Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиент ам



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиент ам 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Условия жесткой банковской конкуренции, требующие от кредитных организаций оперативного принятия решений в отношении предоставления кредитных заимствований в целях привлечения корпоративной клиентуры, с одной стороны, и высоких кредитных рисков, сопутствующих кредитованию реального сектора экономики, — с другой, культивируют необходимость разработки и внедрения усовершенствованных технологий, способных качественно и в приемлемые для клиентов сроки оценить их кредитоспособность. В целях решения проблемы совмещения оперативности и качества оценки кредитных рисков заемщиков предлагается один из вариантов разработки методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, которая позволит определить уровень кредитного риска на базе финансовых коэффициентов. Методика разработана на основе рейтингового метода оценки кредитоспособности заемщиков с учетом следующих основных недостатков, выявленных в процессе анализа данного метода, а именно:

- произвольность выбора системы базовых финансовых показателей;

- несоответствие финансовых коэффициентов рекомендуемым значениям, что может стать основанием для признания клиента банкротом независимо от значений других коэффициентов;

- отсутствие учета отраслевой специфики деятельности корпоративных клиентов;

- громоздкость системы финансовых показателей.

Выбор рейтингового метода в качестве базы построения методики обосновывается его широкой известностью и популярностью среди кредитных специалистов российских коммерческих банков в связи с простотой и удобством применения на практике.

Следует отметить, что предлагаемая методика не умаляет достоинств комплексного подхода к оценке кредитоспособности корпоративных клиентов, принимающего во внимание не только их финансовое состояние, но и качественные факторы их деятельности, такие как уровень менеджмента, сущность кредитуемой сделки, структура собственников и прочее. Однако, учитывая тот факт, что влияние качественных характеристик деятельности заемщиков на уровень их кредитного риска еще недостаточно изучено как на практике, так и в научной литературе и с трудом поддается формализации в форме каких-либо обоснованных математических и статистических моделей, считаем не целесообразным включение качественных факторов в методику.

Система выбранных финансовых показателей должна соответствовать двум основным критериям:

- коэффициенты должны наиболее полно характеризовать финансовое состояние клиента;

- коэффициенты должны как можно в меньшей степени дублировать друг друга.

Определим систему показателей в составе 9-ти финансовых коэффициентов, составляющих основу предлагаемой методики экспресс-оценки риска при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка. Рекомендуемые значения и экономический смысл финансовых показателей, входящих в методику, приведены в таблице 7.

 

Таблица 7 - Рекомендуемые значения финансовых показателей, выбранных в качестве основы методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка

Обозначение показателя

Наименование коэффициента

Экономический смысл

Рекомендуемое значение показателя

Торговля Производство
х1 автономии Определяет степень независимости от заемных средств > 0,1 > 0,3
х2 текущей ликвидности Характеризует способность клиента исполнить текущие обязательства за счет текущих активов

от 1 до 2

х3 обеспеченности собственными средствами Показывает часть текущих активов, профинансированную за счет собственных средств

> 0,1

х4 рентабельности продаж Определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 руб. выручки от продаж в среднем > 0,15 в среднем > 0,1
х5 оборачиваемости дебиторской задолженности Показывает средний срок погашения краткосрочной дебиторской задолженности в среднем 45 дней в среднем 30 дней
х6 оборачиваемости кредиторской задолженности Показывает средний срок, необходимый клиенту для погашения своей кредиторской задолженности

в среднем 60 дней

х7 оборачиваемости готовой продукции Показывает средний срок реализации продукции в среднем 45 дней в среднем 15 дней
х8 покрытия Характеризует способность клиента рассчитаться по кредитам банков за счет потока от его основной деятельности

2

х9 денежной составляющей в выручке Показывает долю денежных средств в выручке от продаж

1

 


Необходимо отметить, что для расчета коэффициентов методики достаточно предоставления клиентами только трех форм финансовой отчетности: бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2) и отчета о движении денежных средств (форма № 4). Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов в соответствии с данными финансовой отчетности приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов коммерческого банка в соответствии с данными финансовой отчетности

Обозначение показателя Наименование коэффициента Способ расчета показателя в соответствие с данными финансовой отчетности
х1 автономии (стр. 490 - стр. 244)Ср./ (стр.700 - стр. 244)Ср.
х2 текущей ликвидности (стр.290 - стр.230 -стр.244)Ср./(стр.690 - стр.640 - стр.650)Ср.
х3 обеспеченности собственными средствами (стр.490 - стр.190)Ср./стр.290Ср.
х4 рентабельности продаж (стр.50 ф.2/стр.10 ф.2)×100%
х5 оборачиваемости дебиторской задолженности (стр.215 + стр.241 + стр.242 + стр.243)Ср.×360/стр.10 ф.2
х6 оборачиваемости кредиторской задолженности (стр.621 + стр.622 + стр.623) Ср.×360
х7 оборачиваемости готовой продукции стр.214 Ср.×360/стр.20 ф.2
х8 покрытия Поступления от основной деятельности (ф.4) -Кредиты и займы (ф.4)/стр.611 ф.1 + Сумма анализируемого кредитного продукта
х9 денежной составляющей в выручке Поступления от продаж товаров (ф.4)/ стр.10 ф.2

 

Разработка шкалы оценок значений финансовых показателей в соответствии с отраслевой спецификой корпоративных клиентов.

