Рекомендации по выразительному чтению басен
Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место. Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз. Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям) Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором. Правила выразительного чтения былин
Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа. Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долей страстной патетики. · Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий. Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки. · Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря. В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи. · При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент. · Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы. · Кульминационный момент – это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением. Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей.
Особенности выразительного чтения мифов · Миф читается серьезно, размеренно, величаво – торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего. · В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация). · Не допускается интонация бытовой речи, ирония. При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев. Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному. Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.
Заключение Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли. Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению. Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни. Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям по усвоению чтению. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.
Список используемой литературы
1. Аргинская И.И. Обучение по системе Занкова Л.В. – М.: Просвещение. – 1994. 2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978. 3. Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995. – 576с. 4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975.- 144с. 4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 1983. – 144с. 6. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. – 1981. – 160с. 7. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2001. – 144с. 8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия. – 2000. – 472с. 9. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. – М.: Просвещение. – 1969. – 264с. 10. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение. – 1984. – 191с. 11. Романовская И.И. Чтение и развитие младших школьников. – М.: Просвещение. – 1984. -154с. 12.Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие. – М.: Наука. – 2001. 13. Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы. – А.: Смоленск. – 2003. – 132с. 14. Перспективная начальная школа. – М.: Академия. – 2006. -127с. 15. Образовательная система «Школа 2100».-М.: Баллас.-2004. -458с. 16. http // www. yandex. ru /
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |