Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


по преддипломной практике



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
по преддипломной практике 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТЧЕТ

На ООО «ЭМС»

 

Студентки Марочник Ирины Николаевны

Руководитель практики от НШФ ЮФУ Бодрухина Н.Н.

 

Новошахтинск 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЭМС»

1.1 Сведения о предприятии ООО «ЭМС»

1.2 Организационная структура управления

1.3 Анализ факторов внешней и внутренней среды

1.4 Управление персоналом

1.5 Управление маркетингом

1.6 Экономические службы и финансовый менеджмент

2. СУЩНОСТЬ РИСКА И МЕТОДВ ИХ ОЦЕНКИ

2.1 Понятие риска, классификация и оценка риска

2.2 Факторы, влияющие на возникновение рисков

2.3 Методы оценки экономических рисков

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЭМС»

 

1.1 Сведения о предприятии ООО «ЭМС»

 

ТОО «ЭМС», зарегистрированное Администрацией г. Новошахтинска, регистрационный номер № 7113 от 30.12.1993 г., утверждает настоящий Устав в связи с приведением его в соответствие с требованиями Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. С момента регистрации настоящего Устава и учредительного договора Устав ТОО «ЭМС» становится не действительным.

Предприятие является юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью (ООО).

Полное фирменное наименование общества на русском языке: общество с ограниченной ответственностью «ЭМС».

Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ООО «ЭМС».

Местонахождение Общества: 346905 Ростовская область г. Новошахтинск, ул. Бестужева, 95 (нежилое помещение).

Почтовый адрес Общества: 346919 г. Новошахтинск, Ростовская области, пр. Ленина, 20.

e-mail: [email protected], [email protected].

Численность на предприятии – 150 человек, в 2009 году численность составляла 200 человек, в 2010 году в связи с экономическим кризисом в стране произошло сокращение до 150.

В состав ООО «ЭМС» входит филиал № 1 в качестве территориально обособленного структурного подразделения, расположенного в г. Шахты Ростовской области, пер. Енисейский 15.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

Предметом деятельности Общества являются: платные услуги производственно-технического назначения населению и юридическим лицам; посредническая деятельность; торгово-закупочная деятельность; производство и реализация строительных материалов; переработка сельхозпродуктов; изготовление и реализация мебели; выполнение всех видов ремонта и технического обслуживания контрольно-кассовых машин; выполнение всех видов ремонта и технического обслуживания контрольно-измерительных приборов; выполнение строительно-монтажных работ; выполнение работ по устройству наружных и внутренних инженерных сетей связи, радио, телевидения; эксплуатация грузоподъемных машин; осуществление других работ и оказание услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.

Миссия ООО «ЭМС» - оказание строительных и монтажных работ, производство пенобетона, соответствующих гос. стандарту с дальнейшей реализацией юридическим и физическим лицам по территории РФ.

Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Также существуют долгосрочные и краткосрочные цели в организации, краткосрочные вытекают из долгосрочных.

Главной целью Общества является извлечение прибыли. Долгосрочной целью предприятия является создание филиалов и представительств на территории РФ и за рубежом. Краткосрочные цели:

1) Повышение квалификации сотрудников;

2) Привлечение новых клиентов и заказчиков и др.

По существующим основным видам деятельности планируется увеличить производство пенобетона.

Задачи ООО «ЭМС» основываются на поставленных целях, в задачи Общества входит:

1) Внедрение новых технологий изготовления металлоизделий, в частности покраска порошковым покрытием;

2) Изучение рынка металлоизделий в поисках новых изделий, с целью выхода на серийное производство;

3) Реализация продукции через дилерские компании по продажам металлопластиковых окон, а также через мебельные, строительные, хозяйственные магазины;

4) Рассмотрение ценообразования на монтажи металлических изделий и вставку замков на двери и ворота;

5) Поиск новых идей на металлоизделия, технологически связанных с понижением трудоемкости;

6) Изучение конъюнктуры рынка металлоизделий;

7) Поиск малых подрядных строительных организаций, не имеющих своих механических мастерских для изготовления металлоизделий;

8) Реализация металлоизделий в специализированные учебные заведения и через отделы народного образования;

9) реализация ритуальных изделий через бюро ритуальных услуг близлежащих населенных пунктах (г. Шахты, г. Гуково, г. Красный Сулин, село Родионово-Несветаевская);

10) Применение нового вида услуг в форме кредитного договора для реализации металлоизделий;

11) Участие в специализированных выставках.

