Нарушения письменной речи
ЛОГОПЕДИЯ Планы семинарских и практических занятий и рекомендации по подготовке к ним Для студентов ЗФО – 4 курс Раздел I. Нарушения письменной речи Семинарское занятие 1. Нарушения письма и чтения (2 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Рассказать о нарушениях письменной речи. 2. Охарактеризовать распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия). 3. Рассказать о вторичных нарушениях письма и чтения у детей (дисграфия, дислексия) и статистические данные об их распространенности. 4. Раскрыть роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями. 5. Рассказать об этиологии и патогенезе нарушений письма и чтения. 6. Раскрыть особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии. 7. Охарактеризовать современные классификации нарушений письма и чтения. 8. Дать определение понятиям «дисграфия» и «дизорфография». Семинарское занятие 2. Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии (2 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Рассказать об основных принципах логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения. 2. Показать роль комплексного преодоления нарушений письма и чтения. 3. Охарактеризовать организацию коррекционной работы при нарушениях устной речи и фонематического восприятия. 4. Рассказать о формировании языкового анализа и синтеза. 5. Рассказать о коррекции нарушений зрительного восприятия, зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений. 6. Охарактеризовать коррекционную работу по развитию общей и мелкой моторики рук. 7. Раскрыть логопедическую работу по устранению вербальной и латеральной дислексии. 8. Рассказать о формировании предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамматически правильного письма. 9. Рассказать о предупреждении дисграфии и дислексии. 10. Проанализировать существующие методики коррекции дисграфии и дислексии у детей.
Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 4 курс
Нарушения письменной речи | ||||||||||||||||||
Тема 1. Введение. Исторические сведения по проблеме изучения письменной речи | 1. Подготовить конспект работы Истрина В.А. «Возникновение и развитие письма» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : в 5 кн. - М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2003 | 12 | Проверка конспекта | |||||||||||||||
Тема 2. История изучения письменной речи | 1. Составить схему исторических этапов формирования письменности. 1. | 12 | Проверка схемы | |||||||||||||||
Тема 3. Современные представления о механизмах письма | 1. Составить схему, отражающую последовательность освоения учащимися основных операций письма.
2. Составить таблицу «Отличия устной и письменной речи»
| 12 | Проверка схемы, таблицы | |||||||||||||||
Тема 4. Современные представления о механизмах чтения | 1. Описать отличия психофизиологических механизмов чтения и письма. 2. Перечислить основные ступени формирования навыка чтения и основные единицы чтения на каждой из них. 2. 3. Подобрать тексты для проведения самостоятельного обследования навыка чтения учащихся 1-4-х классов. | 12 | Проверка записей в тетради | |||||||||||||||
Тема 5. Нарушения письма и чтения | 1. Подобрать образцы диктантов и образцы текстов для контрольного списывания для учащихся 1-4-х классов. 2. Выписать и проанализировать специфические ошибки письменных работ учащихся с дисграфией (по схеме Р.И. Лалаевой). 3. Составить психолого-педагогическую характеристику на одного учащегося с нарушениями письма и чтения. | 12 | Проверка записей в тетради, характерис-тики | |||||||||||||||
Тема 6. Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций | 1. Подготовить конспект работы Р.Е. Левиной «Недостатки чтения и письма у детей», пользуясь пособием Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 | 12 | Проверка конспекта | |||||||||||||||
Тема 7. Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения | 1. Составить схему обследования учащегося с нарушениями письма и чтения. 2. Составить письменный план беседы с родителями учащегося, имеющего нарушения письма и чтения, на первичном приеме в школьном логопедическом пункте. | 11 | Проверка схемы и плана | |||||||||||||||
Тема 8. Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта | 1. Изготовить и заполнить образцы документации школьного логопедического пункта (тетрадь обследования, календарный, перспективный, тематический планы работы, отчет о работе логопеда). | 11 | Проверка образцов документации | |||||||||||||||
Тема 9. Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии | 1. Составить план-конспект логопедического занятия на заданную тему, например: «Звук [к], буква К, к» для учащихся 3-х классов. 2. Описать основные приемы работы по преодолению технических ошибок чтения и ошибок понимания при чтении. | 11 | Проверка плана и записей в тетради |
Примерные вопросы к экзамену - раздел «Нарушения письменной речи»
1. Дать краткие сведения об этапах становления письменности: картинно-синтетическое, логографическое, слоговое, буквенно-звуковое письмо.
2. Рассказать об алфавитах: старославянский алфавит (кириллица), форма письменных знаков, особенности букв русского алфавита.
3. Охарактеризовать основные современные системы письменности: на латинской основе, на славяно-кирилловской основе, на арабской основе.
4. Раскрыть представления А. Куссмауля о нарушениях чтения и письма.
5. Рассказать о нарушениях чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности.
6. Раскрыть взгляды западноевропейских ученых конца XIX — начала XX века на проблему нарушений письменной речи (Ф. Варбург, О. Ортон).
7. Охарактеризовать научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах XX века (вклад трудов С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной в развитие научных представлений о нарушениях письма и чтения и их коррекции).
8. Дать определение понятия «письмо», рассказать о функциональных системах письма, раскрыть операции письма. Виды письма и его основные навыки.
9. Раскрыть значение трудов А.Р. Лурии в изучении механизмов письма. Дать отличия письма от письменной речи.
10. Рассказать о компонентах функциональной системы чтения. Раскрыть отличия процессов чтения и письма. Охарактеризовать основные психические операции чтения.
11. Рассказать о видах чтения. Ступени становления навыка чтения у детей (по Т.Г. Егорову).
12. Раскрыть взаимоотношение между технической и смысловой сторонами чтения в процессе его становления. Техника чтения и ее возрастные нормы.
13. Дать понятие «возраст чтения». Условия формирования навыков чтения и письма в норме.
14. Раскрыть обучение чтению в раннем возрасте.
15. Раскрыть распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия).
16. Раскрыть роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями.
17. Дать отличия понятий дислексия и алексии, дисграфии и аграфии. Рассказать об этиологии и патогенезе нарушений письма и чтения.
18. Охарактеризовать стойкие, частотные ошибки письма и «ошибки роста». Дать отличия дисграфии и дизорфографии.
19. Раскрыть современные классификации нарушений письма и чтения.
20. Рассказать о нарушениях письма и чтения и их наследственной предрасположенности. Показать взаимосвязь дефектов устной речи и нарушений письма и чтения.
21. Рассказать о нарушениях зрительно-пространственной ориентировки и нарушениях письма и чтения.
22. Рассказать о нарушениях пространственно-временной последовательности и нарушениях письма и чтения.
23. Охарактеризовать моторные расстройства и нарушения письма и чтения.
24. Рассказать о сборе анамнестических данных и анализе медицинской документации.
25. Раскрыть обследование невербальных высших психических функций, являющихся базисными для формирования навыков письма и чтения.
26. Рассказать об обследовании письменной речи.
27. Рассказать о коррекции нарушений устной речи и фонематического восприятия.
28. Раскрыть формирование языкового анализа и синтеза.
29. Охарактеризовать коррекцию нарушений зрительного восприятия, зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений.
30. Рассказать об устранении дислексии (вербальной, латеральной).
31. Раскрыть формирование предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамматически правильного письма.
32. Рассказать о предупреждении дисграфии и дислексии.
2019-12-29 | 445 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Нарушения письменной речи |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы