Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование элементов устного народного творчества



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Использование элементов устного народного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




       Развитие речи — одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, ибо слово, речь связаны мышлением.

       Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом, исползование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся "глаза на мир", активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

Загадки, пословицы, поговорки — древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла, экспрессии! В них много поэзии, красоты; простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств:

"Красна речь пословицей", "Глупая речь — не пословица", "Не всякая речь — пословица".

       Устное народное творчество — загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

       В пословицах осуждаюся глупость, лень, нерадивость, хвастовство, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые для счастливой жизни качества человека:

"Рукам — работа, душе — праздник", "Добрая совесть не боится клеветы", "Сам погибай, а товарища выручай".

       В загадках — иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать:

"Стоит матрешка на одной ножке, запутана, запутана" (Капуста.) "Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит" (Река.) "Без чего человеку жить нельзя?" (Без имени.) "Что на свете всего мягче?" (Ладонь.) "Какой месяц короче всех?" (Май.)

       Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания — все они помогают увидеть в обыкновенном — необыкновенное, а в необычном — обычное, в быте — поэзию.

Загадки, пословицы, поговорки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.

       Пословицы, поговорки — это поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные изречения, оформленные синтаксически как предложения. Нередко они организованы ритмически и обобщают социально-исторический опыт народа, носят поучительный, дидактический характер. В. И. Даль писал: "Пословица — коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение".

Поговорка же не претендует на это. Ее назначение — как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. "Поговорка — цветочек, пословица — ягода" — говорит сам народ.

В поговорках, как правило, используются образно-эмоциональные характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций.

       Устное народное творчество как ценнейший языковый материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него дети по-другому видят окружающий мир.

       Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.

       При изучении родного языка в 1 — 3-х классах элементы устного народного творчества распределены по следующим темам:

Родина. "Любовь к Родине сильнее смерти";

Небо, земля, явления природы. — "Голубой шатер весь мир накрыл" (Небо).

Вода, реки, ручьи. "Летом бежит, а зимой стоит" (Река).

Растения. "Не огонь, а жжется" (Крапива).

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Под мостиком виляет хвостиком" (Рыба).

Насекомые. "Гудит мохнатенький, летит за сладеньким" (Пчела).

Птицы. "Рук нет, а строить умеет" (Птица).

Животные. "Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла" (Корова) .

Человек. "Что у всех есть?" (Имя).

Овощи, огород. "На одном быке семь шкур" (Лук).

Деревня, двор, дворовое хозяйство. "Выгляну в окошко: лежит долгий Антошка" (Дорога).

Грамота, почта. "По черной земле белый заяц пробежал" (Мел).

Понятие о времени. "Что быстрее мысли?" (Время).

О буквах алфавита. "Что находится посредине Киева?" (Буква Е).

Богатство, бедность, голод. - "Бедный молодец честью богат".

Воля, неволя. "Вольному воробью и соловей в клетке завидует".

Человек. Сущность. Внешность. — "Бородой в люди не выйдешь".

Ум, глупость. "Всем своего ума не выдашь".

Смелость, трусость. - "Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает".

Осторожность, торопливость. — "Береженого и Бог бережет".

Бережливость, мотовство, легкомыслие. — "Без копейки рубля нет".

Терпение, кротость, вежливость. — "Поклоном поясницы не переломишь".

Упрямство, назойливость. - "На упрямых воду возят".

Эгоизм, равнодушие. — "Легка ноша на чужом плече".

Тщеславие, спесь, похвальба. "Вздулся пузырь да и лопнул".

Хитрость, лицемерие, лесть. "Хвостом виляет, а зубы скалит".

Жадность, зависть. "Берут завидки на чужие пожитки".

Человек и труд. Земледельческий календарь. "Год на год не приходится";

Труд, мастерство, орудия труда. — "У всякого своя сноровка".

Лень, нерадивость. — "Авось и как-нибудь до добра не доведут".

Хлеб-соль. — "Бьгл бы пирог, найдется и едок".

Гостеприимство. "Гостю — почет, хозяину — честь".

Человек и общество. Человек и коллектив. "В тесноте, да не в обиде".

Руководитель и коллектив. — "Без запевы и песня не поется".

Человек и обычай. "И те же люди, да не те нравы".

Деньги. "Уговор дороже денег".

Мудрость. Начало-конец. "Цыплят по осени считают".