ООО «ЭМС» действует на основании Устава.

Устав утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Предприятие имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке.

Генеральный директор ООО «ЭМС» - Ушанев Юрий Владимирович, вместе с его учредителями являются владельцами уставного капитала.

Целью создания Общества является ускорение формирования товарного рынка, извлечение прибыли из хозяйственной деятельности. Совет учредителей решает вопрос о распределении чистой прибыли.

За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход.

 

1.2 Организационная структура управления

 

На предприятии ООО «ЭМС» линейно-функциональная структура управления.

Менеджеры

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «ЭМС»

 

Наличие линейно-функциональной структуры дает возможность сочетания преимуществ линейных и функциональных систем. Такая структура дает возможность более глубокой проработке планов и решений.

Преимущества:

1) Более глубокая подготовка к решению планов, связанных со специализацией работников.

2) Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем.

3) Возможность привлечения конкурентов и консультантов.

4) Сочетание возможностей линейных и функциональных систем.

Недостатки:

1) Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между структурными подразделениями.

2) Недостаточная четкая ответственность подразделений, т.к. готовящееся решение, как правило, не участвует в его реализации.

3) Чрезмерная развернутая система, взаимодействующая по вертикале, а именно подчиняющаяся по иерархии управления, т.е. тянущееся к чрезмерной централизации.

4) Конкуренция и конфликты по ресурсам.

Данная структура управления взаимодействует внутри системы удовлетворительно, и поэтому не нуждается в особых изменениях.

В соответствии с действующей линейной структурой управления предприятием утверждается следующий состав основных функций и служб, обеспечивающих их реализацию: маркетинг: служба маркетинга; организация производства: отдел обеспечения сырьем и взаиморасчетов; отдел перспективного развития; отдел внешнеэкономической деятельности; технический и конструкторский отделы; служба главного технолога; основные производства и цех по производству изделий с печатным рисунком; отделы главного энергетика и механика; ремонтно-строительный цех; служба независимого контроля; отдел реализации договоров; транспортно - складское хозяйство; финансы и экономика: финансовый отдел; экономический отдел; юридический отдел; бухгалтерский учет: бухгалтерия (материальный, финансовый учет и расчеты с персоналом); отдел кадров и социальных вопросов; отдел подготовки кадров; отдел охраны труда; здравпункт; столовая; информационное обеспечение: отдел информационно - компьютерных технологий.

Единство и взаимосвязь выполнения поставленных задач реализуется через качественное и оперативное исполнение всеми службами возложенных на них обязанностей.

Данная структура управления взаимодействует внутри системы удовлетворительно, и поэтому не нуждается в особых изменениях.

Механизм управления организации гармонично взаимодействует на всех этапах и между всеми составляющими элементами, что свидетельствует о наличие хорошо функционирующей структуры управления, где каждое подразделение работает пропорционально и дополняет друг друга.

Для развития организации ООО «ЭМС» проводит маркетинговые исследования, то есть производит сбор информации по деятельности предприятий, занимающихся оказанием таких же услуг.

Руководитель анализирует информацию каждую в отдельности, тем самым, делая выводы по каждой проблеме, затем производит общий анализ по сложившейся ситуации и принимает нужное управленческое решение.

А для принятия правильных управленческих решение руководитель пользуется услугами специалистов (экономист, менеджер, юрист и т.д.).

1.3 Анализ факторов внешней и внутренней среды

 

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно- технической и производственно сбытовой деятельности фирмы.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Выбор поставщиков осуществляется на основе реестра, в который включены наиболее выгодные партнеры. Оценка поставщиков осуществляется по следующим критериям: соответствие закупленного сырья требованиям к качеству, установленным в договоре на поставку, соблюдение поставщиком сроков поставки, условия оплаты, цена на закупаемое сырье по сравнению со среднерыночной ценой, место расположения поставщика.

Поставщики: ООО «СКСтроймастер»: Москва, Таганрог, ООО «Спецэнероснаб»: Таганрог, ООО «Сталвекс»: Таганрог, ООО «СтальГрупп»: Москва, Таганрог (импорт,экспорт), ЗАО «Сулинский Металлургический Завод»: Красный Сулин, ЗАО «Т.П.С. – Юнайтед»: Таганрог, ОАО «Тагмед»: Таганрог, ООО «Твид»: Таганрог, Филиал «ТДТМК»: Таганрог.

Поставляют: полуфабрикаты для строительно-монтажных работ, металлопластиковые трубы, деревянные конструкции, оборудование и детали для спец. техники и землеройных машин, пластмасс, двери, решетки, ворота и др.

Конкуренты по городу Новошахтинск: ООО «Стройверк», ООО «Рамада», ООО «Стройсервис» и ООО «Строймонтаж», ООО «Синусоида», ООО «Строитель», ООО «Контакт», Магазин «ЭКСКЛЮЗИВ», Магазин «У ЯКОВА». Конкуренты по РФ: Организации: Сигма, Восток Юг, Стройматериалы, Интекстрой, Мегастрой, Фипеб, Донстрой бетон, Каменстрой индустрия, Металсервис, Депосервис, Аспект Юг, Бриг + и др.

Потребители жители РФ, а также прилегающие к ней объекты (магазины, здания, организации и т.д.).

ООО «ЭМС» фактически находится в центре города Новошахтинск по Ленина 20, что позволяет привлекать дополнительно клиентов за счет удобства расположения офиса. Наличие в городе железной дороги дает возможность, транспортировать продукцию в другие регионы страны.

ООО «ЭМС» активно занимается рекламной деятельностью, для улучшения имиджа своей организации и увеличения объема продаж. Общество проводит следующие рекламные мероприятия:

1) Реклама на местном телевидении ТРК «Несветай», при этом увеличивается объем заказов на предприятии;

2) Печатная реклама в местных газета, благодаря чему увеличивается объем продаж на 12 %;

3) Печатная реклама в близлежащих городов;

4) Распространение рекламных листовок;

5) Участие в выставках.

 

Рисунок 2

 

Анализируя рекламную деятельность, можно сделать вывод, что наиболее недорогим и эффективным средством рекламы являются рекламные листовки.

Технический потенциал: техническая оснащенность организации соответствует нормам. ООО «ЭМС» информационно обеспеченно и компьютезировано и оснащено информационно технической базой. В наличии организации имеются услуги спецтехники и токарных машин.

Учет движения готовой продукции в ООО «ЭМС» состоит из двух этапов: поступление готовой продукции на склад; отпуск готовой продукции со склада покупателям (заказчикам) в порядке реализации или при ином ее выбытии.

Готовая продукция сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу.

Поступление готовой продукции на склад (выпуск из производства) оформляется приемосдаточными накладными, которые выписываются в двух экземплярах, один из них предназначен для сдатчика, а другой остается на складе и которые хранятся в информационной системе Общества. В организации склад автоматизирован, поэтому вместо карточек складского учета на поступившую на склад продукцию используются оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.

 

1.4 Управление персоналом

 

Согласно штатному расписанию в Обществе на период 1 квартала 2010 года работают – 150 человек, в 2009 году численность составляла 200 человек, в 2010 году в связи с экономическим кризисом в стране произошло сокращение.

Возрастная структура за 4 года существования предприятия приведена в таблице № 1.

Из таблицы видно, что большее количество работников ООО «ЭМС», это люди в возрасте 36-45 лет, которые составляют больше 50 % всего количества работающих в организации. В возрасте 30-35 лет около 15 %, 21-19 лет – 10 %, более 46 – больше 20 %.

Таким образом средний возраст работников 36-45 лет. Все работники имеют высшее и среднееспециальное образование. Большинство работников имеют стаж работы не менее 5 лет. Текучесть кадров не значительная (видно из таблицы). За время существования Общества прогулов по не уважительным причинам не наблюдалось. Оплата труда персонала, фиксированная, и прописана в трудовых договорах. Максимальная заработная плата составляет около 20 тыс. руб., а минимальная составляет МРОТ установленный российским законодательством.

 

Таблица № 1 – Возрастная структура персонала Общества

Возраст

Количество людей

Года

2006 2007 2008 2009 1 кв. 2010 г.
Моложе 20 3 3 5 нет нет
21-29 9 12 14 15 10
30-35 28 30 26 34 23
36-45 105 113 111 102 82
Более 46 35 42 44 49 35
Всего 180 200 200 200 150

 

В ООО «ЭМС» все сотрудники проходят курсы повышения квалификации, организация приглашает специалистов, которые проводят тренинги с рабочими, тренинги различны, к каждой группе рабочих по их специализации.

Также Общество направляет своих сотрудников на переобучение, если это необходимо.

