки специалистов

Контингент обучаемых формируется как на основе государственного заказа, так и на платной основе. В пределах государственного плана приема осуществляется внеконкурсный прием выпускников сельских школ по договорам с районными управлениями народного образования (с частичным возмещением затрат) - до 25% мест.

 

Прием обучаемых

 

Факультет Профиль 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Естественнонаучное образование

Биология 25 25 25 24 26
Химия 25 25 23 18 -
География 25 21 17 12 18

Итого

75 71 65 54 44
  Коммерч. 5 17 10 10 -

Всего

80 88 75 64 44

 

       Анализ данных по приему свидетельствует об уменьшении конкурса на естественно-географический факультет. На наш взгляд это обьясняется следующими причинами:

1. В г. Петрозаводске обосновалось большое количество филиалов центральных вузов, которые предлагают более привлекательные специальности обучения,

2. В школах внедрены новые образовательные стандарты по биологии, химии и географии, в которых обучение построено от общего к частному. Это требует от детей начальных классов достаточно развитого абстрактного мышления, что в принципе невозможно. Дети не понимают учебного материала, что резко снижает их интерес к нашим наукам. При обучении по старым образовательным стандартам, когда обучение велось от частного к общему, школьники называли любимыми предметами биологию и географию. Среди них было много победителей олимпиад республиканского и российского уровней.

3. Значительное сокращение количества выпускников школ (демографическая яма).

Начальный конкурс на факультет достигает 1,5 человек, но при зачислении конкурса уже практически нет. В 2008 г. при начальном конкурсе на профиль « Химия» более 2 человек при зачислении никто не принес подлинника аттестата и соответственно не был зачислен.

       Профориентационная работа обсуждается на Совете факультета и заседаниях кафедр. Каждая кафедра имеет план профориентационной работы. Преподаватели и студенты факультета ведут активную профориентационную работу во многих школах Петрозаводска и Карелии как во время командировок, так и во время педагогической практики.

Но создается впечатление, что количество поданных заявлений не зависит от уровня активности этой работы. Хотя мы часто слышим об устойчивом и достаточно высоком авторитете преподавательского коллектива факультета в школах города и республики, а также за пределами республики (преимущественно в Мурманской области).

 

 

3.3 Выпуск специалистов

Очное обучение.

 

Факультет Специальность 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г

Естественно-географический

Биология 16 22 21 25 19
Химия 13 16 10 13 17
География 20 28 25 21 33

Итого

49 66 56 59 69

 

       Выпускники по направлению «Естественнонаучное обучение» (после 4 курса - 1 ступень) практически все продолжают обучение на 2 ступени по специальности «Учитель средней школы».

Выпуск по годам за отчетный период достаточно стабилен.

 

Содержание подготовки выпускников.

4.1. Соответствие профессиональных образовательных программ (в том числе учебных планов) требованиям Государственного стандарта (ГОС).

       4.1.1. Профессиональные образовательные программы (в том числе учебные планы), рабочие программы и весь комплекс учебно-методического сопровождения полностью соответствует требованиям ГОС. Федеральная, региональная компоненты и курсы по выбору в достаточном обьеме присутствует в каждом учебном плане.

       4.1.2. Перечень дисциплин и обьем каждого блока учебного плана полностью соответствует требованиям ГОС.

       Недельная нагрузка студентов колеблется от 20 часов (на 5 курсе) до 31 часа (на 1 и 2 курсах), в среднем составляя около 27 часов в неделю, что соответствует требованиям ГОС.

       4.1.3 Учебные и рабочие программы дисциплин соответствуют требованиям к содержанию подготовки выпускников.

 

4.2   Источники учебной информации

       4.2.1 - 4.2.2 Все дисциплины достаточно обеспечены как обязательной так и дополнительной учебной и учебно-методической литературой (приложение 9 форма 4). Библиотека КГПУ выписывает широкий спектр периодических изданий по основным научным направлениям факультета. Кафедры создают собственный фонд периодических изданий как российских так и зарубежных (например «National Geografic», «Faravid», «Fennia» на кафедре географии). На каждой кафедре имеется фонотека учебно-методических фильмов и соответствующая воспроизводящая аппаратура. Кафедры имеют достаточно полный комплект наглядных пособий как типографских, так и изготовленных собственными силами.

В настоящее время много сделано в области использование вычислительной техники в учебном процессе. Все кафедры факультета оснащены современными компьютерами. Компьютерная техника приобретается как за счет бюджета, так и за счет средств за обучение студентов на платной основе, а также за счет средств по научным грантам. Все кафедры имеют выход в Интернет, что существенно увеличивает возможность использования информации как российских, так и зарубежных источников. Все преподаватели и лаборанты факультета прошли обучение по программе «Пользователь ЭВМ». Каждая кафедра имеет свой сайт в Интернете. На всех кафедрах приступили к созданию информационных учебных ресурсов (лекции, учебные материалы и т.д.). На базе библиотеки КГПУ создается электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов, которая сейчас насчитывает более 50 единиц. Студенты, изучающие географию, проходят на базе ГИС лаборатории Института водных проблем севера КарНЦ РАН обучение по спецкурсу «Географические информационные системы». Эти знания ими активно используются при подготовке и защите выпускных и дипломных работ. Широкому использованию обучающих и контролирующих программ в учебном процессе мешает отсутствие на факультете компьютерного класса и перегруженность университетских компьютерных классов.    

