Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Курсовая работа по экономике. Роль прибыли



2019-12-29 143 Обсуждений (0)
Курсовая работа по экономике. Роль прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Экономическая сущность прибыли 5
Понятие прибыли, ее виды 5
1.2. Порядок формирования прибыли 8
1.3. Система показателей рентабельности предприятия 13
2. Характеристика управления и предпринимательской деятельности ООО «Импрод» 14
2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия 14
2.2. Характеристика предпринимательской деятельности предприятия 19
2.3. Анализ формирования прибыли 21
3. Управление прибылью предприятия 26
3.1. Роль прибыли на предприятии 26
3.2. Оценка показателей рентабельности предприятия 29
3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности 34
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 56












Введение
Прибыль в рыночной экономике используется как важнейший инстру-мент регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Максимизация прибыли является основной целью этих субъектов хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность произ-водства, объем и качество произведенной продукции, состояние производи-тельности труда, уровень себестоимости.
С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, ча-стное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отноше-ний, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и эко-номической деятельности предприятия.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предпри-ятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборот-ными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, ос-новным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предпри-ятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффектив-ность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства.
Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее налогообложения. При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности и видов прибыли, зна-чения чистой прибыли и ее роли в условиях развития предпринимательства, показателей, используемых для расчета налогооблагаемой прибыли, возмож-ности максимизации прибыли.
Объектом исследования является ООО «Импрод» - предприятие роз-ничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Предме-том исследования является анализ прибыли: оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потен-циала предприятия.






1. Экономическая сущность прибыли

Понятие прибыли, ее виды

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости при-бавочного продукта, созданного производительным трудом работников тор-говли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товар-ного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работ-ников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хо-зяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг) [25, с. 170].
Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой то-варов и ценой их приобретения, включая издержки обращения.
Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и за-тратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации про-дукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой при-былью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Внереализационная (дополнительная) деятельность также имеет дохо-ды и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зави-симости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
- объем реализации;
- структура товарооборота;
- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (про-центы, полученные и уплаченные, доходы от участия в других организа-циях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
- уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внут-ренние.
К внешним факторам относятся:
• политическая стабильность;
• состояние экономики;
• демографическая ситуация;
• конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
• темпы инфляции;
• ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
• объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
• производительность труда работников;
• скорость оборачиваемости товаров;
• наличие собственных оборотных средств;
• эффективность использования основных фондов.
Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоря-жении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на бла-готворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, получен-ных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основ-ных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уп-лачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты раз-ных уровней.
Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бух-галтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это из-держки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.
Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпри-нимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неяв-ные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скры-тые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой из-держки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), при-надлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.
Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание сово-купных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предприниматель-ский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)» [25, c.171]. Таким образом, бухгалтерская прибыль отлича-ется от экономической на величину имплицитных издержек.
Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. В ана-лизе используется большое количество показателей. Наиболее распростра-ненная система показателей, это система показателей, определяемая бухгал-терской отчетностью.
Таким образом, прибыль является финансовым результатом деятельно-сти торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия пока-зателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных доходов и расходов.