Мотивация и стимулирование работников: выдача премий, наличие соц. пакета, предоставление оплачиваемого отпуска и путевок по льготной цене.

 


1.5 Управление маркетингом

 

На предприятии ООО «ЭМС» существует свой отдел маркетинга. Основной задачей данного отдела является заключение договоров сбыта. Маркетинговый отдел дает заявки, в соответствии с которыми плановым отделом составляются недельные, месячные планы. Есть группа реализации договоров – это технические работники, составляющие в системе товарно-транспортные накладные. Все договора попадают непосредственно к ним.

Под политикой цен понимаются общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию. Ценовую политику использует Общество для: максимизации рентабельности продаж, максимизации рентабельности чистого собственного капитал предприятия, максимизации рентабельности всех активов предприятия, стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

Методы определения цен на продукцию: расчет цен, исходя из себестоимости и прибыли; ориентации на покупательский спрос продукции, выпускаемой предприятием; использование среднеотраслевых цен; ориентация на цены продукции, выпускаемой предприятиями – конкурентами. Политика предприятия в сфере ценообразования заключается в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, соблюдения таких факторов как: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации возможные при этих ценах; средние затраты, соответствующие объемам производства и др. Стратегия ценообразования у Общества заключается в установлении цен несколько ниже чем у конкурентов, то есть происходит ценовой прорыв (пониженные цены) ООО «ЭМС». Такая стратегия ценообразования направлена на получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.

 


1.6 Экономические службы и финансовый менеджмент

 

Анализ его за 3

Согласно устава предприятия имущество и финансы ООО «ЭМС» образуется за счет.

- доходов от реализации продукции, работ, услуг,

- кредитов банков, доходов от аукционов,

- безвозмездных или благотворительных взносов предприятий и граждан.

Резервный фонд образуется за счет ежегодных отчислений от прибыли в размерах, определяемых Общим собранием, до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигнет 25% уставного капитала Общества.

В целях управления финансами предприятия применяется финансовый механизм.

Финансовый механизм предприятияэто система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства.

Модель финансового механизма ООО «ЭМС» состоит из:

- финансово-кредитного планирования;

- финансово-оперативной работы;

- финансового учета и отчетности;

- финансового анализа и контроля.

Финансово-кредитное планирование включает в себя:

-разработку управленческой учетной политики организации (определяются формы планирования новых производств и участков, методы списания сырья и материалов в производство);

-разработку бизнес – плана. Разрабатываются следующие его разделы: «Основные показатели финансово-экономического состояния организации», «Прогноз прибыли и убытков», «Прогноз движения наличных средств»;

-определение источников финансирования предприятия;

-разработку налоговой политики предприятия и организацию разработки налогового бюджета предприятия;

-руководство работами по формированию кредитной политики организации, которые включают в себя: анализ структуры баланса; определение уровня соотношения собственных и заемных средств; составления плана возврата заемных средств; расчет процентных ставок за период кредита; разработку планов погашения кредитов.

Финансово-оперативная работа представляет собой:

-управление движением финансовых ресурсов организации и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования ресурсов и получения максимальной прибыли;

-непосредственное ведение переговоров с коммерческими банками, иными кредитными учреждениями и организациями;

-управление активами организации;

-обеспечение своевременного поступления доходов, оформление финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов, погашение займов, выплату процентов, зарплаты работникам, перечисление платежей в банки, перечисление налогов и сборов.

Финансовый учет и отчетность включает в себя:

-руководство разработкой стандартов финансового учета;

-руководство учетом движения финансовых средств и составлением отчетности о результатах финансовой деятельности, обеспечение достоверности финансовой информации, контроль правильности составления и оформления отчетной документации;

-координацию работы по составлению пояснительных записок (ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных) по формам финансового учета и отчетности с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, организаций-конкурентов);

-подготовку отчетов по финансовым вопросам для директора и собственников предприятия.

Финансовый анализ и контроль представляет собой:

-организацию анализа финансово-экономического состояния предприятия (анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых коэффициентов);

-организацию исследования и анализа затрат на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортных и других издержек с целью определения политики управления издержками;

-организацию и обеспечение контроля исполнения финансовых планов, правильного расходования денежных средств и целевого использования оборотных средств;

-ведение финансового анализа по следующим показателям: поступление средств на счет предприятия за выполненные работы; выплата процентов по кредитам; величина свободных средств организации;

-контроль работы бухгалтерии.