Правда, ложь. "По кривой дороге поломаешь ноги".

Добро, зло. "Тому тяжело, кто помнит зло".

Совесть, честь. "Добрая совесть не боится клеветы".

Счастье, горе. "В рубашке родился".

Доброта, любовь. — "Без друга на сердце вьюга".

Учение, знание, наука. — "Без наук — как без рук".

Слово, речь. "Глупые речи что пыль на ветру".

Пословица, поговорка. "Из поговорки слова не выкинешь".

Сказка, песня. "Где песня льется, там легче живется".

                                       Науроках математики

       Способные учащиеся часто не получают достаточного материала по математике для развития своих способностей. И они привыкают не прилагать усилий в учебной работе и постепенно теряют интерес к предмету. Поэтому возникает потребность в некотором компромиссном варианте: в традиционные учебники по математике включать дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера. Этот дополнительный материал должен быть нацелен как на углубление теоретических знаний, так и на развитие познавательных способностей.

       Наибольшую радость учащиеся получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность, раскрыть свои возможности и способности, поэтому мы стараемся включать элементы нестандартного обучения в традиционные уроки. С этой целью различным группам предлагаю дифференцированные задания, в которых нередко использую пословицы.

       Например, на обобщающем уроке математики во II классе по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» учащиеся работают в трех группах и выполняют задания на перфокартах.

       Задания для I группы (с высоким уровнем обучаемости):

1. Вставь пропущенные числа.

2. Используя полученные числа, составь пословицу.

3. Выбери из данных ниже пословиц ту, которая раскрывает смысл составленной тобой пословицы. Напиши соответствующую цифру на перфокарте.

       Для оформления работы у учащихся лист бумаги, на котором записано:

 1 - В                                                                                                                                      

 4—ЛОБ                                                                                                                              

 7 —МОХ

2 — ВЕЛИК 5 — ГОЛОВЕ

3 — ТО    6 — ДА

 Пословицы:

1. Посади свинью за стол, она ноги на стол.

2. В пустой бочке и шуму много.

3. В одно ухо влетает, а в другое вылетает.

4. Задание на перфокарте:

52 - П = 28                                                                                                                                                                                    П - 27 = 26

П + 19 = 80                                                                                                                                                                               70-П = 63

На листе бумаги учащиеся пишут числа: 24,61,53,7.

Располагая их по порядку, составляют пословицу:

2     4 6   1    5     3      7

велик лоб да  в голове то   мох

К этой пословице учащиеся выбрали пословицу В пустой бочке и шуму много.

       Задания для II группы (со средним уровнем обучаемости):

1. Найди значения выражения и составь пословицу.

2. Если возможно, замени некоторые слова в этой пословице цифрами:

1 — две    4 — а                                                                                                                                      7 — хорошо

2 — одна 5 — голова

3 — лучше 6 — еще

48 - 23 =                                                                                                                                                                                   33 - 17 = 

58+16 =                                                                                                                                                                                 41-38 = 

У учащихся на листочках числа: 25, 74, 16,3.

3. Запиши цифры, которыми записаны эти числа, и составь пословицу:

2         5      7   4 1 6  3

одна голова хорошо а две головы лучше

                                

                    Задания для III группы (с низким уровнем обучаемости):

1. Найди значения выражений.

2. Замени эти значения соответствующими словами и составь пословицу.

Задание на перфокартах:

20 + 7                                                                                                                                                                                                                                                                                     30 + 5

29 + 27 = П                                                                                                                                                                                43 + 35 = П

30 + 7                                                                                                                                                                                                                                                                                      30 + 8

60-37 = П                                                                                                                                                                                    52-38 = П

Для оформления работы у учащихся лист бумаги с записью:

1 — чужой                                                                                                                                                                                               5 — на

2 — ум                                                                                                                                                                                                                                                               6 — свой

3 — надейся                                                                                                                                                                 7 — а

4 — держись                                                                                                                                                          8 — за

На листе бумаги учащиеся пишут числа и составляют пословицу:

5 6 2 3    781                                                                                                                                                  4

на свой ум надейся, а за чужой держись

По окончании работы учащиеся каждой группы читают по три пословицы, а затем в беседе проводится работа над смысловой стороной пословиц.

Рациональное применение пословиц на уроках математики развивает творческое воображение, концентрирует и увеличивает объем внимания, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся с разным уровнем способностей.



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Использование элементов устного народного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование элементов устного народного творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)