1.2. Порядок формирования прибыли

Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.
Валовой доход в суммовом выражении определяется как разницу меж-ду продажной и покупной стоимостью товаров. Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,
где, РЦ – розничная цена товара, руб.;
СС – себестоимость производства товара, руб.;
ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;
ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;
НП – налог с продаж, руб.
Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к це-нам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).
Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО,
где ПР – прибыль от реализации товаров, руб.;
ВД – валовой доход от реализации товаров, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
ИО – издержки обращения, руб.
Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конеч-ным плательщиком является потребитель.
В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в дейст-вие законами Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на террито-рии соответствующих субъектов РФ.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
деятельности, руб.;
ПР – прибыль от реализации, руб.;
СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и
расходов, руб.
Министерством финансов Российской Федерации, приказ №32н и №33н от 06.05.99 г. утверждены Положения по Бухгалтерскому Учету «До-ходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
Настоящими Положениями устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах (расходах) коммерческих орга-низаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридиче-скими лицами по законодательству Российской Федерации.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получе-ния и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) операционные доходы;
в) внереализационные доходы.
Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, счита-ются прочими поступлениями. К прочим поступления относятся также чрез-вычайные доходы.
В состав внереализационных и прочих операционных доходов вклю-чаются: доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причи-ненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осущест-вления и направления деятельности организаций подразделяют на:
а) расходы по обычным видам деятельности;
б) операционные расходы;
в) внереализационные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, счи-таются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычай-ные расходы.
В состав внереализационных и прочих операционных расходов вклю-чаются: затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убыт-ки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; при-сужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взы-скания, и др.
Одним из самых значительных видов внереализационных расходов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов (налог на рекламу, налог на иму-щество предприятий, налог на содержание жилищного фонда и объектов со-циально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на содержание правоохранительных органов), а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
ВП – валовая прибыль, руб.;
НП – налог на прибыль, руб.;
Основные направления использования прибыли, остающейся в распо-ряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в ка-ких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на при-быль.
Основными взаимовлияющими факторами являются:
- объем продажи товаров;
- розничные цены на реализованные товары;
- издержки обращения;
- оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);
- фондовооруженность работников;
- налогоемкость предприятий;
- численность работников.
Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анали-за экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характе-ризующие ресурсы, затраты и конечные результаты.
При использовании метода комплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора, должен вызвать адекват-ный рост другого.
Развитие торгового предприятия возможно при следующих необходи-мых условиях:
П > Т > И > Ф >Р, где
П – темп роста прибыли,
Т – темп роста товарооборота,
И – темп роста издержек обращения,
Ф – темп роста фондовооруженности работников,
Р – темп роста численности работников.
Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от со-кращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социаль-ные нужды.
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.



1.3. Система показателей рентабельности предприятия

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности пред-приятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функциони-рования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть ис-пользованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится незави-симыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информа-ции, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информацион-ная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по ре-шаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете по-казателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике тради-ционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализа-ции товаров и чистой прибыли.
Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабель-ность товарооборота.
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесто-рам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как от-ношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность производственных фондов торгового предприятия оп-ределяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосред-ственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рента-бельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабо-чей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного ра-ботника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).
Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой пло-щади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади по-зволит повысить размер прибыли.

2. Характеристика управления и предпринимательской деятель-ности ООО «Импрод»

2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Импрод» (называемое в дальнейшем Общество) создано в соответствии с Гражданским Кодексом.
ООО «Импрод» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:
- удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
- организация соответствующего уровня обслуживания покупате-лей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности торгового предприятия – получение прибыли.
Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товара-ми и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников. Обще-ство осуществляет следующие виды деятельности:
• научная, производственная и коммерческая деятельность, связанная с соз-данием и освоением производства, изготовлением, ремонтом и реализацией оборудования, машин и механизмов для различных отраслей промышленно-сти, и торговли;
• сервисное обслуживание и ремонт оборудования, машин и механизмов;
• маркетинговая деятельность;
• торгово-закупочная и посредническая деятельность;
• разработка, изготовление и сбыт машин, оборудования, товаров народного потребления;
• организация оптовой и розничной торговли, а также путем создания ком-мерческих и комиссионных магазинов в установленном законом порядке;
• экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Уставный капитал общества составляет 666 тыс. рублей. Прибыль об-щества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности по-сле возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются предусмот-ренные законом налоги и другие платежи в бюджет, а также процент по кре-дитам банков и по облигациям. Образующаяся после этих расчетов прибыль остается в полном распоряжении общества, часть которой выделяется на раз-витие производства и общие нужды, а другая часть (дивиденды) может рас-пределяться по итогам работы за год между акционерами пропорционально их акциям. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год при-нимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.
В обществе может быть создан резервный фонд в размере не менее 15% уставного капитала, который формируется путем обязательных ежегод-ных отчислений до достижения указанного размера. Размер ежегодных от-числений не может быть менее 5% от суммы чистой прибыли до достижения фондом установленных размеров. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для выкупа акций общества в случае от-сутствия иных средств.
Основным источником прибыли является прибыль от реализации про-дуктов питания. Кроме прибыли от реализации фирма получает прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Операционные доходы фирма получает от реализации основных средств, материальных ценностей. Операционные расходы – это местные на-логи, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог на владельцев авто-транспортных средств, сбор на содержание милиции и др.

Влияние прибыли на финансовое состояние фирмы.
Финансовое состояние фирмы характеризует размещение и использо-вание средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, опре-деляемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающими показателями.
Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (табл. 1, 2).
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние пред-приятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными де-нежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.