Финансовые отношения Общества можно разделить на три группы. Это отношения:

- с другими предприятиями и организациями;

- внутри предприятия;

- с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, различными фондами.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом и др.

Самая большая по объему денежных платежей группа – это отношения предприятия с другими предприятиями и организациями: отношения, связанные с выполнением различного рода работ и услуг, приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений очень важна, так как именно в сфере материального производства создается доход, предприятие получает выручку от реализации выполненных работ и прибыль. Организация этой группы отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.

Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между участками, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими.

Отношения сфинансово-кредитной системой ООО «ЭМС многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятия с банком строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия. Кредит является источником формирования основных средств, расширения производства, его ритмичность, улучшение качества выполняемых работ и услуг, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий. Долгосрочный кредит (более 1 года) в ООО «Ростверк» практически не применяется.

Так как предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы, количественное содержание и значение которых выражается экономическими показателями, назовем наиболее значимые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, применяемые в ООО «ЭМС».

Основными показателями ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и справки к ней являются: внеоборотные активы; оборотные активы; активы; валюта баланса; собственный капитал (капитал и резервы); долгосрочные и краткосрочные обязательства; дебиторская и кредиторская задолженность; ценности, учитываемые на забалансовых счетах.

В ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», справках и расшифровках к ней содержаться такие показатели как: выручка от продажи товаров, работ, услуг; усеченная и полная себестоимость проданных товаров; валовая прибыль, прибыль (убыток от продаж); прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределенная прибыль / убыток) отчетного периода; операционные доходы и расходы; внереализационные доходы и расходы; чрезвычайные доходы и расходы; расшифровка отдельных прибылей и убытков.

В ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала» раскрываются частные показатели движения собственного капитала предприятия; рассчитываются их величины по состоянию на начало и конец года; отражаются поступления и использования всех составляющих собственного капитала.

В ф. № 3 включены сведения о таких факторах увеличения собственного капитала, как: переоценка активов; прирост имущества; слияние или присоединение компаний и др. Здесь же содержится информация о факторах уменьшения собственного капитала.

В ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств» отражается наличие, поступление и расходование денежных средств предприятия от текущей и финансовой деятельности, оценивается их изменение по состоянию на конец года в сравнении с началом года.

В ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому учету» дается развернутая количественная характеристика показателей движения заемных средств; дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе краткосрочной и долгосрочной, из нее – просроченной свыше трех месяцев; амортизируемого имущества; расходов по обычным видам деятельности за предыдущий и отчетный годы по элементам затрат, а также остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и др.

Форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» в ООО «ЭМС» не применяется.

Общество применяет общую систему налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогоплательщик должен платить все налоги в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения общей системы является прибыль предприятия при налоговой ставке 24%. В настоящее время у предприятия нет долгов по налоговым платежам.

 


2. СУЩНОСТЬ РИСКА И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ

 

2.1 Понятие риска, классификация и оценка риска

 

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «риск» определяется как «возможная опасность» и «действие на удачу в надежде на счастливый исход». Следовательно, риск предполагает возможность и неблагоприятного исхода. Риск — это неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели. Экономические издания конкретизируют термин «риск» применительно к цели исследования, определяя его то как «отклонение фактического результата от достигнутого», то как «вероятность определенного нежелательного события». Большинство экономистов под риском понимают вероятность (угрозу) потери лицом или организацией части своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной или финансовой политики. Для любого бизнеса важно не избежать риска вообще, а предвидеть его и принять наилучшее решение относительно определенного критерия, отражающего основной интерес предпринимателя.

Первое упоминание о риске как об обязательном атрибуте предпринимательской деятельности встречается у Р.Кантильона. Расхождения между рыночным спросом и предложением, по Р.Кантильону, создают возможности покупать дешево и продавать дорого. Предпринимательство для Р.Кантильона заключалось в предвидении и желании брать на себя риск, что обязательно связано с вовлечением труда в производственный процесс, но не обязательно требует вовлечения всех средств предпринимателя.

В работе И.Г. фон Тюнена «Изолированное государство» (1850 г.) отмечаете» такое свойство предпринимательской деятельности, как непредсказуемость. В частности, он считал, что вознаграждение предпринимателя является доходом за принятие на себя тех рисков, которые из-за непредсказуемости не покроет ни одна страховая компания. В дальнейшем это свойство предпринимательской деятельности рассматривалось в теории Ф.Х. Найта и определялось как «неопределенность».

