Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «педагогический такт». Условия и факторы его развития.



2019-12-29 656 Обсуждений (0)
Понятие «педагогический такт». Условия и факторы его развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

ПЛАН:

1. Понятие «педагогический такт». Условия и факторы его развития.

2. Практические аспекты проявления педагогического такта

 

Понятие «педагогический такт». Условия и факторы его развития.

 

Сложность раскрытия сущности профессионального педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт». Такт (от лат. taktikus – прикосновение, чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом) – это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. В отношении педагогического такта это можно трактовать следующим образом: тактичный учитель оказывает тонкое и действенное влияние на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферу личности ребёнка.

Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Правильно считать такт не избеганием трудностей, а умением увидеть более краткий путь к цели.

Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это

понятие:

- иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и такт становится аналогичен понятию вежливости;

- такт – это выражение отношения учителя к делу обучения воспитания;

- иногда такт связывается с наличием специфических педагогических качеств – мастерством, творческим потенциалом, чутьем, либо трактуется как разумная мера в учебно-воспитательном процессе;

- педагогическая энциклопедия определяет такт учителя как меру в общении с детьми, умение выбрать правильный подход в системе воспитательных отношений.

В педагогической теории обоснование такта учителя как соблюдения меры сделал ещё К.Д. Ушинский. В работе «Родное слово» он писал, что в школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность.

В современных психолого-педагогических исследованиях педагогический такт трактуется, исходя из этих же позиций.

Профессиональный педагогический тактчувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умения в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определённую грань.

Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, однако общий такт и педагогический – не одно и то же. Не каждый человек, тактичный, деликатный, обладает педагогическим тактом.

Педагогический тактэто профессиональное качество учителя, часть его мастерства, однако это не внешняя форма владеть собой, а выражение его внутреннего, действительного отношения к учащимся в тоне, жестах, мимике, словах. Он предполагает его общую высокую культуру поведения. Не следует думать, что учитель должен иметь какие-то особые черты, отличающие его от окружающих лиц, особое поведение. Ему должны быть присущи естественность, простота и правдивость, располагающая к нему детей своей Толковый словарь русского языка, под редакцией Д. Н. Ушакова, искренностью, учитель должен осознавать, что общается с развивающейся личностью, что под его влиянием закладываются первоначальные основы поведения в обществе и отношение его к труду, окружающим людям, к себе, своей профессиональной деятельности.

Основными элементами педагогического такта являются:

1.Требовательность и уважительность к ребёнку.

2. Умение видеть и слышать его.

3. Сопереживать ребёнку.

4. Умение самообладания.

5. Деловой тон в общении.

6. Внимательность и чуткость без подчеркивания этого.

7. Простота и дружелюбность без панибратства.

8. Юмор без злой насмешки.

Педагогический такт базируется на развитых психолого-педагогических умениях и нравственных качествах личности:

- педагогической наблюдательности;

- развитой интуиции;

- педагогической технике;

- развитом педагогическом воображении;

- этических знаниях.

Развитие педагогического такта с позиции прикладной этики предполагает развитие умений учителя регулировать детское внимание в следующих направлениях: 1) взаимодействовать в типичных ситуациях детских просьб и жалоб (нытья, ябедничества на уроках, переменах и дома и т. п.); 2) анализировать и действовать в ситуациях, в которых учитель, с точки зрения детей (и требований педагогического такта) должен быть деликатным: детская дружба и любовь, требования признания в проступке, выдачи зачинщика, общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести; 3) знать детские ошибки, которые взрослые должны прощать детям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность); 4) знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает; умение внушать детям, используя при этом следующий «инструментарий»: (средства и приёмы воспитания) сердитый взгляд, похвалу, выговор, изменение интонации голоса, шутку, совет, дружескую просьбу, поцелуй, сказку в награду, выразительный жест и т.п.; 5) умение угадывать и предупреждать детские поступки (качество развитой интуиции); 6) умение сочувствовать (развитая, эмпатия).

Быть тактичным – вовсе не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников.

В педагогическом такте сочетается уважение личности ребёнка с разумной требовательностью к нему.Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованием педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности. Эту мысль обосновал в своей педагогической теории ещё в начале ХХ в. известный педагог А.С. Макаренко. По его мнению, педагогический такт проявляется также в уравновешенности поведения педагога (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении). По словам А.С. Макаренко, такт предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», даже если есть риск ошибиться. Доверие учителя должно стать стимулом к деятельности учащихся. Тактичный педагог должен помочь ученику ощутить радость от своих усилий и успехов. По выражению А.С. Макаренко, педагогический такт – это умение «нигде не переборщить». Он замечательно сочетал авторитет предельно строгого руководителя колонии и увлекающегося организатора детской игры «Кот и мышь» в часы вечернего досуга колонистов.

Наблюдательность – неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педагог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спорные вопросы.

Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполнения работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М.И. по глазам узнает, выучил урок или нет». Наблюдательный педагог улавливает по лукавому взгляду, случайно блеснувшему в глазах шалуна, новую затею и предупреждает озорство, переключая внимание ученика на другой предмет путём интересного вопроса или одобрения проявленной им активности. Под напускной бравадой она безошибочно определяет настоящие переживания виновника, что помогает ей добиться искреннего раскаяния.

Наблюдательность учителя помогает уловить тончайшие детали поведения детей и использовать полученные ими данные в воспитательных целях. Быстрота и правильность ориентировки в той или иной сложившейся ситуации типична для тактичного учителя.

Выпускники школ говорят о том, что их любимые учителя были настоящими людьми. Эти учителя были мягки, сердечны в горе, гневны в осуждении недостойного проступка ученика, но они никогда не унижали его человеческое достоинство. Эти учителя не снижали требования к нам, но доверяли нашим силам, вели нас постоянно вперед, считаясь с нашими интересами.

 

Бестактность типична для учителей, которые работают в школе случайно, не по призванию, а в силу сложившихся обстоятельств. В этих случаях бестактность проявляется:

ü в формальном подходе к детям,

ü игнорировании их возрастных, индивидуальных особенностей, выраженном в повышенных или заниженных требованиях к ним,

ü незнании условий жизни ребёнка в семье,

ü администрировании вместо руководства,

ü одностороннем морализировании по всякому поводу,

ü черствости,

ü неуместные высказывания и категоричные оценочные суждения,

ü закрытости и предельно деловым тоном.

Дети очень чутки к настроению учителя. В порыве раздражения учитель допускает неуместные замечания, дезорганизующие учащихся, поспешные выводы: «Садись, ничего не знаешь!» Отрицательно отражается такое поведение учителя на всей работе ученика. Дети волнуются, не решаются поднять руку, если даже они знают вопрос. У них появляется неуверенность в своих силах.

Вышеизложенное позволяет нам сделать некоторые выводы:

- п ри определении сущности педагогического такта следует исходить из основного положения педагогики: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.

Педагогический такт – явление неврожденное. Он приобретается в процессе педагогической деятельности учителя, изучения учащихся и воздействия на них, в процессе организации ученического коллектива.



2019-12-29 656 Обсуждений (0)
Понятие «педагогический такт». Условия и факторы его развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «педагогический такт». Условия и факторы его развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)