Социальная политика Российской Федерации
Обеспечение успешного и устойчивого развития любой страны или региона, а также степень их конкурентоспособности во многом определяются количеством и качеством человеческих ресурсов. В выгодном положении оказываются те территории, которые поступательно двигаются по пути их наращивания и эффективного использования, заботятся о развитии национального трудового потенциала. [16, с. 35] В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве стратегической цели развития обозначается достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (среднедушевой валовой внутренний продукт (ВВП) - 20-30 тыс. долл. США) представляется возможным в случае поддержания среднегодовых темпов экономического роста в диапазоне 5-7% на протяжении всего рассматриваемого периода. В принципе, для страны с ВВП по паритету покупательной способности в пределах 10-15 тыс. долл. в год на душу населения поддержание устойчивых ежегодных темпов роста на уровне 5—7% — вполне достижимая задача. Такие темпы роста в течение длительных периодов демонстрировали многие страны Азии, государства Балтии, Чили. Но в мировой истории нет ни одного примера страны, которая свыше 15 лет подряд имела бы темпы роста в таком диапазоне при столь существенном ежегодном снижении численности населения. Нынешние параметры воспроизводства народонаселения откровенно негативны. Начавшаяся в 90-е гг. минувшего столетия естественная убыль населения приобрела устойчивый и долговременный характер. К 2015г. число россиян может сократиться с нынешних 142 млн. до 136 млн. человек, а к 2025г. - до 125 млн. человек. Стабилизация численности населения страны и создание условий для ее роста, увеличение численности трудовых ресурсов, как это следует из утвержденной указом Президента Российской Федерации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, является важнейшей целью государства на современном этапе. В этих условиях актуализируется решение таких первостепенных задач, как: ■ стимулирование рождаемости и снижение смертности; ■ оптимизация миграционных потоков; ■ наиболее полное использование качественных резервов рабочей силы; ■ ускоренное наращивание производительности труда; ■ трудовая адаптация населения пенсионного возраста. Одновременно возникает необходимость повышения эффективности механизмов обеспечения всем гражданам равных возможностей в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, поощрения работодателей, создающих дополнительные рабочие места, а также механизмы социальной защиты. В настоящее время разработаны и приняты стратегические документы, затрагивающие в той или иной мере вопросы социального развития в долгосрочной и среднесрочной перспективе. В августе 2008г. Правительством была одобрена Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы. Указом Президента утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Кроме того, в принятых Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года вопросы социального развития занимают базовое место, пронизывая практически все их ключевые разделы. Несмотря на очевидные трудности, планируется сохранить и развить приоритетные национальные проекты, в том числе «Образование» и «Здравоохранение». Разработка и принятие дополнительной программы в этой области вряд ли необходимы. Вместе с тем представляется важным в условиях мирового финансового кризиса выработать конкретные рекомендации ответственным исполнителям по реализации намеченных стратегических задач в этой сфере. Основным ресурсом развития материальной базы социального сектора были и остаются бюджетные расходы государства. В 2009 г. общий объем расходов федерального бюджета превысит 9 трлн. руб. В том числе свыше 1 трлн. руб. — это средства, которые предполагается направить на финансирование приоритетных направлений важнейших социальных обязательств — индексацию заработных плат, пенсий, пособий. [15, с. 43] В 2009г. будет выполнена задача по повышению социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Кроме того, Председателем Правительства РФ В.В. Путиным поставлена задача ее индексации к 1 декабря 2009г. на уровень инфляции. Средний размер назначенных пенсий составил в августе 2009г. 5410 российских рублей, что на 14,6% больше уровня пенсий за август 2008г., а реальный размер пенсий за этот же период был увеличен на 2,1% по сравнению с августом 2008г. Средний размер трудовой пенсии увеличится, а в 2010г. он вырастет более чем в полтора раза по сравнению с 2008г. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели в федеральном бюджете 2009г. предусмотрено 18,9 млрд. руб. Кроме того, 114 млрд. руб. выделяется на реформу оплаты труда федеральных бюджетников с увеличением фонда оплаты их труда на 30%. Расходы на образование в 2009г. будут увеличены на 26% и достигнут 423 млрд. руб., на здравоохранение - на 35% и достигнут 485 млрд. руб. С 1 января 2009г. минимальный размер оплаты труда увеличен до 4330 руб. Эта мера в первую очередь позволила повысить доходы наименее обеспеченных работников и значительно снизить численность бедного населения среди работающих. Значительное повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать не только повышению средней заработной платы, но и росту фонда оплаты труда и соответствующих отчислений во внебюджетные фонды более быстрыми темпами. [12] Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника составила в августе 2009г. 18306 российских рублей и увеличилась по сравнению с августом 2008г. на 8,4%, а реальная заработная плата уменьшилась на 2,6%. Следует подчеркнуть, что государство гарантирует исполнение всех социальных расходов в полном объеме с учетом их индексаций, несмотря на мировой финансово-экономический кризис. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 6,8%, в январе-августе 2009г. - на 0,7%. Численность экономически активного населения в августе 2009г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости 76,5 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 70,5 млн. человек, или 92,1% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,0 млн. человек (7,9%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн. человек. [14] Необходимо на уровне субъекта Российской Федерации проработать комплекс мер, направленных на оздоровление реального сектора экономики и стабилизацию ситуации на рынке труда. В преддверии возможных осложнений на рынке труда эффективным сектором создания новых рабочих мест может выступить малый бизнес. Он обеспечит трудоустройство граждан, оставшихся не у дел после закрытия предприятий или сокращения персонала. Соответствующие полномочия по стимулированию развития малого бизнеса субъектам Российской Федерации предоставлены. В рамках упрощенной системы налогообложения они могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо взвешенно подходить к предоставленной возможности, поскольку ее реализация вызовет выпадающие доходы территориальных бюджетов. [16, с. 36]
Решение органов государственной власти о повышении пособия по безработице до 4900 руб., безусловно, является необходимой мерой социальной поддержки. Вместе с тем в целях эффективной ее реализации необходимо принять меры по повышению качества администрирования выделяемых на эти цели средств в части предупреждения коррупционной составляющей. Кроме того, вследствие недостатка в бюджетах большинства субъектов Федерации и муниципальных образований финансовых средств, необходимых для финансирования расходов на реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, таких как право на медицинскую помощь, право на получение бесплатного образования, право на жилище, уровни финансирования указанных расходов в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях значительно отличаются и зависят от уровня бюджетной обеспеченности конкретного субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В целях обеспечения равных для всех граждан Российской Федерации прав независимо от места их проживания необходимо рассмотреть возможность установления определенного минимального уровня финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социальной сфере, что является залогом укрепления федеративного устройства Российской Федерации. Необходим также тщательный анализ темпов роста тарифов на услуги естественных монополий. Согласно ранее утвержденному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 гг., прирост уровня оплаты услуг на трехлетний период предусматривался в среднем на 25%.[16, с. 37] В настоящее время одной из приоритетных задач является обеспечение более гибкой, в зависимости от экономической ситуации, индексации тарифов. В результате принятия оперативных решений в области тарифной политики в 2009 г. ожидается, что: — среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4% (ранее планировалось 18,7%); — среднегодовой рост тарифов на газ составить 16,3% (ранее планировалось 25%); — тарифы на теплоснабжение будут увеличены на 18% (ранее планировалось 22%). Кроме того, рассматривается законопроект, восстанавливающий право федерального центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ. Действительно, стоимость материалов, которые должны закупать монополии для осуществления своих инвестиционных программ, в связи с происходящими в экономике событиями падает. Следовательно, должно быть как минимум соразмерное уменьшение стоимости услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ. Единый социальный налог (EGH), ставка которого составляет сегодня 26%, с 1 января 2010г. превратится в страховые взносы. Они в общей сумме составят 34%. Новая система распространится на все отрасли, однако налоговая нагрузка распределится неравномерно — по определению она в наибольшей степени затронет те предприятия и организации, в которых большая доля затрат падает на оплату труда. Поэтому в целях снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий представляется целесообразным внести изменения в налоговое законодательство в части переноса сроков перевода ЕСН в страховые взносы и отсрочки повышения ставки страховых взносов в социальные фонды до 2013г. Вышеуказанные меры могли бы дополнить комплекс мероприятий по обеспечению комфортной среды обитания, созданию равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |