Психологические механизмы инкультурации
Лекция №8 Проблема «чужой» культуры и этноцентризм. Культурная картина мира и языковая картина мира. Восприятие «чужой» культуры сквозь призму родной. Освоение культуры: инкультурация и социализация; аккультурация. Ключевые слова: этноцентризм , культурная картина мира, языковая картина мира; инкультурация (социализация); аккультурация Существуя объективно, окружающий мир преломляется в человеческом сознании через призму культуры. Таким образом, культурная картина мира включает: 1) универсальные черты, общие для всего человечества, 2) черты, культурно-специфические и 3) индивидуальные черты, присущие определенной личности. Характер картины мира коммуниканта зависит от того, каким образом в ней уравновешиваются универсальный, культурно-специфичный и личностный компоненты. Важнейшее условие успешной межкультурной коммуникации – готовность к восприятию различий и расширению картины мира при столкновении коммуниканта с явлениями, ему не знакомыми или отличными от его предшествующего опыта. Язык служит той линзой, через которую преломляется и находит внешнее выражение культурная картина мира. На стадии, предшествующей языковому выражению, образ мира характеризуется расплывчатостью и неопределенностью Вербализация способствует тому, что культурная картина мира приобретает в языковом сознании представителя культурно-языковой общности стройность и упорядоченность. Сущность этноцентризма и его роль в МКК. Сущность и формирование культурной идентичности. В межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях сквозь призму культурных ценностей собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом . Исследования этноцентризма, проведенные Д.Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно: - считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным; - рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других; - воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные; - действовать в интересах своей группы; - чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам. Освоение культуры: инкультурация и социализация; аккультурация. Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в гуманитарных науках понятиями инкультурации и социализации. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков: · жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг; · личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия; · социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения; · восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон. Различают начальную (первичную) – детство, юность; и вторичную стадии инкультурации (взрослую). Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, которые носят неспецифический в профессиональном отношении характер (детские дошкольные учреждения и школа). Первичая стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Результатом инкультурации может стать как полное и безусловное усвоение культуры новым поколением ( с небольшими отличиями между родителями идетьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых: · Достижение необходимой степени физической зрелости; · Овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хоз-ва и общественного разделения труда; · Овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными областями культуры (наука, искусство, религия, право, мораль); · Принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном общ-ве. Психологические механизмы инкультурации Иссл-я зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения: · Вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям; · Горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками; · Непрямая трансмиссия, при кот-й индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах, вузах). Ученые выделяют 4 механизма инкультурации: · Имитация · Идентификация · Стыд · Вина
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |