ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Таблица 2 - Исходные данные к задаче №1
Продолжение таблицы 2
Таблица 3 - Доля каждого параметра качества, с учетом взаимного влияния в общей оценке качества
ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ СОДЕРЖАНИЕ
Исходные данные для решения задачи Введение 1.1 Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта Основные выводы
ВВЕДЕНИЕ
Под качеством товаров и услуг принято понимать совокупность характерных для них свойств, признаков и особенностей, отличающих их от других товаров и услуг и имеющих потребительскую ценность, т.е. способных удовлетворять отдельные потребности пользователей. Из этого определения вытекают следующие общие положения теории качества транспортной продукции: – качество – понятие относительное. Перевозка груза за пять суток не дает представления о качестве этой услуги без сопоставления с нормативным сроком доставки. Поэтому, показатели качества должны определяться не только в абсолютном выражении, но и в виде относительных уровней по сравнению с соответствующими нормативами, стандартами и показателями, достигнутыми конкурентами; – приоритет конечных потребительских оценок показателей качества перед внутриотраслевыми. Это означает, что известные показатели качества эксплуатационной работы железных дорог (вес поезда, нагрузка и оборот вагона и др.) должны быть подчинены требованиям клиентуры и максимально возможно учитывать интересы пользователей транспортом; – качество должно измеряться в натуральном, а не стоимостном выражении. В рыночных условиях цена перевозки должна определяться соотношением спроса и предложения на транспортные услуги. Следовательно, могут быть ситуации, когда цена за более низкое качество услуги может быть выше платы за более качественную, либо одинакова для различных условий транспортного обслуживания; – показатели качества транспортного обслуживания должны быть унифицированы и сопоставимы по видам транспорта, независимо от их технологических особенностей. Потребителям транспортных услуг необходимо само перемещение из одного пункта в другой, а не средство передвижения (поезда, автомобили, самолеты), поэтому победителем в конкурентной борьбе за потребителя транспортных услуг будет тот вид транспорта, который предоставит более комфортные и приемлемые по платежеспособному спросу услуги; – необходимость установления общего, интегрального показателя качества транспортного обслуживания. Таким интегральным показателем может быть комплексный сводный измеритель всех элементов и сторон качества транспортного обслуживания с балльной оценкой весомости каждого элемента.
1.1 Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта
Управление качеством транспортной продукции можно осуществлять через оценку показателей качества перевозочного процесса и принятия решений по оптимальному транспортному обслуживанию пользователей на основе имеющихся ресурсов транспорта и платежеспособности клиентуры. Для успешной реализации управления качеством транспортного обслуживания пользователей выполним классификацию показателей качества транспортной продукции. Их можно разделить на три группы: – качество эксплуатационной работы транспорта; – показатели качества транспортной обеспеченности и доступности территорий транспортными ресурсами; – качество транспортного обслуживания пользователей транспортом. Рассмотрим более подробно третью группу показателей, которую в свою очередь можно разделить на две подгруппы: качество транспортного обслуживания грузовладельцев и качество транспортного обслуживания пассажиров. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев включают следующие: – уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов ; (1.1); ; (1.2) ; (1.3) , (1.4) где , – время выполнения погрузочно-разгрузочных и начально-конечных операций, ч; , – нормативные и фактические сроки доставки, ч; – фактическое расстояние перевозки груза, км; , – объем перевозок грузов с соблюдением установленных нормативов сроков доставки и общий объем перевозки соответственно за период t, тыс. т; – участковая скорость движения поезда, км/ч; – скорость доставки груза, км/ч; – удельный вес грузов, доставленных по нормативным срокам доставки.
– уровень сохранности перевозимых грузов : , (1.5) где – объем потерь грузов, тыс. т; – средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки, %; – общий объем перевозимых грузов, тыс. т; – уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок : , (1.6) где – плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, тыс. т; – фактический объем перевозок грузов за тот же период, тыс. т; – уровень ритмичности, регулярности и равномерности перевозок грузов в соответствии с установленным планом графиком поставок продукции («точно в срок»): , (1.7) , (1.8) где – объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам-графикам поставок продукции; – коэффициент неравномерности перевозок грузов; , – максимальный и средний объемы перевозок грузов по месяцам года, тыс. т. Коэффициент неравномерности лишь косвенно характеризует качество обслуживания, т.к. на него влияют много других факторов, в т.ч. неравномерность производства и потребления продукции и соответственно предъявление ее к перевозке в течение года. – уровень комплексности транспортного обслуживания пользователей по схеме «от двери до двери» : , (1.9) где – объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором, тыс. т; – уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах : , (1.10) где , – соответственно объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических и по установленным стандартам и нормативам; – уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов: , (1.11) где , – среднее минимально необходимое и фактическое время обслуживания (оформление документов) в i-той инстанции дороги; , – нормативное и фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры; – уровень правовой и материальной ответственности транспорта за нарушение стандартов и гарантий качества транспортного обслуживания : , (1.12) где – нормативная величина выплат железной дорогой клиентуре, предусматриваемая с учетом рисков и опозданий и других нарушений стандартов качества обслуживания; – фактическая величина выплат клиентуре за нарушение норм обслуживания за определенный период. Качество транспортного обслуживания пассажиров можно учитывать по следующим показателям: – уровень выполнения графика расписания движения транспортных средств (поездов, самолетов, автобусов) : , (1.13) где , – соответственно количество транспортных единиц, отправляющихся и прибывающих в промежуточные и конечные пункты по установленному расписанию и их общее количество; – уровень комфортабельности поездки пассажиров , (1.14) где , – соответственно перечень услуг пассажирам фактические и по установленным правилам в начальных и конечных пунктах и во время поездки; – средняя удельная величина свободной площади в единице подвижного состава для пассажиров и ее сравнительный уровень в различных типах подвижного состава : , (1.15); , (1.16) где , – удельная свободная площадь различных типов подвижного состава i и к, м2; – общая, свободная для пассажиров площадь единицы подвижного состава, м2; – численность пассажиров в единице подвижного состава, чел.
