Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Нарушения письменной речи




ЛОГОПЕДИЯ

Планы семинарских и практических занятий и рекомендации по подготовке к ним

Для студентов ЗФО – 4 курс

Раздел I. Нарушения письменной речи

Семинарское занятие 1. Нарушения письма и чтения (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Рассказать о нарушениях письменной речи.

2. Охарактеризовать распад навыков письма и чте­ния в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислек­сия).

3. Рассказать о вторичных нарушениях письма и чтения у детей (дисграфия, дислексия) и статистические данные об их распространенности.

4. Раскрыть роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретичес­ких представлений о нарушениях письма и чтения у детей с рече­выми нарушениями.

5. Рассказать об этиологии и патогенезе нарушений письма и чтения.

6. Раскрыть осо­бенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.

7. Охарактеризовать современные классификации нарушений пись­ма и чтения.

8. Дать определение понятиям «дисграфия» и «дизорфография».

Семинарское занятие 2. Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии (2 часа)



Вопросы для обсуждения:

1. Рассказать об основных принципах логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения.

2. Показать роль комплексного преодоления наруше­ний письма и чтения.

3. Охарактеризовать организацию коррекционной работы при нарушениях устной речи и фоне­матического восприятия.

4. Рассказать о формировании языкового анализа и син­теза.

5. Рассказать о коррекции нарушений зрительного восприятия, зрительно­го гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений.

6. Охарактеризовать коррекционную работу по развитию общей и мелкой моторики рук.

7. Раскрыть логопедическую работу по устранению вербальной и латеральной дислексии.

8. Рассказать о формиро­вании предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамма­тически правильного письма.

9. Рассказать о предупреждении дисграфии и дис­лексии.

10. Проанализировать существующие методики коррекции дисграфии и дислексии у детей.

 

Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 4 курс

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

содержание работы, формы работы   общая трудоем-кость

Нарушения письменной речи

 
Тема 1. Введение. Исторические сведения по проблеме изучения письменной речи 1. Подготовить конспект работы Истрина В.А. «Возникновение и развитие письма» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : в 5 кн. - М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2003 12 Проверка конспекта
Тема 2. История изучения письменной речи 1. Составить схему исторических этапов формирования письменности. 1. 12 Проверка схемы
Тема 3. Современные представления о механизмах письма 1. Составить схему, отражающую последовательность освоения учащимися основных операций письма. 2. Составить таблицу «Отличия устной и письменной речи»
признаки Устная речь Письменная речь
     
     
     

 

12 Проверка схемы, таблицы
Тема 4. Современные представления о механизмах чтения 1. Описать отличия психофизиологических механизмов чтения и письма. 2. Перечислить основные ступени формирования навыка чте­ния и основные единицы чтения на каждой из них. 2. 3. Подобрать тексты для проведения самостоятельного обследования навыка чтения учащихся 1-4-х классов. 12 Проверка записей в тетради
Тема 5. Нарушения письма и чтения 1. Подобрать образцы диктантов и образцы текстов для контрольного списывания для учащихся 1-4-х классов. 2. Выписать и проанализировать специфические ошибки письменных работ учащихся с дисграфией (по схеме Р.И. Лалаевой). 3. Составить психолого-педагогическую характеристику на одного учащегося с нарушениями письма и чтения. 12 Проверка записей в тетради, характерис-тики
Тема 6. Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций 1. Подготовить конспект работы Р.Е. Левиной «Недостатки чтения и письма у детей», пользуясь пособием Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 12 Проверка конспекта
Тема 7. Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения 1. Составить схему обследования учащегося с нарушениями письма и чтения. 2. Составить письменный план беседы с родителями учащегося, имеющего нарушения письма и чтения, на первичном приеме в школьном логопедическом пункте. 11 Проверка схемы и плана
Тема 8. Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта 1. Изготовить и заполнить образцы документации школьного логопедического пункта (тетрадь обследования, календарный, перспективный, тематический планы работы, отчет о работе логопеда).   11 Проверка образцов документации
Тема 9. Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии 1. Составить план-конспект логопедического занятия на заданную тему, напри­мер: «Звук [к], буква К, к» для учащихся 3-х классов. 2. Описать основные приемы работы по преодолению технических ошибок чтения и ошибок понимания при чтении. 11 Проверка плана и записей в тетради

 

Примерные вопросы к экзамену - раздел «Нарушения письменной речи»

1. Дать краткие сведения об этапах становления письменности: кар­тинно-синтетическое, логографическое, слоговое, буквенно-звуковое письмо.

2. Рассказать об алфавитах: старославянский алфавит (кириллица), форма письменных знаков, особенности букв русского алфавита.

3. Охарактеризовать основные современные системы письменности: на латинской ос­нове, на славяно-кирилловской основе, на арабской основе.

4. Раскрыть представления А. Куссмауля о нарушениях чтения и пись­ма.

5. Рассказать о нарушениях чтения и письма как самостоятель­ной патологии речевой деятельности.

6. Раскрыть взгляды западноевропейс­ких ученых конца XIX — начала XX века на проблему нарушений письменной речи (Ф. Варбург, О. Ортон).

7. Охарактеризовать научное развитие про­блемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах XX века (вклад трудов С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной в развитие научных представлений о нарушениях письма и чтения и их коррекции).

8. Дать определение понятия «письмо», рассказать о функциональных     системах письма, раскрыть операции письма. Виды письма и его основные навыки.

9. Раскрыть значение трудов А.Р. Лурии в изучении механизмов письма. Дать от­личия письма от письменной речи.

10. Рассказать о компонентах функциональной системы чтения. Раскрыть от­личия процессов чтения и письма. Охарактеризовать основные психические опера­ции чтения.

11. Рассказать о видах чтения. Ступени становления навыка чтения у детей (по Т.Г. Егорову).

12. Раскрыть взаимоотношение между технической и смысловой сторонами чтения в процессе его становления. Техни­ка чтения и ее возрастные нормы.

13. Дать понятие «возраст чтения». Ус­ловия формирования навыков чтения и письма в норме.

14. Раскрыть обучение чтению в раннем возрасте.

15. Раскрыть распад навыков письма и чте­ния в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислек­сия).

16. Раскрыть роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретичес­ких представлений о нарушениях письма и чтения у детей с рече­выми нарушениями.

17. Дать отличия понятий дислексия и алексии, дисграфии и аграфии. Рассказать об этиологии и патогенезе нарушений письма и чтения.

18. Охарактеризовать стойкие, частотные ошибки письма и «ошибки роста». Дать отличия дисграфии и дизорфографии.

19. Раскрыть современные классификации нарушений пись­ма и чтения.

20. Рассказать о нарушениях письма и чтения и их наследственной предрасполо­женности. Показать взаимосвязь дефектов устной речи и нарушений письма и чтения.

21. Рассказать о нарушениях зрительно-про­странственной ориентировки и нарушениях письма и чтения.

22. Рассказать о на­рушениях пространственно-временной последовательности и нару­шениях письма и чтения.

23. Охарактеризовать моторные расстройства и нарушения пись­ма и чтения.

24. Рассказать о сборе анамнестических данных и анализе медицинской доку­ментации.

25. Раскрыть обследование невербальных высших психических функций, являющихся базисными для формирования навыков письма и чтения.

26. Рассказать об обследовании письменной речи.

27. Рассказать о коррекции нарушений устной речи и фоне­матического восприятия.

28. Раскрыть формирование языкового анализа и син­теза.

29. Охарактеризовать коррекцию нарушений зрительного восприятия, зрительно­го гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений.

30. Рассказать об устранении дислексии (вербальной, латеральной).

31. Раскрыть формиро­вание предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамма­тически правильного письма.

32. Рассказать о предупреждении дисграфии и дис­лексии.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7