На основе сравнительного анализа методик оценки кредитоспособности корпоративных клиентов пяти российских коммерческих банков были установлены интервалы изменения значений каждого из 9-ти финансовых показателей, и присвоено соответствующее данным интервалам количество баллов (Приложение Е). При этом была произведена корректировка интервалов значений коэффициентов в соответствии с отраслевой спецификой корпоративных клиентов. В качестве базовых отраслей были выбраны торговля и производство, поскольку представители именно этих отраслей экономики наиболее часто встречаются среди клиентов коммерческих банков.

Определение веса каждого финансового показателя в методике экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка.

На базе сравнительного анализа весов, занимаемых финансовыми показателями в методиках оценки кредитоспособности корпоративных клиентов пяти коммерческих банков, определим среднее значение веса каждого из них и соответствующее данному значению место в разрабатываемой методике.

Таблица 9 - Удельный вес финансовых показателей в методике экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка в порядке убывания

 

Обозна-чение показателя Наименование коэффициента Место показателя в методике Вес показателя в модели (W)  
х1 текущей ликвидности 1 0,18  
х2 рентабельности продаж 2 0,14  
х3 покрытия 2 0,14  
х4 автономии 3

0,12

х5 оборачиваемости дебиторской задолженности 4

0,1

х6 обеспеченности собственными средствами 4

0,1

х7 оборачиваемости кредиторской задолженности 5

0,08

х8 оборачиваемости готовой продукции 5

0,08

х9 денежной составляющей в выручке 6

0,06

Итого    

1

 

Разработка шкалы рейтинговой оценки корпоративных клиентов коммерческого банка.

Для разработки шкалы воспользуемся формулой расчета кредитного рейтинга корпоративных клиентов и рассчитаем минимально (максимально) возможное количество баллов, которое клиент может набрать по предлагаемой методике, по формуле 1.

 

(1)

 

где Rj — суммарная оценка финансовых показателей, в баллах (кредитный рейтинг); Wj — вес i-го показателя в группе; Рi — оценка i-го показателя группы, в баллах; n — число показателей.

Используя данные таблицы 3.2, установим, что минимальное количество баллов, которое может быть присвоено клиенту, равняется 11, в то время как максимальное — 100. Разделив максимальное количество набранных баллов на число классов кредитоспособности, определим границы соответствующих групп риска клиентов.

Установим 5 классов кредитоспособности корпоративных клиентов (таблица 10).

 

Таблица 10 - Шкала оценки кредитного риска корпоративных клиентов коммерческого банка

Количество баллов (R) Группа риска Характеристика группы риска
более 80 1 Минимальный уровень кредитного риска
от 60 до 80 2 Низкий уровень кредитного риска
от 40 до 60 3 Средний уровень кредитного риска
от 20 до 40 4 Высокий уровень риска
менее 20 5 Очень высокий уровень риска

 

Предлагаемая методика экспресс-оценки уровня риска при кредитовании корпоративных клиентов на основании расчета девяти финансовых коэффициентов имеет следующие преимущества перед комплексной методикой, используемой в настоящее время "ООО ХКФ Банк"

- уменьшение количества времени необходимого для оценки кредитного риска по одному заемщику;

Вследствие уменьшения количества факторов, рассматриваемых при кредитовании корпоративных клиентов, сокращается продолжительность рассмотрения одной кредитной заявки.

- увеличение клиентской базы;

Существует ряд корпоративных клиентов, которые не удовлетворяют требованиям методики используемой "ООО ХКФ Банк". Предлагаемая методика учитывает другие факторы при оценке уровня кредитного риска. Следовательно, некоторые корпоративные клиенты могут получить оценку кредитного риска, достаточную для получения кредитного продукта. Риск увеличения количества проблемных кредитов ничтожен, так как финансовые коэффициенты достаточно точно характеризуют финансовое состояние потенциального заемщика.

- отсутствие субъективизма;

Предлагаемая методика не учитывает субъективные факторы. Возможность влияния сотрудников кредитного отдела сводится к минимуму. Оценка по предлагаемой методике является более объективной.

- уменьшены требования к квалификации персонала;

Более простая методика способствует уменьшению количества ошибок при оценке уровня кредитного риска.

- упрощена система финансовых показателей;

Меньшее количество финансовых показателей также способствует упрощению процедуры оценки уровня кредитного риска.

- учтена отраслевая специфика деятельности корпоративных клиентов, что в свою очередь положительно влияет на точность и качество оценки.