В теоретической литературе и учебниках встречается несколько общих классификаций рисков. Применительно к конкретной фирме список рисков индивидуален, однако понятие «риск» .включает в себя по крайней мере три элемента:

- неопределенность события, т.е. риск существует только тогда, когда возможно не единственное развитие событий;

- потери. Хотя бы один исход должен быть нежелательным. Потери — неопределенное сокращение стоимости в результате реализации опасности;

- небезразличность. Риск должен задевать определенного человека или организацию, которые стремились бы не допустить нежелательное для них развитие событий.

Экономические решения с учетом перечисленных и множества других факторов принимаются в рамках так называемой теории принятия решений - аналитического подхода к выбору наилучшего действия (альтернативы) или последовательности действий. В зависимости от степени определенности возможных исходов или последствий различных действий, с которыми сталкивается лицо, принимающее решение (ЛПР), в теории принятия решений рассматриваются три типа моделей:

• выбор решений в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому конкретному исходу;

• выбор решений при риске, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность появления. Предполагается, что ЛПР эти вероятности известны или их можно определить путем экспертных оценок;

• выбор решений при неопределенности, когда то или иное действие или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно неизвестны или не имеют смысла

Проблема риска и прибыли — одна из ключевых в экономической деятельности, в частности, в управлении производством и финансами. В специальной литературе обычно различают следующие общие для всех виды экономических рисков:

— производственный, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств перед заказчиком;

— кредитный, обусловленный невозможностью выполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором;

— процентный, возникающий вследствие непредвиденного изменения процентных ставок;

— риск ликвидности, обусловленный неожиданным изменением кредитных и депозитных потоков;

— инвестиционный, вызванный возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг;

— рыночный, связанный с вероятным колебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют.

В приведенном перечне рисков, по крайней мере, процентный, инвестиционный, рыночный риски являются по существу рисками форсмажорных обстоятельств.

В экономической литературе сложились устойчивые понятия «безрисковые инвестиции» или «нулевой риск». Инвестиция считается безрисковой, если доход по ней гарантирован. Примером безрисковой инвестиции являются вложения в государственные ценные бумаги, а именно — в казначейские обязательства.

К вышеприведенному перечню рисков необходимо прибавить риски проигрыша в «игре с природой», которые в некоторых отраслях народного хозяйства весьма вероятны (сельское хозяйство) и вызываются не только форсмажорными обстоятельствами, но и степенью точности прогнозов, используемых при определении вероятности наступления ожидаемого события (прогнозы погоды, промысловые прогнозы добычи рыбы).

Особенности проявления риска тесно связаны со сферой возникновения предпринимательской деятельности. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют производственный, хозяйственный (коммерческий), финансовый риски, риск оказания посреднических операций, а также риск осуществления страховых операций.

Применительно к сфере предпринимательства риски классифицируют по следующим признакам (табл. 2).

 

Таблица 2 – Классификация предпринимательских рисков

Классификационный признак

 

Сферы предпринимательской деятельности

.

Сферы

 

1  

Виды предпринимательской деятельности

1.1. Производство

1.2. Коммерция

1.3. Финансы

1.4. Посредничество

1.5. Страховой рынок

2

Характер последствий

2.1. Чистый риск

2.2. Спекулятивный риск

3  

Сфера возникновения

3.1. Внешний риск

3.3. Внутренний риск

4

 

Факторы возникновения

4.1. Политический риск

4.2. Экономический риск

 

 

4.2.1. Рыночный риск

4.2.2. Кредитный риск

4.2.3. Операционный риск

5  

Масштаб предпринимательской деятельности

5.1. Локальный риск

5.2. Отраслевой риск

5.3. Региональный риск

5.4. Национальный риск

5.5. Международный (страновой)

6

Этап предпринимательской деятельности

6.1. Расчетный риск

6.2. Текущий риск

6.1.1. Долгосрочный риск

6.1.2. Краткосрочный риск

7  

Время возникновения

7.1. Ретроспективный риск

7.2. Текущий риск

7.3. Перспективный риск

8  

Оценка масштабов последствий

8.1. Недопустимый риск 8.2. Критический риск

8.3. Повышенный риск

8.4. Умеренный риск

8.5. Минимальный риск
9  

Возможности диверсификации

9.1. Систематический риск

9.2.Несистематический риск

                       

Произв



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
по преддипломной практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: по преддипломной практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)