 

4.2.4 Собственные учебно-методические материалы.

 

       За последние 5 лет преподавателями факультета издано (приложение 4 форма 4):

 

№№

Кафедра

Монографии

Учебники

Учебные пособия

Кол-во Обьем печ. л. Кол-во Обьем печ. л. Кол-во Обьем печ. л.

1.

Ботаники и МОБ 2 22 - - 3 12
Зоологии и экологии 1 10 - - 1 12
2. Химии 2 32 - - 5 24
3. Географии 2 22 1 6 16 41

Итого

7 86 1 6 25 89

     

    Преподавателями кафедр создаются учебные фильмы, которые широко используются в учебном процессе. В частности такие как видеофильм профессора кафедры зоологии В.Ф. Брязгина «Белое море», фильмы доцента кафедры географии  И. В.Щеколдиной«На Волге», «Полярное солнце Хибин», «Учебная экологическая тропа», «Зимняя полевая практика» и «Полевые практики», доцента кафедры географии Р. Ф. Антоновой «Эколого-ландшафтный лагерь «Тунтури», «Паанаярви», «Природное и культурное наследие побережья Ладожского озера».

    Широко используются возможности телевидения.  В частности методистом кафедры ботаники В.А. Барановой произведена запись 5 уроков студентов 4-5 курсов ЕГФ, проведенных на педагогической практике и внеклассного мероприятия «Природа наш ДОМ», подготовленного студентами 4 курса на лабораторном занятии. Демонстрация записей через DVD- плеер на занятиях позволяет провести обсуждение учебно-воспитательного процесса в интерактивном режиме.

 

4.3  Организация учебного процесса.

 

       4.3.1 В полном соответствии с учебным планом в конце предыдущего семестра составляется учебная сетка часов на каждый семестр нового учебного года, которая служит основой для составления расписания занятий. В начале каждого семестра на доске расписания вывешивается перечень зачетов и экзаменов предстоящей сессии. Расписание сессий утверждается и вывешивается за месяц - полтора до начала сессии.

       Межсессионная аттестация проводится каждым преподавателем практически на каждом занятии. Контроль за коллоквиумами, срезами знаний, контрольными работами осуществляют заведующие кафедрами. В конце каждого месяца докладными в деканат сообщаются сведения об отстающих студентах, в соответсвии с чем и принимаются меры воздействия вплоть до отчисления. В середине семестра проводится общая межсессионная аттестация.

       4.3.2 На кафедрах факультета внедряются новые формы и методы обучения. В лекции включаются методы проблемного обучения, ролевой игры. Широко используются краеведческий и экологический подходы, технические средства обучения. Активно используется методика работы с опорными сигналами, конспектами. На занятиях по методике преподавания применяются различные игровые формы: игры имитационные, деловые, учебные. Значительная часть лабораторных занятий идет в форме деловой игры. Это проигрывание подготовленных уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, блиц-игр «Мозговой штурм», «Я иду на урок». По итогам педагогической практики проводится интерактивная игра «Эстафета передового опыта».

        Контроль знаний осуществляется с помощью тестов различных видов и уровней сложности. Активизация познавательной деятельности студентов идет за счет внедрения стимулов: краеведческого подхода, проблемных заданий, самостоятельных работ, применения рабочих тетрадей и др.

       4.3.3 На профессиональную ориентацию учебных занятий обращается очень серьезное внимание. Каждая кафедра составляет план профориентационной работы. Обязательным компонентом лекций, лабораторных работ, полевых практик является разработка какого либо вида деятельности со школьниками. Обязательно обращается внимание на разделы школьного учебника или виды воспитательной и организационной деятельности в школе, где будут применены приобретаемые знания.

       Преподаватели методики работают в школах в качестве учителей. Они и другие преподаватели факультета на учебно-методической комиссии регулярно обсуждают вопросы профессиональной направленности преподавания. Последнее обсуждается также на заседаниях кафедр, а по наиболее сложным предметам - на Совете факультета.

        У факультета сложились тесные связи с рядом школ города и республики. 

 Организация педагогической практики студентов ЕГФ КГПУ

 

Учитывая особенности подготовки специалистов первой ступени - бакалавров образования , а также большой обьем методики преподавания и целенаправленная подготовка учителя - предметника на второй ступени подготовки специалистов на факультете сформировалась следующая система педагогической практики:



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Структура подготовки специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура подготовки специалистов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)