В заключение следует отметить, что для оценки эффективности настоящая методика может быть апробирована на торговых и производственных предприятиях, являющихся корпоративными клиентами "ООО ХКФ Банк".

Данная методика выглядит целесообразной для применения на практике экспресс-оценки кредитного риска в качестве базы для принятия управленческих решений в отношении возможности кредитования корпоративных клиентов с учетом их отраслевой принадлежности на основании минимального пакета документов, состоящего из форм финансовой отчетности № 1, № 2 и № 4. Необходимо также отметить, что данная методика может использоваться не только специалистами кредитных организаций, но и финансовыми менеджерами и аналитиками прочих коммерческих организаций и предприятий в целях оперативной оценки и мониторинга кредитоспособности компаний, а также для определения платежеспособности контрагентов-покупателей и прочих партнеров по бизнесу.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования было определено, что кредитный риск - это вероятность невозврата заемщиком суммы основного долга, и процентов по нему, банку вследствие невозможности и/или нежелания, иными словами, кредитный риск - это риск, зависящий от возможностей и желания клиента исполнить свои финансовые обязательства перед банком.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

- диверсификация;

- лимитирование;

- страхование;

- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях.

Комплексные методики оценки уровня кредитного риска применяются многими коммерческими банками, однако обращают на себя внимание их "эмпирический" характер, недостаточная теоретико-методологическая проработанность, слабое использование математического аппарата. Основной акцент в их реализации делается на субъективное мнение экспертов. Сложившаяся система отбора субъектов кредитования, по которой работает большинство коммерческих банков сегодня, во многом далека от совершенства. Самые значимые ее недостатки следующие:

- субъективизм экспертизы (решение, принимаемое экспертом, основано только на его, личном опыте, интуиции и знаниях, то есть во многом субъективно);

- нестабильность результатов (они могут зависеть от эмоционального состояния и личных пристрастий эксперта);

- неуправляемость экспертизы (ее качество - случайная величина, которую практически невозможно изменить);

- отсутствие механизма преемственности и обучения экспертов (стать хорошим экспертом можно лишь посредством накопления значительного опыта, передать который практически невозможно по причине отсутствия, эффективных методик обучения);

- проблема повышения квалификации эксперта (это возможно только путем накопления опыта, как положительного, так и отрицательного, последний же - это новые проблемные кредиты);

- высокая стоимость экспертизы из-за участия в ней высшего управленческого персонала банка;

- ограничение числа рассматриваемых заявок физическими возможностями экспертов;

Кредитные риски банков являются наиболее значимыми с точки зрения потерь, понесенных банками в результате выполнения банковских операций. Концентрация кредитных рисков продолжается. Появляются новые факторы (глобализация экономики, интернет-технологии, усиление конкуренции на рынке банковских услуг и др.), увеличивающие кредитные риски как отдельных банков, так и банковских систем в целом.

В работе дана краткая характеристика деятельности, проведен анализ финансового состояния и методики применяемой для оценки кредитного риска ООО "ХКФ Банк".

Достигнутые успехи банка оказали значительное влияние на его деловую репутацию, которая базируется на его стабильной и бесперебойной работе. В минувшем году Банк прилагал серьезные усилия по расширению клиентской базы и дальнейшему развитию взаимовыгодных отношений с контрагентами, создавая максимально комфортные условия и высокий уровень банковского обслуживания.

На протяжении трех лет доля работающих активов постепенно увеличивалась, это является положительной тенденцией и свидетельствует об улучшении управления активами банка. Кредитная политика филиала направлена на удовлетворение потребности населения, предприятий и организаций в заемных средствах.

Анализ финансового состояния показывает, что структура доходов и расходов достаточно стабильна и не подвержена значительным колебаниям, банк не исчерпал своих возможностей увеличения прибыльности за счет прироста доходов. При благоприятном развитии экономики и улучшении качества управления банк имеет значительный потенциал в увеличении прибыли.

В процессе исследования рассмотрены общие направления повышения эффективности управления кредитными рисками и предлагается методика экспресс-оценки уровня риска при кредитовании клиентов.

Предлагаемая методика экспресс-оценки уровня риска при кредитовании корпоративных клиентов на основании расчета девяти финансовых коэффициентов имеет следующие преимущества перед комплексной методикой, используемой в настоящее время ООО "ХКФ Банк":

- уменьшение количества времени необходимого для оценки кредитного риска по одному заемщику;

- увеличение клиентской базы;

- отсутствие субъективизма;

- уменьшены требования к квалификации персонала;

- упрощена система финансовых показателей;

- учтена отраслевая специфика деятельности корпоративных клиентов.

Таким образом, применение предложенной методики в сочетании с грамотным использованием инструментов страхового рынка позволяет увеличить объемы кредитования клиентов ООО "ХКФ Банк" сохраняя количество проблемных кредитов на приемлемом уровне.

 




2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиент ам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиент ам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)