Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология внимания и речи



2019-12-29 868 Обсуждений (0)
Психология внимания и речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «внимание», его основные характеристики.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Понятия «речь» и «язык», физиологическое основание речи.

5. Вилы речи.

 

Практические задания[1]

1. Дайте определение понятиям «внимание» и «речь». Приведите 2-3 примера их иллюстрирующих.

2. Возможна ли психическая активность, познавательная деятельность без внимания? Обоснуйте свой ответ.

3. Перечислите виды внимания, согласно основных критериев, и дайте им краткую характеристику. Приведите пример каждого вида внимания.

4. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью? Обоснуйте свой ответ.

5. Всегда ли возникновение интереса к деятельности обусловливает переход произвольного внимания в послепроизвольное?

6. Охарактеризуйте свойства внимания. Приведите 2-3 примера иллюстрирующих каждое свойство внимания.

7. Согласны ли вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связана с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей? Обоснуйте свой ответ.

8. Почему в световой рекламе свет периодически выключатся? С какой целью это делается?

9. Проанализируйте    основные виды речи. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждый вид речи.

10. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?

 

Задания для самостоятельной работы[2]:

1. Разработайте образы-ассоциации понятиям «внимание» и «речь»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятий.

2. Решение практических задач (Приложение А)

 

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринты, 1996. – 416 с.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология» : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания – М.: «ЧеРо», 2001. – 221 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.

5. Максименко С.Д. Общая психология – М. : «Рефл-бук» - 2004. – 528 с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.

 

 


 

Приложение А

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Задание 1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним – двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Задание 2.  Укажите, какие условия нужны   для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания?

а)    Постановка     вопросов и   решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.

б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

в)    Осознание текущих результатов    деятельности  в форме внутреннего словесного отчёта.

г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.

д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.

е) Использование определённых установок и психических состояний.

ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

Задание 3. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л)   Секретарь набирает на компьютере    текст приказ под диктовку начальника.

м)   Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора     и одновременно передает ее содержание на другом языке.

н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

Задание 4. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи:

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика, изображение.

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6. Заранее планируемая и программируемая речь.

7. Грамматически бессвязная форма речи.

8. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика.

9. Речь, в которой последующие            высказывания    в большой  степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

10. Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11. Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.

12. Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

Задание 5. Разведите признаки языка и речи:

· Исторически сложившиеся средство общения.

· Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.

· Развивается относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психологией, ни с его поведением.

· Отражает психологию народа.

· Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

· Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

 

 


[1] Являются обязательными для выполнения, так как идут параллельно с вопросами для обсуждения, сами задания могут печататься, ответы пишутся от руки на листах А4 и вкладываются в папку – для каждого семинара

[2] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы – для каждого семинара

 



2019-12-29 868 Обсуждений (0)
Психология внимания и речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология внимания и речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)