Таблица 1
Оценка платежеспособности Фирмы «Импрод»
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г.
1. Оборотные активы, тыс. руб.
в том числе: 10677 12564 18441
- запасы 5462 6944 11541
- НДС по приобретенным ценностям 758 854 767
- дебиторская задолженность 3125 3567 4791
- краткосрочные финансовые вложения 415 335 -
- денежные средства 917 864 1338
2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 9865 11202 16688
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2…0,5) 0,14 0,11 0,08
4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ни-же 1,0) 0,45 0,43 0,37
5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0…2,0) 1,08 1,12 1,10

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зави-сит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по акти-ву, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочны-ми обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения [19, с. 476].
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отноше-ние денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к кратко-срочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 – 0,5. Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% пога-сить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютный показатель ликвидности фирмы «Импрод» 0,14 – 0,08, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить крат-косрочные обязательства только на 8%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.
Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отноше-ние денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характери-зует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную про-дукцию, оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежу-точной ликвидности 0,45 – 0,37. Это говорит о том, что предприятие непла-тежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с де-биторами.
Таблица 2
Оценка финансовой устойчивости ООО «Импрод»
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г.
1. Инвестированный капитал, тыс. руб. 15565 18709 29775
2. Собственный капитал, тыс. руб. 9865 11104 13086
3. Внеоборотные активы, тыс. руб. 8965 9740 11334
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб. 1211 1364 1752
5. Оборотные активы, тыс. руб. 10667 12566 18441
6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов соб-ственными средствами (не ниже 0,5…0,8) 0,11 0,11 0,09
7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0) 0,12 0,12 0,13
8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5) 0,63 0,59 0,44

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.
Данные таблицы 2 показывают, что только 9 – 11% оборотных активов ООО «Импрод» финансируются за счет собственных источников (коэффици-ент обеспеченности оборотных активов в 2001 г. – 0,11; в 2002 г. – 0,11; в 2003 г. – 0,09).

2.2. Характеристика предпринимательской деятельности предприятия

Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы «Импрод» за 2001 – 2003гг. представлены в приложении 1.
По ООО «Импрод» за 2003 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сум-ма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В ре-зультате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Та-ким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только
не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате не-достачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.
Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомо-билей.
В 2003 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 1999 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
Прибыль от реализации в 2003 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. полу-чена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, пе-рекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.
В 2003 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход со-ставил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повы-шения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,43%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2000 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2003 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже заплани-рованного уровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2003 г. по сравнению как с 2002 г., так и с 2001 г.
В 2003 г. в фирме увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.
На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 2002 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Кроме прибыли от реализации, фирма «Импрод» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2003г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.
Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2001г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2003г. по сравнению с 2001 г. В сравнении с 2001 г., в 2002 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысил-ся на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 2001 г. по 2003 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2003г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2002 г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2003 г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2002 г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.

2.3. Анализ формирования прибыли

Основными задачами анализа прибыли являются:
1. Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
2. Изучение структуры прибыли.
3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.
4. Выявление резервов увеличения прибыли.
5. Разработка прогнозных показателей прибыли.
Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема и струк-туры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.
В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный пери-од необходимо определить следующие показатели:
1. Отклонение фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверх-плановой прибыли или сумму недополученной прибыли;
2. Определить степень выполнения плана прибыли, как отношение фак-тической суммы прибыли к плановой;
3. Определить фактический уровень рентабельности по отношению к то-варообороту и установить его отклонение от планового уровня;
4. Изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.
5. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отри-цательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рента-бельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализа-ции происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорента-бельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорцио-нальной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующе-му росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли на-ходятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщатель-но исследуется состав внереализационных доходов и расходов.
В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полу-ченных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в со-ответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответст-венностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же де-тально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:
- убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
- недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
- затраты по содержанию законсервированных объектов;
- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
- некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стои-мости полученного металлолома, других материалов);
- судебные издержки и арбитражные сборы и другое.
В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются кон-кретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обес-печении качества обслуживания населения.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по исполь-зованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причи-ны отклонения от плана по каждому источнику прибыли.
В фирме «Импрод» основным источником прибыли является прибыль от реализации.
Как показывают данные таблицы 3, план по балансовой прибыли пере-выполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализаци<



2019-12-29 143 Обсуждений (0)
Курсовая работа по экономике. Роль прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Курсовая работа по экономике. Роль прибыли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)