Расчет показателей по формулам 1.12-1.16 не производится из-за недостаточности данных.
Общий комплексный показатель транспортного обслуживания может быть получен по формуле: , при этом , (1.17) где – параметр (показатель) качества транспортного обслуживания; Пример: Рассчитать основные показатели транспортного обслуживания грузовладельцев, а затем определить общий комплексный показатель. Исходные данные: время выполнения погрузочно-разгрузочных операций = 28 ч, начально-конечных операций = 48 ч, фактическое расстояние перевозки груза = 5230 км, участковая скорость движения поезда = 34,5 км/ч, фактический срок доставки = 250 ч; общий объем перевозимых грузов = 342000 тыс. т, объем потерь грузов = 5130 тыс. т, средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки = 0,8 %; плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, = 22900 тыс. т; фактический объем перевозок грузов за тот же период = 19700 тыс. т; объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам-графикам поставок продукции = 266760 тыс. т; объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором = 237380 тыс. т;, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических = 18, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг по установленным стандартам и нормативам = 13; среднее минимально необходимое время обслуживания в i-той инстанции дороги = 3 мин, фактическое время обслуживания в i-той инстанции дороги = 5 мин; нормативное количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры = 2, фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры = 4; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя выполнения сроков доставки = 0,17; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов = 0,17; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя ритмичности перевозок = 0,25; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов = 0,18; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя комплексности транспортного обслуживания = 0,08; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя качества транспортного сервиса и дополнительных услуг = 0,07; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя оперативности обслуживания пользователей = 0,08. Решение: 1. Уровень выполнения сроков доставки грузов. Для определения этого показателя необходимо знать нормативный срок доставки грузов, поэтому находим его по формуле (2.1): ч. Уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов определяем по формуле (3): . 2. Уровень сохранности перевозимых грузов определяем по формуле (2.5): . 3. Уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок определяем по формуле (6): . 4. Уровень ритмичности перевозок грузов в соответствии с установленным планом графиком поставок продукции определяем по формуле (7): . 5. Уровень комплексности транспортного обслуживания пользователей по схеме «от двери до двери» определяем по формуле (2.9): . 6. Уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах определяем по формуле (2.10): . 7. Уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов определяем по формуле (2.11): . Общий комплексный показатель транспортного обслуживания определяем по формуле (2.17):
В выводе необходимо дать оценку общему показателю транспортного обслуживания и каждому в отдельности.
Основная литература
1. Иванкова Л.Н., Иванков А.Н., Комаров А.В. Сервис на транспорте: Учебное пособие для вузов ж. -д. транспорта. - М.: Маршрут, 2005. - 75 с. 2. Иловайский,Н.Д. Сервис на транспорте (железнодорожном) : учебник для вузов / Н.Д. Иловайский, А.Н. Киселев. – М. : Маршрут, 2003. – 585 с. 3. Иловайский, Н.Д. Сервис в грузовых перевозках : метод. указания / сост. : Н.Д. Иловайский, Б.Б. Когут. – М. : МИИТ, 2003. – 41 с.
Дополнительная литература
1. Галабурда, В.Г. Методология корпоративного управления качеством транспортного обслуживания пользователей на железнодорожном транспорте / В.Г. Галабурда // Железнодорожный транспорт. – ЭИ/ЦНИИТЭИ. – 2004. – Вып. 2. – С. 1–22. – (Сер. «Маркетинг и коммерческая деятельность»). 2. Единая транспортная система: Учеб. для вузов / В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др.; Под ред. В. Г. Галабурды. 2-е изд. с измен, и дополн. — М.: Транспорт, 2001. — С. 63 (303 с.) 3. Соколов, Ю.И. Проблемы и методы формирования спроса на грузовые железнодородные перевозки : монография / Ю.И. Соколов. – М. :Маршрут, 2005. – 128 с. 4. Абрамов, А.П. Ценовые методы стимулирования спроса на транспортные услуги / А.П. Абрамов // Железнодорожный транспорт. ЭИ/ЦНИИТЭИ. – 1997. – Вып. 3. – С. 30–47. – (Сер. «Маркетинг и коммерческая деятельность») 5. Серин, С.А. Управление качеством транспортной продукции : учеб. пособие / С.А. Серин. – М. : РГОТУПС, 2007. – 80 с. 6. Мишин, В.М. Управление качеством : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100) / В.М. Мишин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463 с. 7. ГОСТ Р 51006-96. Услуги транспортные. Термины и определения. – М., 1996. 8. ГОСТ Р 51133-98. Экспедиторские услуги на федеральном железнодорожном транспорте. – М., 1998. 9. ГОСТ Р 52298-04. Услуги транспортно-экспедиторские. – М., 2004. 10. Организация железнодорожных пассажирских перевозок : учеб. пособие для студ. учреждений / под ред. В.А. Кудрявцева. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» 2008. – 256 с. 11. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М., 2001. 12. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М., 2001. 13. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М., 2001. 14. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД» : [утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15 янв. 2007 г. № 46р].
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |